Слово «восстановить» означает вновь обрести или вернуть в прежнее состояние что-либо утраченное, забытое, разрушенное или пришедшее в упадок. «Восстановление» означает воссоздание или возвращение в нормальное состояние после повреждения или утраты.
Когда мы говорим, что Господь восстанавливает те или иные вещи, это означает, что в ходе истории церкви из-за деградации они были утрачены, неверно применены или даже извращены и что Господь воссоздаёт их в их первоначальном состоянии.
Деградация церкви
Деградация проникла в церковь ещё при жизни первых апостолов, и свидетельства об этой деградации можно найти в последних книгах Нового Завета.
Около 67 года по Р. Х. апостол Павел написал Тимофею: «Ты знаешь то, что все, кто в Азии, отвернулись от меня…» (2 Тим. 1:15). Азия — это провинция, которая располагалась на территории западной части современной Турции.
Выражение «все, кто в Азии» показывает общую обстановку среди верующих в Азии в то время и не включает в себя каждого отдельного верующего, но в целом ситуация была печальной. Многие христиане, которые прежде принимали служение апостола Павла, написавшего половину книг Нового Завета, теперь оставили его.Приблизительно в 69 году по Р. Х. апостол Пётр написал: «Но появлялись и лжепророки среди народа, как и среди вас будут лжеучители, которые будут тайно привносить уничтожающие ереси, даже отрекаясь от купившего их Владыки, наводя на себя быстрое уничтожение. И многие последуют их разврату, и из-за них путь истины будет ругаем» (2 Пет. 1:1-2). Второе послание Петра во многом свидетельствует об упадке.
Позднее, около 90 года по Р. Х., апостол Иоанн в своём Откровении обращается к церквям в Азии, провинции, которую упоминал Павел во 2 Тим. 1:15. В Азии находились города Эфес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сарды, Филадельфия и Лаодикия. Состояние большинства церквей в этой части мира, описанное в Отк. 2—3, несомненно является состоянием деградации.
Деградация охватила не только церкви в языческом мире. Ситуация в Иерусалиме, описанная в Деяниях, в главах 15 и 21, а также в трудах иудейского историка Иосифа Флавия, свидетельствовала о глубоком упадке и среди верующих в Иудее.
Исторический процесс
На протяжении следующих веков истории церкви деградация распространялась и усугублялась. В итоге библейские истины были погребены под вековыми слоями религиозных обычаев, философских представлений и культурных традиций разных народов. К наступлению эпохи Средневековья знания о многих драгоценных истинах в Писаниях были полностью утрачены и Библия стала «закрытой книгой», недоступной для тех, кого называли «мирянами».
Но, хотя в понимании верующих истины были утрачены, содержание этих истин было сохранено неизменным в тысячах рукописей, а также в печатных изданиях Библии, которые появились в XV веке после изобретения книгопечатания в Европе.
Исторический факт заключается не только в том, что Бог удивительным образом хранил Своё записанное Слово для последующих поколений, но и в том, что на протяжении столетий Он последовательно восстанавливал среди Своих верующих надлежащее понимание истин, содержащихся в Библии, а также соответствующие этим истинам переживания и практическое применение. Этот аспект исторического процесса мы называем Господним восстановлением.
Этапы Господнего восстановления
Важно понимать, что на протяжении всех веков истории церкви были Божьи люди, которые находились на линии Господнего восстановления. Реформация во времена Мартина Лютера, официальным началом которой считается 1517 год, стала самым известным этапом Господнего восстановления, но восстановление началось не в XVI веке.
Ещё в В XII—XIII веках были известны так называемые ката́ры,
альбиго́йцы и вальде́нсы. Их появление было реакцией на засилье в Европе римского католицизма. Они обращались к учениям и практике раннего христианства, проповедовали человеческие добродетели и взаимопомощь, практиковали проповедь за пределами храмов и выступали за свободу чтения Библии. Большинство из них было уничтожено католической инквизицией, но общины вальденсов в некоторых странах существуют до сих пор.В XIV веке в Германии и Нидерландах, а затем в Англии появились общины лолла́рдов,
которые признавали только авторитет Библии, подчёркивали значимость личного благочестия, выступали за социальное равенство и отвергали религиозные предания и практики. Их сжигали на кострах как еретиков, и в итоге движение лоллардов было жестоко подавлено.В Англии центром движения лоллардов первоначально был Оксфордский университет, где преподавал Джон Уи́клиф (ок. 1320-1384), известный английский священник, богослов и переводчик Библии, которого считают предтечей Реформации. В 1382 году он завершил перевод латинской Вульгаты на среднеанглийский язык. Этот перевод известен теперь как Библия Уиклифа. Его сочинения оказали большое влияние на взгляды чешского проповедника, ректора Пражского университета Яна Гуса (ок. 1369-1415), который стал одним из мучеников и по приговору католического собора был сожжён на костре вместе со своими трудами.
В XV веке, после казни Яна Гуса, в Чехии началось национально-освободительное движение, в ходе которого появились общины Моравских братьев.
Основой их богословия были идеи Яна Гуса. Они проповедовали непротивление злу насилием, не участвовали в войнах и жили в бедности и смирении, строго придерживаясь правил морали. Так назваемая Моравская церковь существует по настоящее время.В XVI веке, во времена Реформации, Мартин Лютер (1483-1546) стал инициатором беспрецедентных изменений в истории церкви, которые начались в Германии и распространились на другие европейские страны. Он сбросил оковы католицизма и восстановил для верующих библейскую истину об оправдании верой. Кроме того, он перевёл текст Библии на немецкий язык, сделав его доступным для своих соотечественников. Это положило конец установленной католицизмом монополии на чтение Библии (до этого иметь и читать Библию могли только католические священники). С этого времени в Европе повсеместно начинается масштабная работа по переводу Писаний на другие языки.
В XVII веке в среде католицизма появились так называемые мистики, которые делали акцент на внутренней жизни. Самые известные из них — Жанна-Мария Гийон (1648-1717) и Франсуа Фенелон (1651-1715). Их учения получили развитие в последующие века истории церкви. Благодаря этому движению в Господнем восстановлении для верующих открылся вход в переживания креста, духовной войны и жизни воскресения.
В XVIII веке граф Цинцендорф (1700-1760) и Моравские братья, которых он пригласил в свои владения в южной части Германии, до некоторой степени восстановили практику церковной жизни, стремясь жить в единстве и принимать других верующих в Христа, несмотря на их отличия. Первая община этих верующих появилась в 1722 году в основанном Цинцендорфом поселении Гернгут, поэтому их называли гернгутерами. Их евангельские миссии распространились во многие части мира, включая Россию.
В XIX веке появилась группа братьев в Англии, которых стали называть Братиями. Первым и самым известным руководителем среди них был Джон Нельсон Дарби (1800-1882). Откровение истины среди Братий в Англии превзошло всё, что было до этого. Реформация во времена Лютера в XVI веке представляла собой до некоторой степени мирское явление, связанное с политикой и правительствами европейских стран, а движение среди Братий в XIX веке было действительно чем-то духовным и отделённым от мира. Надлежащие истины, которым учат в протестантизме сегодня, практически полностью взяты из трудов Братий. Но, к сожалению, они не смогли сохранить повсеместное единство и завершить начатое (Отк. 3:2).
Начиная со времён Мартина Лютера, появлялись различные христианские направления, относящиеся к протестантизму: лютеранское, реформатское, англиканское, методистское, епископальное, пресвитерианское, конгрегационалистское, баптистское, пятидесятническое и др. Господь воздвигал среди них многих учителей Библии, благодаря которым был внесён определённый вклад в восстановление истины и были спасены миллионы людей. Однако из-за отсутствия видения в отношении Тела Христова и почвы единства все эти направления стали многими разделениями в христианстве.
Продолжение в XX веке
В начале XX века Господь пришёл на Дальний Восток и призвал в Китае молодого человека Вочмана Ни (1903-1972), получившего большую помощь от Братий. Он стал выдающимся христианским служителем, учителем Библии, автором многих христианских изданий и мучеником за Христа. Труд Вочмана Ни продолжил его близкий соработник Уитнесс Ли (1905-1997), который принёс Господне восстановление на Тайвань и в страны Юго-Восточной Азии, а затем в США, откуда оно распространилось на все континенты.
В начале 90-х годов XX века в страны русскоязычного мира приехали братья и с Запада, и с Востока. Они принесли Господне восстановление людям, живущим в этой части земли. Их видение было основано на Божьем изначальном намерении и Его неизменных принципах, раскрытых в Его Слове. Они благовествовали грешникам и учили верующих Божьему домостроительству, которое в вере (1 Тим. 1:4), они свидетельствовали о своём наслаждении неисследимым богатством Христовым и созидали церковь на почве единства согласно простому образцу, показанному в Новом Завете.
Восстановление сегодня
Мы глубоко благодарны Господу за то, что Он сделал нас частью Своего восстановления — не какой-то организации или структуры, а частью истории Бога в Его союзе с человеком. Сегодня в русскоязычном мире существуют многие поместные церкви, которые являются выражением одного Тела Христова и находятся в практическом единстве с тысячами поместных церквей на всех континентах земли.
Господне восстановление — это не наименование какого-то объединения, это исторический процесс, который развивается на протяжении столетий. Мы ясно осознаём себя частью этого удивительного процесса, источником которого является Сам Бог. Это наше свидетельство, наша радость и наша ответственность.
Все важные истины были восстановлены на протяжении прошедших столетий истории церкви, особенно в XIX—XX веках. Сегодня Божьи люди должны войти в действительность всех этих истин и в соответствующие им духовные переживания, а также верно применять на практике то, что раскрыто в Слове, ради завершения этого века, возвращения нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа и входа в Его вечное царство (1 Пет. 1:11).
Двенадцать колен в истории церкви
Кто такие мистики?
Кто такие Братия?
Кто такой Вочман Ни?