Что означают кровь и вода, которые вышли из пронзённого бока Иисуса?

В Новом Завете во всех четырёх Евангелиях говорится о распятии Иисуса, но в Евангелии от Иоанна есть подробности, которых нет в трёх других повествованиях.

Давайте прочитаем Ин. 19:31-34:

Тогда иудеи, поскольку был день приготовления, чтобы тела не остались на кресте в субботу (ибо тот субботний день был великой субботой), попросили Пилата, чтобы им перебили голени и унесли их. Итак, пришли воины и перебили голени первому и второму, распятому с Ним. А подойдя к Иисусу, когда увидели, что Он уже умер, не стали перебивать Ему голени; но один из воинов копьём пронзил Ему бок, и сразу же вышла кровь и вода.

Римские воины обычно перебивали голени тех, кто был распят, чтобы ускорить их смерть. Поскольку Иисус уже умер, они оставили его голени целыми. Однако один из воинов пронзил бок Иисуса копьём, и из Его бока вышли кровь и вода.

Почему эти подробности записаны только в Евангелии от Иоанна? Имеют ли они особое значение?

Тема Евангелия от Иоанна

Чтобы ответить на этот вопрос, нам сначала нужно рассмотреть тему Евангелия от Иоанна.

Каждое из четырёх Евангелий представляет разные аспекты нашего Господа Иисуса. В совокупности они составляют Его полную биографию. В Восстановительном переводе Нового Завета представлена тема каждой книги, включая темы четырёх Евангелий:

  • От Матфея: Благовестие царства — доказательство того, что Иисус Христос — Спаситель-Царь.
  • От Марка: Благовестие Божье — доказательство того, что Иисус Христос — Спаситель-Раб.
  • От Луки: Благовестие прощения грехов — доказательство того, что Иисус Христос — Спаситель-Человек.
  • От Иоанна: Благовестие жизни — доказательство того, что Иисус Христос — Спаситель-Бог, приходящий как жизнь, чтобы распространять Себя.

Евангелие от Иоанна подчёркивает жизнь. Когда мы размышляем о подробностях распятия Господа в повествовании Иоанна, нам нужно учитывать это.

Картины в Евангелии от Иоанна

Духовная действительность очень глубока, её сложно понять. Поэтому на протяжении всего Евангелия Иоанн использует картины, или знамения, чтобы помочь нам постичь эту действительность.

Например, в Евангелии от Иоанна 1:29 Иоанн Креститель говорит об Иисусе: «Вот Агнец Божий, который уносит грех мира!» Мы знаем, что Господь Иисус – это не настоящий ягнёнок с четырьмя ногами и пушистой шёрсткой; однако картина Иисуса как Агнца Божьего показывает нам нечто большее, чем то, что можно описать словами. Сокращая долгие объяснения, картина, или знамение, агнца сразу же передаёт нам впечатление о мягкости, кротости и безгрешности Господа, который отдал Себя за нас.

Иоанн использует и другие картины в своём повествовании, такие как небесная лестница, бронзовый змей на шесте и лоза с ветвями. Эти знамения помогают донести до нас глубокую духовную действительность.

кровь и вода

Изображение крови и воды

Итак, какую духовную действительность раскрывают нам кровь и вода, вытекшие из бока Господа?

В Восстановительном переводе Нового Завета в Евангелии от Иоанна 19:34 примечание 1 к словам «кровь и вода» является в высшей степени полезным. Рассмотрим некоторые отрывки из этого длинного примечания. В первой его части говорится:

Из пронзённого бока Господа вышли два вещества: кровь и вода. Кровь нужна для искупления, чтобы решить проблему грехов (1:29; Евр. 9:22) для приобретения церкви (Деян. 20:28). Вода нужна для наделения жизнью, чтобы решить проблему смерти (12:24; 3:14-15) для произведения церкви (Эф. 5:29-30). Что касается отрицательной стороны, смерть Господа уносит наши грехи, а что касается положительной стороны, она наделяет нас жизнью. Поэтому у неё есть два аспекта: искупительный и жизненаделяющий. Искупительный аспект нужен для жизненаделяющего. Повествование трёх других Евангелий изображает только искупительный аспект смерти Господа; повествование Иоанна изображает не только искупительный, но и жизненаделяющий аспект.

Таким образом, кровь и вода показывают нам два важных аспекта смерти Господа: искупительный аспект (кровь) и жизненаделяющий аспект (вода).

Благодаря тому, что Иисус пролил Свою кровь, чтобы совершить за нас чудесное искупление, мы можем быть прощены и очищены от всех наших грехов. Мы никогда не сможем в достаточной мере прославить и возблагодарить Его за этот искупительный аспект Его смерти.

Однако искупительный аспект не был целью; Бог хочет, чтобы мы получили Его божественную жизнь. И это возможно благодаря жизненаделяющему аспекту смерти Иисуса.

Смерть Иисуса высвободила божественную жизнь

Прочитаем следующий отрывок из примечания:

Но текущая вода и несломанная кость, о которых Иоанн говорит в ст. 34 и 36, — это знамения, связанные с жизненаделяющим аспектом Господней смерти (см. прим. 261). Эта жизненаделяющая смерть высвободила божественную жизнь Господа из Него для произведения церкви, которая состоит из всех Его верующих, наделённых Его божественной жизнью.

Здесь говорится, что смерть Господа высвободила божественную жизнь Господа из Него. Чтобы понять, что это означает, прочитаем, что сказал Иисус в Евангелии от Иоанна 12:24:

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно не упадёт в землю и не умрёт, оно пребывает одно; а если умрёт, то приносит много плода.

Перед Своим распятием Иисус уподобил Себя пшеничному зерну, которое упадёт в землю и умрёт. Пшеничное зерно – это семя. Под оболочкой семени содержится жизненная сила, жизненный элемент. Но пока семя остаётся целым, жизнь внутри него ограничена этим одним семенем. Нужно, чтобы оно упало в землю и «умерло», чтобы его внешняя оболочка была преломлена. Это единственный путь, которым жизнь семени может быть высвобождена, чтобы принести плод. Это необходимо для его распространения или увеличения.

Подобно этому, божественный Сын Божий стал человеком из плоти и крови по имени Иисус. Иисус был и божественным, и человеческим, однако Его божественная жизнь была скрыта в «оболочке» Его человечества.

Но Бог хотел, чтобы мы все получили Его божественную жизнь. Чтобы это произошло, божественной жизни Иисуса нужно было высвободиться из оболочки Его человечества. Это произошло, когда Иисус умер на кресте. Через Его смерть была высвобождена Его божественная жизнь!

Теперь эта жизнь может быть вложена во всех, кто верит в Иисуса.

Два источника

Мы сможем вечно продолжать наслаждаться снабжением Его крови и Его жизни. Прочитаем последнюю часть примечания:

Предызображением пронзённого бока Господа был открытый бок Адама, из которого была произведена Ева (Быт. 2:21-23). Прообразом крови была кровь пасхального ягнёнка (Исх. 12:7, 22; Отк. 12:11), а прообразом воды — вода, которая вытекла из рассечённой скалы (Исх. 17:6; 1 Кор. 10:4). Из крови образовался источник для смывания греха (Зах. 13:1), а вода стала источником жизни (Пс. 36:9; Отк. 21:6).

Смерть Иисуса открыла два источника, чтобы удовлетворить все наши нужды: источник для смывания греха и источник жизни.

В Книге пророка Захарии 13:1 говорится:

В тот день будет открытый источник для дома Давида и для жителей Иерусалима — для греха и для нечистоты.

А в Псалме 36:9 говорится:

Ибо у Тебя источник жизни; в Твоём свете мы видим свет.

Мы можем продолжать приходить к источнику для очищения, исповедуя каждый грех, который мы совершаем. Мы также можем получать больше божественной жизни, приходя к Господу как к источнику жизни, чтобы пить из Него.

Слава Господу за Его искупающую и жизненаделяющую смерть, за кровь и воду!

Здесь мы лишь кратко рассмотрели глубинное значение крови и воды, которые вышли из пронзённого бока Господа. В примечании, которое мы использовали в статье, содержится также раздел об искупающем аспекте смерти Господа.

Перевод с английского статьи сайта «Библии для Америки». Используется с разрешения.


Четыре факта о Евангелии от Иоанна
Глубинный взгляд на Евангелие от Иоанна
Ключевые положения в Евангелии от Иоанна
Вечная жизнь (зоэ) в Тематическом указателе