Хронология событий в Евангелиях

Вопрос читателя: Почему хронология событий в четырёх Евангелиях представлена по-разному?

Давайте рассмотрим некоторые примеры хронологии событий в разных Евангелиях и ответим на этот вопрос, используя Восстановительный перевод Нового Завета.


Примеры хронологии событий

Вопрос читателя сопровождался следующим примером. В Евангелии по Марку в главе 4 повествуется о том, как Иисус учил у моря, рассказывая толпе притчи о царстве, а в главе 5 — о том, как Иисус изгнал легион бесов из одержимого ими человека в Герасинской области, на другой стороне моря. Однако, в Евангелии по Матфею сначала говорится об изгнании легиона бесов (глава 8), а уже затем о том, как Иисус учил у моря, рассказывая притчи о царстве (глава 13).

Таких примеров в Евангелиях можно найти немало. К примеру, Марк сначала рассказывает об исцелении в синагоге человека с сухой рукой (Мк. 3:1-5), а затем о том, как Иисус избирает двенадцать апостолов (ст. 13-19). В Евангелии по Луке приведена такая же последовательность этих событий. Но в Евангелии по Матфею последовательность обратная: сначала избрание двенадцати апостолов (Мф. 10:1-4), а затем исцеление человека с сухой рукой (12:9-13).

Итак, почему хронология событий в четырёх Евангелиях представлена по-разному?

Ответ в примечании

В Восстановительном переводе Нового Завета есть примечание, в котором можно найти ответ на заданный вопрос. В этом примечании приведён ещё один пример различий в порядке изложения событий. В Евангелии по Матфею 8:2-16 упоминаются следующие четыре события:

  • очищение прокажённого (ст. 2-4);
  • исцеление слуги сотника (ст. 5-13);
  • исцеление тёщи Петра (ст. 14-15);
  • изгнание бесов и исцеление больных (ст. 16).

Лука излагает их в другой последовательности. Сначала он говорит об исцелении тёщи Петра и изгнании бесов (Лк. 4:38-41), затем в следующей главе — об очищении прокажённого (5:12-14), и только в седьмой главе — об исцелении раба сотника (7:1-10). Последовательность этих историй в Евангелии по Марку тоже отличается от последовательности Матфея (см. Мк. 1:29—2:1).

Давайте обратимся к примечаниям Восстановительного перевода и прочитаем второй абзац примечания 1 к Мф. 8:16:

Порядок изложения четырёх событий в ст. 2-16 отличается от порядка их изложения в Мк. 1:29—2:1 и в Лк. 4:38-41; 5:12-14 и 7:1-10.

В повествовании Марка, показывающем, что Иисус — это Слуга Божий, порядок изложения событий соответствует их исторической последовательности.

В повествовании Матфея, доказывающем, что Христос — это Царь царства небес, порядок изложения соответствует доктрине: Матфей объединяет определённые события для того, чтобы представить определённую доктрину.

В повествовании Луки, открывающем, что Иисус — это надлежащий человек, который становится Спасителем человека, порядок изложения основан на нравственных принципах.

В повествовании Иоанна, свидетельствующем, что Христос — это Сын Божий и даже Сам Бог, порядок изложения частично соответствует исторической последовательности.

Таким образом, в четырёх Евангелиях мы видим три принципа, определяющих порядок изложения: исторический, доктринальный и нравственный.

О том, почему четыре вышеперечисленные события в Мф. 8:2-16 собраны вместе именно в такой последовательности и как она соответствует доктрине, можно прочитать в статье Изложение событий у Матфея.


В Восстановительном переводе Нового Завета есть ещё несколько примечаний, касающихся хронологии событий в Евангелиях и раскрывающих важные положения истины:

  • примечание 1 к Мф. 8:16 (второй абзац);
  • примечание 1 к Мф. 12:42 (третий абзац);
  • примечание 1 к Мк. 14:20;
  • примечание 1 к Лк. 1:3 (см. последнюю часть примечания);
  • примечание 1 к Лк. 2:7 (второй абзац);
  • примечание 1 к Лк. 4:38;
  • примечание 1 к Лк. 18:35.