Брошюра «Безопасность, уверенность и наслаждение», Джордж Каттинг

Брошюра Дорджа Каттинга (1843—1934) «Безопасность, надёж­ность и наслаждение» в первой половине XX века была настоящим бест­селлером, вторым по распро­странённости изданием после Библии. Она была опубликована на английском языке около 1900 года, и к 1930 году объём её продаж превысил 10 миллионов (а по некоторым оценкам 30 миллионов) экземпляров.💬

На сайте издателя этой брошюры на русском языке — slovo365 — можно скачать её в текстовом формате EPUB или прослушать в аудиоформате. Ниже размещено видео этой брошюры с YouTube-канала slovo365. Вы можете прочитать или прослушать её на русском языке, а затем вернуться к этой статье, в которой предлагается краткий обзор и избранные цитаты этой брошюры.

Каким классом вы путешествуете?

В самом начале автор задаёт читателю вопрос: «Каким классом вы путешествуете?» Вопрос задан в контексте поездки на поезде, но в нём имеется в виду настоящее путешествие — путешествие от времени к вечности. В этом путешествии есть только три класса:

  • Первый класс — это те, кто спасён, и знает об этом.
  • Второй класс — это те, кто не уверен в спасении, но стремится получить уверенность.
  • Третий класс — те, кто не только не спасён, но и полностью равнодушен к этому.

Для тех, кто путешествует третьим классом и не задумывается о вечности, Джордж Каттинг высказывает серьёзное предо­стережение, которое завершается такими словами:

О друг, верите вы мне или нет, ваше положение действительно отчаянное! Больше не откладывайте мысль о вечности. Помните: если вы откладываете эти мысли на потом, то за этим стоит не просто «вор», но и «убийца». В испанской поговорке много правды: Дорога, называющаяся «Потом», ведёт в город под названием «Никогда». Умоляю вас, незнакомый читатель, больше не идите этой дорогой. «Вот, СЕЙЧАС очень благоприятное время; вот, СЕЙЧАС день спасения» (2 Кор. 6:2).

Для тех, кто путешествует вторым классом (верующим, которые не уверены в своём спасении), автор говорит, что и равнодушие, и неуверенность происходят от одного родителя — неверия. В основном, эта брошюра предназначена именно для этой категории «пассажиров» — для тех, кто не уверен, но желает «быть полностью и недвусмысленно УВЕРЕННЫМ в своём спасении перед Богом».

Чтобы помочь таким верующим обрести уверенность в спасении, автор на библейском языке объясняет три важных аспекта спасения: путь спасения (Деян. 16:17), знание спасения (Лк. 1:77) и радость спасения (Пс. 51:12).

Путь спасения

В начале этого раздела Каттинг цитирует Исход 13:13. Прочитаем первую часть этого стиха в Восстано­вительном переводе Библии: «А всякого первого детёныша осла выкупай ягнёнком; а если не выкупишь, то сломай ему шею…»

Далее описывается сцена, которая могла бы произойти три тысячи лет назад. Бедный израильтянин пришёл к священнику со своим ослёнком и попросил его проявить милость и сделать исключение — сохранить жизнь этого ослёнка. У бедного человека нет ни ягнёнка в качестве жертвы, чтобы заменить ослёнка, ни денег, чтобы выкупить его. Но праведный священник не может преступить Закон, и ослёнка ожидает смерть.

О ПЕРЕВОДЕ ИСХ. 13:13

В Синодальном переводе сказанное в Исх. 13:13 передано неточно: «А всякого из ослов, разверзающего утробу, заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его…» Такой перевод не даёт понять, что в описываемой сцене ослёнку должна быть сломана шея. О значении этого предписания можно прочитать в примечании к этому стиху в Восстано­вительном переводе Библии.


Случайный прохожий слышит разговор об ослёнке и предлагает в качестве законной замены своего маленького ягнёнка «без пятна и порока». Мы лишь кратко пересказываем эту сцену, но автор описывает её очень подробно и трогательно. Затем он говорит:

Теперь, бедная обеспокоенная душа, можете ли вы в этом увидеть, как Сам Бог изображает спасение грешника? Его притязания относительно вашего греха требовали «сломать вам шею», то есть совершить праведный суд над вашей виновной головой; единственной альтернативой была смерть божественно назначенной замены. Вы сами не могли найти средства, чтобы позаботиться о себе, но в Личности Своего возлюбленного Сына Бог Сам предоставил Агнца. «Вот Агнец Божий», — сказал Иоанн своим ученикам, увидев этого благословенного и непорочного Спасителя. «Вот Агнец Божий, который уносит грех мира!» (Ин. 1:29).

Джордж Каттинг весьма убедительно и ясно описывает чудесный путь спасения, «великий, величественный и благочестивый путь, достойный Самого Бога». Он приводит соответствующие стихи Писания, которые ясно свидетельствуют о надёжности спасения верующего. Тем же, кто испытывает неуверенность из-за переменчивых чувств в своей душе, он говорит:

Вот в этом и состоит ваша ошибка. Вы когда-нибудь слышали о капитане, который пытается опустить якорь внутрь корабля? Никогда. Якорь всегда опускают за борт, наружу.

Знание спасения

Верующий должен ЗНАТЬ, что у него есть вечная жизнь, знать на основании того, что написано в 1 Ин. 5:13: «Я написал вам это, чтобы вы знали, что вы имеете вечную жизнь, — тем, кто верит в имя Сына Божьего».

Каттинг приводит ещё одну иллюстрацию, описывающую происходящее в двух еврейских домах в ночь Пасхи и суда над Египтом. В первом доме все трясутся от страха и сомнений, во втором — все спокойно стоят с препоясанными чреслами и едят испечённого на огне ягнёнка. Они спокойны в такую серьёзную ночь, поскольку понимают, что есть не только кровь на косяках их дверей, но и непреложное Слово Божье. Бог удовлетворён кровью снаружи, а они — Его Словом внутри. Вот что говорит автор далее:

Кропление кровью даёт нам БЕЗОПАСНОСТЬ.

Изречённое Слово даёт нам УВЕРЕННОСТЬ.

Может ли что-либо дать нам бóльшую безопасность, чем кропление кровью, или бóльшую уверенность, чем Его изречённое Слово? Ничто, ничто.

Теперь, читатель, позвольте мне задать вам вопрос: «Какой из этих двух домов, как вы думаете, был в бóльшей безопасности?» Вы скажете, что второй, где у всех был такой покой? Нет, тогда вы не правы. Они оба в одинаковой безопасности. Их безопасность зависит от того, что Бог думает о крови снаружи, а не от состояния их чувств внутри.

Если вы хотите быть уверены в своём благословении, дорогой читатель, не слушайте неустойчивого свидетельства внутренних чувств, а слушайте непогрешимого свидетеля — Слово Божье. «Истинно, истинно говорю вам: тот, кто верит [в Меня], ИМЕЕТ вечную жизнь» (Ин. 6:47).

Автор говорит о знании спасения очень подробно, приводя ещё несколько примеров, которые должны убедить верующего читателя в надёжности своего спасения и помочь раз и навсегда обрести уверенность в своём спасении.

Радость спасения

В последней части брошюры наш брат говорит о том, что духовная радость прямо пропорциональна тому, как мы живём после спасения. Иногда верующие теряют радость спасения и с горечью думают о том, что они потеряли своё спасение. Они путают своё наслаждение и свою безопасность. Вот что он говорит о безопасности, уверенности и наслаждении:

Ваша безопасность зависит от работы Христа ДЛЯ вас.

Ваша уверенность зависит от Слова Божьего, обращённого К вам.

Ваше наслаждение зависит от того, что вы не огорчаете Святого Духа В вас.

Когда, будучи детьми Божьими, вы что-то делаете и огорчаете Святого Духа Божьего, ваше общение с Отцом и Сыном временно прекращается; и только тогда, когда вы судите себя и исповедуете свои грехи, радость общения восстанавливается.

Далее автор приводит простой и понятный пример с ребёнком. Полчаса назад вы вместе с вашим сыном наслаждались прогулкой, и он был в радостном общении с вами. Но затем что-то произошло и теперь он, капризный и непослушный, стоит в углу, будучи воплощением страдания. Почему его радость исчезла? Потому что общение между ним и вами было прервано.

Здесь мы приведём более длинный отрывок — шедевр истины, который соответствует нашим пере­живаниям и показывает разницу между нашими взаимоотношениях с Богом и нашим общением с Ним.

Что стало со взаимо­отношениями, которые существовали между вами и вашим сыном полчаса назад? Они тоже исчезли? Они разорвались или прервались? Конечно нет. Его взаимоотношения с вами зависят от его рождения; его общение зависит от его поведения.

Но вскоре он выходит из угла с сокрушённой волей и сокрушённым сердцем, исповедуя всё от начала до конца, и вы видите, что он ненавидит непослушание и упрямство так же, как и вы, и вы заключаете его в свои объятия и осыпаете поцелуями. Его радость восста­навливается, потому что восстанавливается его общение с вами.

Когда Давид тяжко согрешил в отношении жены Урии, он не сказал: «Возврати мне Твоё спасение»; он сказал: «Возврати мне веселье Твоего спасения» (Пс. 51:12).

Но давайте разовьём нашу иллюстрацию дальше. Предположим, что, пока ваш ребёнок стоит в углу, по всему вашему дому раздастся крик: «Пожар!», что произойдёт с ребёнком тогда? Неужели вы оставите его в углу и позволите ему сгореть вместе с пылающим, рушащимся домом? Это невозможно! Возможно, вы вынесли бы его первым. Ах, да, вы прекрасно знаете, что взаимоотношения в любви — это одно, а радость общения — совсем другое.

Точно так же, когда верующий грешит, общение в это время прерывается, и радость теряется до тех пор, пока он с сокрушённым сердцем не придёт к Отцу и не исповедует свои грехи. Тогда, полагаясь на слово Божье, он знает, что он прощён, потому что слово Божье ясно заявляет, что, «если мы исповедуем свои грехи, то Он верен и праведен, чтобы простить нам грехи и очистить нас от всякой неправедности» (1 Ин. 1:9).

И теперь, дорогой верующий, всегда помните об этих двух вещах, что нет ничего более прочного, чем узы взаимоотношений; и ничего более хрупкого, чем узы общения.

Все силы и советы земли и ада не могут разрушить первые узы, тогда как нечистые побуждения или праздное слово легко разрушат вторые узы.

Если вас опечалили пасмурные полчаса, падите ниц перед Богом, задумайтесь о своих путях. И когда вор, лишивший вас радости, будет выявлен, мгновенно выведите его на свет, исповедуйте свой грех перед Богом, вашим Отцом, и безжалостно судите себя за недостаточно бдительное и небрежное состояние души, которое позволило вору незаметно прокрасться. Но никогда, никогда, НИКОГДА не путайте вашу безопасность с вашей радостью.

При этом автор предостерегает, чтобы читатель не думал, что Божий суд в отношении греха верующего будет мягче, чем греха не­верующего:

У Бога нет двух разных путей судить грех, и Он не мог бы пройти мимо греха верующего, не судя его, так же как Он не может пройти мимо грехов того, кто отвергает Его драгоценного Сына. Но между ними большая разница: грехи верующего известны Богу, и Он возложил их на Своего подготовленного Агнца, когда Тот висел на кресте на Голгофе, и тогда и там, однажды и навсегда, великий вопрос об «уголовной ответственности» и его виновности был поднят и снят — суд пал на благословенную Замену, который занял место верующего; «Кто Сам вознёс наши грехи в Своём теле на дерево» (1 Пет. 2:24).

Тот же, кто отвергает Христа, должен сам нести свои грехи в своей личности в огненном озере навечно. Но когда верующий терпит неудачу, против него не может быть возбуждено «уголовное дело» относительно греха, Сам Судья решил его раз и навсегда на кресте; но вопрос об общении поднимается внутри него Святым Духом тут же, как только он огорчает Духа.

В конце брошюры Джордж Каттинг воодушевляет читателя, какой бы слабой ни была его вера, быть уверенным в том, что Благословенный, завоевавший наше доверие, никогда не изменится. «Иисус Христос вчера и сегодня тот же — и ВОВЕКИ» (Евр. 13:8). Совершённая Им работа никогда не изменится. «Всё то, что делает Бог, будет вечно; к этому нечего прибавить, и от этого нечего отнять» (Эккл. 3:14). Слово, которое Он изрёк, никогда не изменится. «Трава засохла, и цветок опал, но слово Господне пребывает ВОВЕК» (1 Пет. 1:24, 25).

Таким образом, предмет нашего доверия, основа нашего спасения и почва нашей уверенности — всё это ВОВЕКИ НЕИЗМЕННО.

Итак, каким классом вы путешествуете?

Если вы верующий, почему вы не уверены в спасении? Если вы спасены, почему вы не счастливы?


Джордж Каттинг (статья об авторе)