После нашей статьи Хронология событий в Евангелиях у некоторых читателей появился дополнительный вопрос о том, как порядок изложения событий в Евангелии от Матфея соответствует доктрине?
Вопрос очень интересный.
При внимательном чтении четырёх Евангелий, можно обнаружить, что порядок изложения событий у Матфея заметно отличается от порядка изложения у Марка, Луки и Иоанна. Может показаться, что при описании евангельских событий Матфей в ряде случаев не обращает внимание на историческую хронологию, которой отличается повествование Марка. Однако последовательность событий в его Евангелии содержит в себе глубочайший смысл и в точности соответствует библейской доктрине.
Давайте, используя Восстановительный перевод Нового Завета, подробнее рассмотрим тот же пример из Мф. 8:2-16, где упоминаются следующие четыре события:
- очищение прокажённого (ст. 2-4);
- исцеление слуги сотника (ст. 5-13);
- исцеление тёщи Петра (ст. 14-15);
- изгнание бесов и исцеление больных (ст. 16).
Марк и Лука излагают эти события в другой последовательности.
Как отмечено в примечании 1 к стиху 16, Матфей объединяет определённые события для того, чтобы представить определённую доктрину. Он не просто излагает факты, имевшие место во время земного служения Иисуса, но и представляет их как знамения, т. е. знаки, имеющие духовное значение.
Прочитаем примечание 1 к Мф. 8:5:
Прокажённый в ст. 2-4 олицетворяет иудеев, а сотник в ст. 5-13 олицетворяет язычников. Перед Богом иудеи стали прокажёнными, т. е. нечистыми, из-за своего бунта и непослушания, а язычники стали парализованными, т. е. мёртвыми в том, что касается функции, из-за своей греховности. Царственный Спаситель пришёл сначала к иудеям, а затем к язычникам (Деян. 3:26; 13:46; Рим. 1:16; 11:11). Верующие иудеи были спасены Его непосредственным прикосновением (ст. 3), а верующие язычники спасаются посредством веры в Его слово (ст. 8, 10, 13).
Итак, мы видим, что первые два события расположены у Матфея в таком порядке не по ошибке и не случайно. В них показано, каким образом Спаситель Царь во время Своего земного служения спасал две категории людей — иудеев и язычников. Теперь обратимся к Мф. 8:14, примечание 1:
Тёща Петра в ст. 14-15 олицетворяет евреев, которые будут жить в конце этого века и которые будут спасены в результате того, что примут царственного Спасителя (Рим. 11:25-26). Тогда, во время великой скорби, в глазах Бога у евреев будет «горячка» (ст. 14) — они будут «горячими» во всём, кроме Бога. Когда наступит полнота спасения язычников, царственный Спаситель возвратится к этому остатку евреев, чтобы они были спасены (Рим. 11:25-26; Зах. 12:10). Тёща Петра была исцелена в доме Петра. В конце этого века весь остаток евреев будет спасён в доме Израиля. Более того, они будут спасены непосредственным прикосновением царственного Спасителя (ст. 15), подобно тому как был спасён прокажённый иудей (ст. 3).
И ещё одно примечание к Мф. 8:16 (примечание 1, первый абзац):
«Многие одержимые бесами» и «все больные» олицетворяют всех людей на земле в тысячелетии. Тысячелетие — это последнее устроение со старым небом и старой землёй; поэтому оно рассматривается как «вечер» старого неба и старой земли. В тысячелетии сила изгонять бесов и исцелять болезни будет явлена во всей полноте. Поэтому все одержимые бесами и все больные будут исцелены. Такая огромная сила — это сила будущего века (Евр. 6:5). Изгнание бесов и исцеление больных в этом веке — это лишь возможность попробовать на вкус огромную силу будущего века. Знамения, описанные в ст. 2-17, имеют устроительное значение и показывают грядущее царство в миниатюре.
Итак, в Мф. 8:2-16 показано, что в Своём спасении Христос как Спаситель-Царь пришёл сначала к иудеям, но из-за того Израиль преткнулся и оттолкнул слово Божье, спасение пришло к язычникам (обратите внимание на Деян. 3:26; 13:46; Рим. 1:16; 11:11). В Рим. 11:25 Павел сказал, что «ожесточение постигло Израиля отчасти, пока не войдёт полнота язычников». В конце этого этого века Господь снова посетит евреев, которые будут спасены в результате того, что примут царственного Спасителя (11:25-26). И, наконец, после завершения этого века наступит тысячелетие (Отк. 20:2-7), где уже не будет ни одержимости, ни болезней.
Такова доктрина об устроениях в Божьем домостроительстве и, в частности, о двух устроениях: о нынешнем веке, веке благодати, и о следующем веке, веке царства. По этой причине Дух через Матфея расположил вышеупомянутые события в этом Евангелии именно в таком порядке.
Важно понимать, что в Евангелии от Матфея рассматривается доктрина царства. Всё в Евангелии от Матфея написано с точки зрения царства и истории царства. Поэтому порядок изложения доктрин этой книги и связь между изложенными в ней событиями соответствует истории царства, принципам царства и требованиям царства.
Как написанное Матфеем применить к нам?
В восьмой главе Евангелия от Матфея показано, как Христос приходит со спасением к разными категориям людей во время разных устроений и как можно принять Его спасение. Чтобы принять Спасителя-Царя и Его спасение, нужно верить в Его слово.
Фоме, одному из двенадцати апостолов, который пропустил первое собрание после воскресения Иисуса, другие ученики сказали: «Мы видели Господа!» Он ответил им: «Если не увижу на Его руках след от гвоздей, и не вложу свой палец в след от гвоздей, и не вложу свою руку в Его бок, ни в коем случае не поверю» (Ин. 20:24-25). Чтобы поверить, ему нужно было увидеть своими глазами и коснуться своим пальцем. Когда он увидел Иисуса через неделю, он конечно же поверил и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (ст. 26-28). Тогда Он сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, кто не видел и поверил» (ст. 29).
Мы надеемся, что каждый, кто читает эту статью, верит, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веря, имеет жизнь в Его имени (ст. 31).
Он пришёл к своим, однако свои Его не приняли. А всем, которые приняли Его, им Он дал власть стать детьми Божьими — тем, кто верит в Его имя.
Новый Завет, Евангелие по Иоанну 1:11-12