Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура представляет собой перевод на русский язык английского издания, которое впервые было опубликовано в США в 1997 году и в последующие годы продано тиражом более миллиона экземпляров.
В этой статье рассматривается второе издание на русском языке под общей редакцией С. Омельченко, опубликованное в 2005 году Славянским Евангельским Обществом. В этой Библии использован текст Синодального перевода, а подстрочные комментарии и другие справочные материалы переведены с английского издания 2004 года.
Учебная Библиия с комментариями Джона Мак-Артура имеет определённые достоинства и ряд существенных недостатков.
Достоинства
Во-первых, создатели этой учебной Библии относятся к фундаменталистам, т. е. богословам, утверждающим непогрешимость Библии и проповедующим фундаментальные положения христианской веры. Это является определяющим фактором в том, что касается изложения основных доктрин.
Во-вторых, в этой учебной Библии действительно много справочных материалов:
- сведения о каждой книге Библии;
- план каждой книги Библии;
- многочисленные подстрочные комментарии, включающие более 150 таблиц, схем и карт; в начале книги можно найти их список с указанием страниц, на которых они расположены;
- множество перекрёстных ссылок;
- обширный Тематический указатель в конце издания.
В-третьих, на страницах этой учебной Библии говорится о надёжности (безопасности) спасения и уверенность в спасении, которую должны иметь верующие в Христа. Это важное положение истины, связанное и с откровением, и с переживанием христианина.
Недостатки
Во-первых, в подстрочных комментариях либо приводятся довольно поверхностные объяснения, либо отсутствуют какие-либо объяснения в отношении ряда важных положений истины. Хотя в комментариях этой учебной Библии есть много исторических, географических и прочих сведений, в них не так много откровения о Боге, Божьем домостроительстве, Христе, Духе и церкви. Например, в комментариях читатель не найдёт детального объяснения таких важных библейских понятий, как домостроительство (Эф. 1:10; 3:2, 9; 1 Тим. 1:4), преобразование (Рим. 12:2; 2 Кор. 3:18), жизнь (Ин. 10:10 и др.), Новый Иерусалим (Отк. 21:2, 10) и др.
Во-вторых, в подстрочных комментариях нет ответов на некоторые важные вопросы. Например, в сведениях о Евангелии от Матфея отмечается, что хронология событий в этом Евангелии отличается от хронологии событий в других Евангелиях. Но читатель не найдёт ответа на вопрос о том, почему Матфей в своём Евангелии расположил события в определённом порядке. Отсутствие ответов на подобного рода вопросы объясняется в этом издании «сложностями толкования».
В-третьих, ошибочно излагаются некоторые библейские понятия. В качестве примера можно привести комментарии с объяснениями в отношении составных частей человека, упоминаемых в двух ключевых стихах Нового Завета: 1 Фес. 5:23 и Евр. 4:12. Библия со всей ясностью показывает, что человек состоит из трёх частей — духа, души и тела. Но Мак-Артур старается убедить читателя в том, что человек состоит только из двух частей (материальной и нематериальной), а понятия «дух» и «душа» являются просто синонимами. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
В-четвёртых, в Учебной Библии с комментариями Мак-Артура неверно излагаются темы некоторых книг Библии, особенно в тех случаях, когда необходимо было обратить внимание читателя на откровение о Христе. Например, в комментариях к первой главе Левита ничего не говорится о Христе, хотя эта книга Ветхого Завета, как и все Писания, свидетельствует о Христе (Ин. 1:45; 5:39, 46; Лк. 24:27). Нет никакого намека на то, что жертвы, подробно описанные в Левите, являются прообразами, указывающими на Иисуса Христа как действительного Агнца Божьего (Ин. 1:29). И нет никаких объяснений в отношении того, как эти прообразы применимы к нам, новозаветным верующим.
Хронология событий в Евангелиях
Изложение событий у Матфея
О какой жизни говорит Новый Завет?
Что такое человеческий дух согласно Библии?
Обзор Послания к римлянам (часть 1)