Обзор Послания к римлянам (часть 1)

Эта статья представляет собой первую часть краткого обзора Послания к римлянам, сделанного с помощью Восстановительного перевода Нового Завета. Статья ориентирована прежде всего на тех читателей, которые уже знакомы с содержанием Нового Завета и готовы рассмотреть некоторые более глубокие аспекты истины.

В Восстановительном переводе есть особая категория подстрочных примечаний — обзорные примечания, которые говорят о той или иной книге Библии в целом, о её центральной мысли, о её разделах и связях между ними. В этом обзоре приведён ряд таких примечаний, которые дают возможность получить панорамный взгляд на Послание к римлянам.

Содержание и центральная мысль

Прочитаем примечание 3 к Рим. 1:1:

В этой книге объясняется, каким образом раскрытый в четырёх Евангелиях Христос как отдельная Личность смог стать раскрытым в Деяниях совокупным Христом, который объединяет в Своём составе Себя и всех верующих. Используя факты в Писаниях и переживания в Святом Духе, Павел показывает нам, что Божье новозаветное домостроительство направлено на то, чтобы сделать грешников сыновьями Бога и членами Христа, составляющими Тело Христово, которое выражает Христа. Эта книга предлагает полное определение этой Божьей цели, показывая общую картину и подробности и христианской, и церковной жизни.

Выделенная выше фраза передаёт центральную мысль Послания к римлянам, которая подчёркивается также в первой части примечания 2 к Рим. 1:4:

Эта книга показывает нам, что Божье полное спасение состоит в том, чтобы сделать грешников (3:23), более того — врагов Бога (5:10), Его сыновьями (8:14)…

Сможете ли вы найти подобное изложение центральной мысли, средоточия Послания к римлянам в каком-либо другом учебном издании Библии на русском языке?

Теперь прочитаем примечание 1 к Рим. 1:18:

Эта книга начинается с падения человека (в отличие от Послания к эфесянам, которое начинается с Божьего избрания и предопределения в вечности в прошлом); далее в ней рассматриваются искупление Христа, Божье оправдание, освящение, преобразование, сообразование и прославление; и в заключение она затрагивает тайну Бога в вечности в прошлом (16:25).

Таковы ключевые положения истины, которые апостол Павел рассматривает в своём Послании. В Восстановительном переводе эти ключевые положения выделены в плане, который приведён в начале этой книги, а также встроен в её текст, разделяя его на смысловые отрывки.

Снова зададим вопрос: сможете ли вы назвать какое-либо другое издание Библии с комментариями, в котором среди ключевых положений Послания к римлянам было бы преобразование, являющееся важнейшим аспектом Божьего полного спасения? О преобразовании можно прочитать в прим. 3 к Рим. 12:2 и прим. 7 ко 2 Кор. 3:18.

Божье спасение в Послании к римлянам

Прочитаем один из ключевых стихов в Послании к римлянам — 5:10:

Обзор Послания к римлянам

И рассмотрим примечание 2 к этому стиху:

В [этом стихе] показано, что Божье полное спасение, раскрытое в этой книге, состоит из двух частей: первая — это искупление, которое совершила для нас смерть Христа, а вторая — это спасение, которое приносит нам жизнь Христа. Первые четыре главы в этой книге всесторонне описывают искупление, которое совершила смерть Христа, а последние двенадцать глав подробно рассказывают о спасении, которое приносит жизнь Христа. До 5:11 Павел показывает нам, что мы спасены, потому что мы искуплены, оправданы и примирены с Богом. Однако мы ещё не спасены до такой степени, чтобы быть освящёнными, преобразованными и сообразованными с образом Божьего Сына.

Искупление, оправдание и примирение, которые совершаются вне нас смертью Христа, искупают нас объективно; освящение, преобразование и сообразование, которые совершаются внутри нас работой жизни Христа, спасают нас субъективно. Объективное искупление искупает нас по положению от осуждения и вечного наказания; субъективное спасение спасает нас по предрасположенности от нашего старого человека, нашего «я» и нашей природной жизни.

Это примечание показывает нам, что до 5:11 апостол Павел пишет об объективном, юридическом искуплении, которое совершается вне нас смертью Христа, а с 5:12 он начинает говорить об освящении, которое является частью субъективного, органического спасения, совершаемого внутри нас работой жизни Христа.

Работа жизни внутри нас

Главы с 5-й по 8-ю Послания к римлянам можно назвать ядром всей Библии, а 8-я глава представляет собой одну из глубочайших частей Божьего Слова. В 8-й главе апостол Павел излагает ряд великих открытий, которые с точки зрения Божьего замысла превосходят любые научные открытия, когда-либо сделанные людьми. При этом он говорит об этих открытиях не с доктринальной, а с практической стороны. Все переживания Павла, описанные в этой главе, должны быть содержанием повседневной жизни нормального христианина. Давайте рассмотрим некоторые из них, прочитав сначала Рим. 8:1-2, 6 и 10:

1 Итак, теперь нет никакого осуждения тем, кто в Христе Иисусе.
2 Ибо закон Духа жизни освободил меня в Христе Иисусе от закона греха и смерти…
6 Ибо разум, обращённый к плоти, есть смерть, а разум, обращённый к духу, — жизнь и мир…
10 А если Христос в вас, то, хотя тело мёртво по причине греха, дух есть жизнь по причине праведности.

В примечании 3 к Рим. 8:2 сказано:

Духовная жизнь, раскрытая в этой главе, имеет четыре уровня. На первом уровне это была божественная жизнь в Духе (ст. 2). На втором уровне в результате возрождения она стала жизнью в нашем духе (ст. 10). Затем, распространяясь из нашего духа, она пропитывает наш разум для преобразования нашей души, к которой относится наш разум, и становится жизнью в нашей душе (ст. 6). В конечном итоге она пропитает наше тело и станет жизнью в нашем теле (ст. 11), окончательным результатом чего станет преображение нашего тела (Флп. 3:21), т. е. искупление нашего тела (ст. 23).

Всё описанное в этом примечании происходит благодаря внутреннему, субъективному закону Духа жизни, который является темой 8-й главы Послания к римлянам. Этот закон Духа жизни «работает внутри нас, избавляя нас от работы греха в нашей плоти и давая нам возможность познавать Бога и приобретать Бога, благодаря чему мы можем являть Его своей жизнью» (прим. 1 к Рим. 8:2). Павел обнаружил, что внутри нас, верующих в Христа, есть естественная сила, субъективный закон, который автоматически действует внутри нас в условиях, когда выполняются требования этого закона. На самом деле этим внутренним законом является Сам действующий в нас Бог (Флп. 2:13).

Обитающий в нас Христос

В Рим. 8:10 апостол Павел использует особое выражение «Христос в вас», о котором говорится в примечании 2 к этому стиху:

«Христос в вас» — это ключевое положение Послания к римлянам. В главе 3 Христос на кресте проливает кровь для нашего искупления, в главе 4 Он в воскресении, в главе 6 мы в Нём, и теперь в главе 8 Он является Духом в нас.

Этот замечательный духовный факт, состоящий в том, что Христос обитает в нас, Павел неоднократно упоминает и в Послании к римлянам, и в других своих Посланиях (2 Кор. 5:13; Кол. 1:27; Гал. 2:20; 4:19).

Сыновство в Послании к римлянам

В 8-й главе мы можем получить более подробное впечатление о центральной мысли Послания к римлянам. В этой главе подчёркивается сыновство. Прочитаем примечание 3 к Рим. 8:14:

Центральная мысль Послания к римлянам состоит в том, что Божье спасение делает грешников сыновьями Бога, имеющими Его жизнь и природу и благодаря этому способными выражать Его, чтобы они стали членами Христа, составляющими Тело Христово для Его выражения. Поэтому в [восьмой] главе подчёркивается сыновство (ст. 15, 23)…

ДОЧИТАТЬ ПРИМЕЧАНИЕ ДО КОНЦА

Слово «сыновья» здесь обозначает более высокую ступень роста в божественной жизни, чем «дети» в ст. 16, но не такую высокую, как «наследники» в ст. 17. Слово «дети» указывает на начальную стадию сыновства, стадию возрождения в человеческом духе. Сыновья — это те Божьи дети, которые находятся на стадии преобразования души. Они не только возрождены в своём духе и растут в божественной жизни, но также живут и ходят, будучи водимы Духом. Наследники — это те Божьи сыновья, которые в результате преображения их тела на стадии прославления достигнут полной зрелости во всех частях своего существа. Поэтому они получат право как законные наследники потребовать божественное наследие (ст. 17, 23).

Очевидно, что в нескольких абзацах невозможно охватить всю 8-ю главу Послания к римлянам которую можно назвать особой главой во всей Библии. Мы рекомендуем вам прочитать эту главу со всеми примечаниями к ней в Восстановительном переводе Нового Завета.

Обзор Послания к римлянам (часть 2)


Примечания Восстановительного перевода
Русские переводы Библии
О какой жизни говорит Новый Завет?
Обзор Апокалипсиса