В Евангелии от Матфея показано более тридцати трёх аспектов Христа. В этой статье мы рассмотрим два аспекта, раскрытые в девятой главе этого Евангелия, и увидим, кем Христос является для нас в этих двух аспектах.
Случай с фарисеями
Прочитаем Мф. 9:10-13:
11 И, увидев это, фарисеи сказали Его ученикам: Почему ваш Учитель ест со сборщиками налогов и грешниками?
12 А Он, услышав это, сказал: Не сильным нужен врач, а больным.
13 Пойдите же, изучите, что значит: «Милости хочу, а не жертвы». Ибо Я пришёл призвать не праведников, а грешников.
Фарисеи были строжайшей религиозной сектой среди иудеев. Они гордились своим выдающимся святым образом жизни, набожностью и знанием Писаний. В то время как Господь наслаждался пиром вместе со сборщиками налогов и грешниками, фарисеи критиковали, осуждали Его и спрашивали учеников, почему их Учитель ест с такими людьми. Этот вопрос показывает, что самоправедные фарисеи не знали Божьей благодати. Они думали, что Бог обращается с человеком только согласно праведности.
Служит как Врач
Вопрос фарисеев предоставил Господу возможность показать очень сладкое откровение о том, что Он Врач. В стихе 12 Господь отвечает на вопрос фарисеев: «Не сильным нужен врач, а больным». Господь говорил фарисеям, что эти сборщики налогов и грешники были пациентами, больными, и что для них Господь был не судьёй, а врачом, целителем.
Призывая людей следовать за Ним для царства, Царь небесного царства служил как Врач, а не как Судья. Судья судит согласно праведности, а врач исцеляет согласно милости и благодати. Народом, живущим в Его небесном царстве, Он сделал прокажённых (8:2-4), парализованных (8:5-13; 9:2-8), охваченных горячкой (8:14-15), одержимых бесами (8:16, 28-32), больных всевозможными болезнями (8:16), презираемых сборщиков налогов и грешников (9:9-11).
Если бы Он пришёл к этим жалким людям как Судья, все они были бы осуждены и отвергнуты и ни один из них не был бы одобрен, избран и призван, чтобы стать частью народа, живущего в Его небесном царстве. Однако Он пришёл служить как Врач: исцелять, излечивать, оживлять и спасать их, чтобы они, изменив свой внутренний состав, стали Его новыми и небесными гражданами, с которыми Он мог бы основать Своё небесное царство на этой растленной земле. Эти слова Господа подразумевают, что самоправедные фарисеи не понимали, что Он нужен им как Врач. Они считали себя сильными; поэтому, будучи ослеплены своей самоправедностью, они не знали, что они больны.
Решает проблемы грешников
В стихе 13 Господь Иисус сказал фарисеям кое-что ещё: «Пойдите же, изучите, что значит: «Милости хочу, а не жертвы». Ибо Я пришёл призвать не праведников, а грешников». На самом деле, нет праведного ни одного (Рим. 3:10). Все «праведные» самоправедны подобно фарисеям (Лк. 18:9). Царственный Спаситель пришёл призвать не их, а грешников. Фарисеи гордились своим знанием Писаний и думали, что очень хорошо знают Библию. Но здесь Господь велел им пойти и изучить что-то — изучить, что означают слова: «Милости хочу, а не жертвы». Господь как бы говорил фарисеям: «Фарисеи, вы самоправедны, и вы без милости судите этих людей. Но Бог хочет милости. Настало время, чтобы Я, став для этих людей врачом, проявил к ним Божью милость. Я пришёл не как судья, а как приятный врач, который решает их проблемы, и теперь Я исцеляю их».
Если бы не было показанной в этих стихах окружающей обстановки, Господь не мог бы открыть Себя как Врача. Господь не сказал ученикам прямо: «Знайте, что Я пришёл не как судья, а как врач». Эти слова были бы просто доктриной. Когда Господь пировал со всеми этими больными людьми, Он открылся как Врач. Эти сборщики налогов и грешники были больны не физически, а духовно. Пируя с ними, Господь исцелял их. Господь говорил фарисеям: «Вы, фарисеи, судьи, а Я — Врач. Как Врач, Я могу исцелять только больных. Если вы не считаете себя больными, то Я не имею к вам никакого отношения и не могу исцелить вас. Я пришёл, чтобы призвать не праведников, здоровых, а грешников, больных. Какую позицию вы занимаете: позицию праведников или позицию грешников? Если вы занимаете позицию грешников, то Я пришёл к вам как Врач».
В этой части Слова открывается что-то очень сладкое и сокровенное!
Случай с учениками Иоанна
Прочитаем следующие два стиха — Мф. 9:14-15:
15 А Иисус сказал им: Разве могут сыновья свадебного чертога скорбеть, пока с ними жених? Но придут дни, когда жених будет взят от них, и тогда они будут поститься.
В стихах 10-13 описывается, как Господь отреагировал на вопрос фарисеев, принадлежавших к старой религии. Здесь, в стихах 14-15, Господь решает проблему с учениками Иоанна, принадлежавшими к новой религии. В своё время Иоанн Креститель отказался от старой религии и начал своё служение в пустыне, вне религии. Однако вскоре его ученики образовали новую религию, мешавшую людям наслаждаться Христом, точно так же как это делали фарисеи, принадлежавшие к старой религии. Служение Иоанна Крестителя имело целью подвести людей к Христу, чтобы Христос стал их Искупителем, их жизнью и всем для них. Однако некоторые из учеников Иоанна отошли от его цели, Христа, и увлеклись некоторыми из его практик, сделав из этих практик религию.
Что такое религия
Быть религиозным — значит делать что-либо для Бога, не имея Христа. Делать что бы то ни было, пусть даже что-то, что согласуется с Писаниями и с фундаментальными истинами, и не иметь при этом присутствия Христа — значит быть религиозным. И ученики Иоанна, принадлежавшие к новой религии, и фарисеи, принадлежавшие к старой религии, много постились, но делали это без Христа. У них не было Христа как Жениха, и они превращали пост в нечто религиозное. В то же время они осуждали учеников Христа, которые не постились, но с которыми был Христос и которые жили в Его присутствии.
Заниматься религией — значит поклоняться Богу, служить Богу и делать что-то, чтобы угодить Богу, без Христа. Религия — это всё, что вы делаете для Бога без Духа, без Христа. Фарисеи совершали для Бога множество дел, но в них не было Христа. Они совершали много дел, чтобы послужить Богу, но они совершали их без Духа. Теперь ученики Иоанна Крестителя постились без Христа, без Духа. Однако этот пост был предназначен для Бога. Таким образом, они образовали ещё одну религию. Итак, в стихе 14 мы видим старую религию, религию фарисеев, и новую религию, религию учеников Иоанна.
Приходит как Жених
В случае, описывающем новую религию, мы видим Господа не только как Врача, но и как Жениха. И врач, и жених — желанные люди. Имея дело с самоправедными и обособляющимися фарисеями, принадлежавшими к старой религии, царственный Спаситель дал понять, что Он Врач, который пришёл исцелить больных (ст. 12). Имея дело с постящимися и обособляющимися учениками Иоанна, принадлежащими к новой религии, Он открылся как Жених, пришедший за невестой. Иоанн Креститель прежде уже говорил своим ученикам, что Христос — это Жених, который пришёл за невестой (Ин. 3:25-29). Теперь Христос, царственный Спаситель, напомнил некоторым из них об этом.
Царственный Спаситель сначала исцелил Своих последователей, а затем сделал их сыновьями свадебного чертога
; в конечном итоге Он сделает их Своей невестой. Им следовало держаться за Него не только как за своего Врача, чтобы была восстановлена их жизнь, но и как за своего Жениха, чтобы наслаждаться тем, что они живут в Его присутствии. Они были с Ним на радостной свадьбе, а не без Него на скорбных похоронах. Как же они могли поститься и не пировать перед Ним? Обособленческий вопрос, заданный учениками Иоанна, показал, что некоторые из них впали в новую религию и отвергли царственного Спасителя.Самая желанная Личность
Вопрос, который задали ученики Иоанна, на первый взгляд, был связан с доктриной. Однако Господь в ответ представил им не доктрину, а живую личность — личность самую желанную, Жениха. Для религиозных людей всегда важны их доктрины, их доктринальные рассуждения. Но для Христа важен только Он Сам. Его последователи должны жить и ходить, будучи управляемы и направляемы не той или иной доктриной, а только Его личностью и Его присутствием.
Было бы неразумно, если бы кто-нибудь постился на свадьбе. Кроме того, если бы кто-то постился, в то время как другие наслаждаются свадебным пиром, это было бы оскорблением для жениха. В этом проявляется мудрость Господа. Он не стал спорить с ними, но Он, несомненно, осудил религиозных людей. Господь как бы говорил: «Религиозные люди, вы не поняли главного. Неужели вы не понимаете, что Я — Жених и что все окружающие Меня ученики являются сыновьями свадебного чертога? Они не должны поститься. Они должны пировать со Мной».
Если бы не было этих двух случаев, Господь Иисус не смог бы открыться как Врач и как Жених. Мы должны благодарить Господа за фарисеев и учеников Иоанна. Мы должны благодарить Господа даже за все религии, поскольку только благодаря религии Господь смог открыться в столь многих различных аспектах. То же самое происходит сегодня.
Текст статьи является отрывком из книги Уитнесса Ли «Жизнеизучение Евангелия от Матфея» (сообщение 27, стр. 361-373). Цитируется с соблюдением авторских прав. Заголовки добавлены редактором.
Глубинное значение рождения Иисуса Христа
Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?
Как укрепляться в вере?