Братия — это группа верующих в Христа, которые были воздвигнуты Господом в Англии и Ирландии в первой половине XIX века — между 1825 и 1828 годами. Это был один из наиболее значительных этапов восстановления истины в истории церкви.
Многие люди приложили большие усилия, чтобы приписать им какое-то имя. И, поскольку не находилось подходящего названия, их стали называть «Братия», потому что эти верующие осуществляли на практике новозаветный принцип, согласно которому все они были просто братьями без каких-либо званий. Архаичная форма этого названия — «Братия» (англ. Brethren) — была взята из английской Библии короля Якова. Сами братья такого названия себе не присваивали, этим именем их обозначили другие люди. Поскольку одно из первых собраний Братий появилось в Плимуте, на юго-западном побережье Англии, их также называют Плимутскими братьями и Британскими братьями.
Братия полностью оставили и организацию Римского католицизма, и организацию протестантских деноминаций. Отбросив всякую иерархию, они называли себя просто «братьями» на основании сказанного Господом в Мф. 23:8: «Но вы не называйтесь „равви́“, ибо один у вас Учитель, а вы все — братья». Это была решительная реакция на папскую систему, епископальную систему и протестантскую систему в христианстве того времени.
Выдающиеся учителя Библии
Дэвид Пэнтон, который служил Господу в первой половине XX века, сказал, что движение Братий и его значение было более великим, чем Реформация. Реформация была до некоторой степени мирским явлением, поскольку была связана с человеческим правительством, а движение среди Братий было действительно чем-то духовным.
Первым руководителем среди них был Джон Нельсон Дарби. Он перевёл Библию с древнееврейского и древнегреческого языков на английский, французский и немецкий, а также написал подробное толкование Библии — пятитомный «Синопсис книг Библии». В истории церкви его знают как «короля библейских толкований».
Постепенно Господь воздвигал среди Братий выдающихся учителей Библии. Вот что сказал о них Вочман Ни в 1945 году в сообщении, вошедшем в книгу «Ортодоксия церкви» (глава 7):
На протяжении десятков лет Бог давал много даров Своей церкви из среды этих братьев. Мы видим, что Бог также даровал особые служения многим другим братьям, а не только Джону Дарби и Джону Беллетту, с тем чтобы снабжать Свою церковь. Джордж Мюллер, который учредил сиротский приют, восстановил молитву в вере. В течение своей жизни он получал ответ на молитвы полтора миллиона раз.
Чарльз Генри Макинтош, который написал примечания к Пятикнижию, восстановил знание прообразов. Дуайт Муди сказал, что если представить, что все книги во всем мире должны были сгореть, то ему было бы достаточно лишь одного экземпляра Библии и примечаний Макинтоша к Пятикнижию.
Джеймс Дек дал нам много хороших гимнов. Джордж Каттинг восстановил уверенность в спасении. К 1930 году было продано тридцать миллионов экземпляров его брошюры «Безопасность, уверенность и наслаждение». Не считая Библии, это была самая популярная книга. Уильям Келли написал много толкований; по выражению Чарльза Сперджена, разум Келли был подобен вселенной по своему размаху. В девятнадцатом и двадцатом веках лучше всех знал Библию Ф. У. Грант. Роберт Андерсон был человеком, который лучше всех за последние столетия знал Книгу пророка Даниила.
Чарльз Стенли лучше всех умел приводить людей к спасению, проповедуя праведность Божью. С. П. Треджеллс был известным филологом Нового Завета. История церкви, написанная Эндрю Миллером, по сравнению с другими историями церкви в наибольшей степени соответствовала Писанию. Бог немало использовал также Р. К. Чэпмена. Вот какие братья были в то время! Если бы мы подробно рассказали о других из среды братьев, то число всех тех, кто был весьма полезен Богу, по самым скромным подсчётам превзошло бы тысячу.
Восстановление истины и откровения среди Братий в XIX веке превзошло всё, что было до этого. Надлежащие истины, которым учат в протестантизме сегодня, практически полностью взяты из трудов Братий. Многие ищущие христиане знакомы с толковой Библией Скоуфилда. Девяносто процентов того, что Сайрус Скоуфилд написал в библейских комментариях, основано на учениях Братий, которые он собрал и отредактировал.
В книге Уитнесса Ли «Путь церкви» восстановлению истины среди Братий посвящена отдельная глава.
Евангельское движение в России
Движение Братий в XIX веке оказало влияние и на проповедь благовестия в России, в истории которого одним из самых известных миссионеров был лорд Гренвилл Редсток.
Он родился в 1830 году в Лондоне. В 1856 году после учёбы в Оксфордском университете он поступил на военную службу. Когда Редсток пережил обращение к Господу, он сблизился с общиной Братий в Бристоле (Англия), одним из его учителей был Джордж Мюллер. В 1866 году, оставив военную службу в звании полковника, Редсток начал служить как миссионер, занялся благотворительностью и посетил многие страны Европы и Индию.Ещё до начала своего миссионерского служения он начал молиться о том, чтобы Бог открыл ему дверь для проповеди благовестия в России. Эта молитва продолжалась в течение десяти лет, и в начале 1874 года Редсток впервые приехал в Санкт-Петербург. Там он познакомился со многими представителями высшей российской аристократии, проводил с ними беседы на духовные темы и проповедовал в частных домах для широкого круга слушателей. Как раз в то время, в 1876 году, вышел в свет первый русский перевод Библии, известный как Синодальный.
Редсток приезжал в Россию в течение четырёх лет и в 1878 году был вынужден покинуть страну из-за давления властей и Русской православной церкви. Ему был запрещён въезд в Россию, но начатые им молитвенные собрания сохранились и положили начало движению евангельских христиан.
Благодаря проповеди Редстока уверовал в Христа известный аристократ и один из богатейших людей в России того времени Василий Александрович Пашков. Позже он стал лидером общины в Санкт-Петербурге, поэтому участников общины стали называть «пашковцами». В 1882—1883 годах по приглашению этой общины в столице России проповедовал Джордж Мюллер, один из основателей движения Братий. Он крестил Пашкова и ещё нескольких братьев общины в Санкт-Петербурге.
Итак, Братия оказали большое влияние на проповедь благовестия в России, и лорд Редсток считается одним из основателей евангельского движения в этой части мира. Но нужно понимать, что появившиеся в России в конце XIX века евангельские общины развивались отдельно от общин Братий в Европе и США и не относились к их числу.
Кто такой Джордж Каттинг?
Брошюра «Безопасность, уверенность и наслаждение», Джордж Каттинг
Книга «„Братья“ с 1870 года», Вильям Дронсфилд
Кто такой Вочман Ни?