Кто такие Братия?

Братия — это группа верующих в Христа, которые были воздвигнуты Господом в Англии и Ирландии в первой половине XIX века — между 1825 и 1828 годами. Это был один из наиболее значительных этапов восстановления истины в истории церкви.

Многие люди приложили большие усилия, чтобы приписать им какое-то имя. И, поскольку не находилось подходящего названия, их стали называть «Братия», потому что эти верующие осуществляли на практике новозаветный принцип, согласно которому все они были просто братьями без каких-либо званий. Архаичная форма этого названия — «Братия» (англ. Brethren) — была взята из английской Библии короля Якова. Сами братья такого названия себе не присваивали, этим именем их обозначили другие люди. Поскольку одно из первых собраний Братий появилось в Плимуте, на юго-западном побережье Англии, их также называют Плимутскими братьями и Британскими братьями.

Братия полностью оставили и организацию Римского католи­цизма, и организацию проте­стантских деноминаций. Отбросив всякую иерархию, они называли себя просто «братьями» на основании сказанного Господом в Мф. 23:8: «Но вы не называйтесь „равви́“, ибо один у вас Учитель, а вы все — братья». Это была решительная реакция на папскую систему, епископальную систему и протестантскую систему в христианстве того времени.

Выдающиеся учителя Библии

Дэвид Пэнтон, который служил Господу в первой половине XX века, сказал, что движение Братий и его значение было более великим, чем Реформация. Реформация была до некоторой степени мирским явлением, поскольку была связана с человеческим правительством, а движение среди Братий было действительно чем-то духовным.

Первым руководителем среди них был Джон Нельсон Дарби. Он перевёл Библию с древне­еврейского и древне­греческого языков на английский, французский и немецкий, а также написал подробное толкование Библии — пятитомный «Синопсис книг Библии». В истории церкви его знают как «короля библейских толкований».

Постепенно Господь воздвигал среди Братий выдающихся учителей Библии. Вот что сказал о них Вочман Ни в 1945 году в сообщении, вошедшем в книгу «Ортодоксия церкви» (глава 7):💬

На протяжении десятков лет Бог давал много даров Своей церкви из среды этих братьев. Мы видим, что Бог также даровал особые служения многим другим братьям, а не только Джону Дарби и Джону Беллетту, с тем чтобы снабжать Свою церковь. Джордж Мюллер, который учредил сиротский приют, восстановил молитву в вере. В течение своей жизни он получал ответ на молитвы полтора миллиона раз.

Чарльз Генри Макинтош, который написал примечания к Пятикнижию, восстановил знание прообразов. Дуайт Муди сказал, что если представить, что все книги во всем мире должны были сгореть, то ему было бы достаточно лишь одного экземпляра Библии и примечаний Макинтоша к Пятикнижию.

Джеймс Дек дал нам много хороших гимнов. Джордж Каттинг восстановил уверенность в спасении. К 1930 году было продано тридцать миллионов экземпляров его брошюры «Безопасность, уверенность и наслаждение». Не считая Библии, это была самая популярная книга. Уильям Келли написал много толкований; по выражению Чарльза Сперджена, разум Келли был подобен вселенной по своему размаху. В девятнадцатом и двадцатом веках лучше всех знал Библию Ф. У. Грант. Роберт Андерсон был человеком, который лучше всех за последние столетия знал Книгу пророка Даниила.

Чарльз Стенли лучше всех умел приводить людей к спасению, проповедуя праведность Божью.  С. П. Треджеллс был известным филологом Нового Завета. История церкви, написанная Эндрю Миллером, по сравнению с другими историями церкви в наибольшей степени соответствовала Писанию. Бог немало использовал также Р. К. Чэпмена. Вот какие братья были в то время! Если бы мы подробно рассказали о других из среды братьев, то число всех тех, кто был весьма полезен Богу, по самым скромным подсчётам превзошло бы тысячу.

ЕЩЁ РЯД ИМЁН

В дополнение к именам, перечисленным выше, в брошюре «Кто мы?» Вочман Ни упоминает ещё ряд имён.

Бенджамин Ньютон был одним из ведущих братьев в Плимуте, которые стали известны как Плимутские братья. Роберт Говетт увидел вопрос награды и учил, что человек спасается по вере, но получает награду согласно своей работе перед Богом; он говорил, что спасение — это вопрос внутренней жизни, а награда — вопрос внешнего жития. Чарльз Сперджен однажды сказал, что учения Говетта настолько глубоки, что он на сто лет опередил своё время.

Джордж Пембер написал много библейских комментариев. Наиболее известны две его книги: «Ранние века земли» и «Великие пророчества». Вряд ли найдётся другой христианский автор, который так глубоко исследовал то, что написано в этих книгах. Дэвид Пэнтон, наставник Маргарет Барбер, занимался пророческими исследованиями и написал ряд книг и трактатов. Хадсон Тейлор был известным миссионером в Китае и основателем Миссии внутреннего Китая. Роберт Перселл Смит увидел истину об освящении. Ханна Уайтолл Смит шла тем же путём, она написала книгу «Секрет счастливой жизни христианина».

Стокнелл, Эван Хопкинс и Эндрю Мюррей начали проводить в Германии, Англии и других странах конференции, которые стали началом того, что позже стало называться Кесвикской конференцией. С того момента началась линия внутренней жизни, на которой стояли Джесси Пенн-Льюис, проповедовавшая истину о кресте, Кэмпбелл Морган, Адонирам Гордон и Сэмуэль Гордон. Высшая точка в учении о внутренней жизни была достигнута в трудах Теодора Остин-Спаркса. Трамбул высвободил истину о побеждающей жизни. Учение Братий оказало влияние на известных проповедников XIX века Чарльза Сперджена, Дуайта Муди и Чарльза Финнея.


Восстановление истины и откровения среди Братий в XIX веке превзошло всё, что было до этого. Надлежащие истины, которым учат в протестантизме сегодня, практически полностью взяты из трудов Братий. Многие ищущие христиане знакомы с толковой Библией Скоуфилда. Девяносто процентов того, что Сайрус Скоуфилд написал в библейских комментариях, основано на учениях Братий, которые он собрал и отредактировал.💬

В книге Уитнесса Ли «Путь церкви» восстановлению истины среди Братий посвящена отдельная глава.

Евангельское движение в России

Движение Братий в XIX веке оказало влияние и на проповедь благовестия в России, в истории которого одним из самых известных миссионеров был лорд Гренвилл Редсток.💬 Он родился в 1830 году в Лондоне. В 1856 году после учёбы в Оксфордском университете он поступил на военную службу. Когда Редсток пережил обращение к Господу, он сблизился с общиной Братий в Бристоле (Англия), одним из его учителей был Джордж Мюллер. В 1866 году, оставив военную службу в звании полковника, Редсток начал служить как миссионер, занялся благотворительностью и посетил многие страны Европы и Индию.

Ещё до начала своего миссионерского служения он начал молиться о том, чтобы Бог открыл ему дверь для проповеди благовестия в России. Эта молитва продолжалась в течение десяти лет, и в начале 1874 года Редсток впервые приехал в Санкт-Петербург. Там он познакомился со многими представителями высшей российской аристократии, проводил с ними беседы на духовные темы и проповедовал в частных домах для широкого круга слушателей. Как раз в то время, в 1876 году, вышел в свет первый русский перевод Библии, известный как Синодальный.

Редсток приезжал в Россию в течение четырёх лет и в 1878 году был вынужден покинуть страну из-за давления властей и Русской православной церкви. Ему был запрещён въезд в Россию, но начатые им молитвенные собрания сохранились и положили начало движению евангельских христиан.

Благодаря проповеди Редстока уверовал в Христа известный аристократ и один из богатейших людей в России того времени Василий Александрович Пашков. Позже он стал лидером общины в Санкт-Петербурге, поэтому участников общины стали называть «пашковцами». В 1882—1883 годах по приглашению этой общины в столице России проповедовал Джордж Мюллер, один из основателей движения Братий. Он крестил Пашкова и ещё нескольких братьев общины в Санкт-Петербурге.

Итак, Братия оказали большое влияние на проповедь благовестия в России, и лорд Редсток считается одним из основателей евангельского движения в этой части мира. Но нужно понимать, что появившиеся в России в конце XIX века евангельские общины развивались отдельно от общин Братий в Европе и США и не относились к их числу.


Джордж Каттинг
Брошюра «Безопасность, уверенность и наслаждение», Джордж Каттинг
Книга «„Братья“ с 1870 года», Вильям Дронсфилд
Кто такой Вочман Ни?