Ключевые положения в Евангелии от Иоанна

В предыдущей статье мы говорили о глубинном взгляде на Евангелие от Иоанна. Теперь мы проведём обзорную экскурсию по таинственному содержанию этой особой книги в Новом Завете и увидим скрытые в ней восемь ключевых положений истины.

1. Личность Христа

Евангелие от Иоанна, в отличие от синоптических Евангелий, особым образом представляет жизнь и личность Иисуса Христа. В нём записаны те слова Иисуса, которые кроме Него никто никогда не говорил: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6:35 и 48), «Я свет мира» (8:12; 9:5 и 12:46), «Я есть воскресение и жизнь» (11:25), «Я есть путь, и действительность, и жизнь» (14:6) и др.

Иоанн в своём Евангелии показывает Христа как Самого Бога, который является жизнью для Божьих людей, и использует множество прообразов и иносказаний для описания этой удивительной Личности, по-разному раскрытой в четырёх Евангелиях.

КАК ПО-РАЗНОМУ?

В предыдущей статье мы говорили о чётырёх аспектах благовестия в четырёх Евангелиях. Они соответствуют четырём статусам Христа, показанным в первых четырёх книгах Нового Завета и перечисленным в примечании 1 к Мф. 1:1 (здесь и далее в этой статье имеются в виду подстрочные примечания Восстановительного перевода Библии):

Евангелие от Матфея свидетельствует, что Он Царь, предсказанный в ветхозаветных пророчествах Христос Божий, который приносит царство небес на землю. Евангелие от Марка говорит, что Он Слуга Божий, верно трудящийся для Бога. Повествование Марка предельно просто, потому что слуга не достоин подробного рассказа. Евангелие от Луки досконально описывает Его как единственного надлежащего и нормального человека из всех, кто когда-либо жил на земле; будучи таким человеком, Он является Спасителем человечества. Евангелие от Иоанна раскрывает Его как Сына Божьего, Самого Бога, который есть жизнь для Божьего народа.

2. Его воплощение

В Евангелии от Иоанна со всей ясностью утверждается, что вечный Бог стал человеком в плоти. В Ин. 1:1, 14 написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотью и поставило скинию среди нас…» Это было воплощение.

ЗАГЛЯНЕМ ГЛУБЖЕ

В первом абзаце примечания 2 к стиху 14 объясняется таинственная суть воплощения:

То, что Слово стало плотью, означает, что Триединый Бог стал человеком из плоти в подобии грешного человека. Тем самым Бог вошёл в грешного человека и стал един с грешным человеком. Однако Он имел лишь подобие грешного человека и не имел греха грешного человека. Поэтому Он был безгрешным Богочеловеком, полным Богом и совершенным человеком, имеющим две природы: божественную и человеческую.

Хотя Его две природы слились и произвели Богочеловека, индивидуальные свойства обеих природ остались различимыми; эти две природы не перемешались и не образовали некую третью природу. Божественная природа существовала в человеческой природе и выражалась через человеческую природу, полная благодати, т. е. Бога, которым человек наслаждается, и действительности, т. е. Бога, которого человек обретает. Таким образом невидимый Бог был выражен, чтобы люди обретали Его как свою жизнь и наслаждались Им как своей жизнью для исполнения Его новозаветного домостроительства.

В третьем абзаце этого примечания показана глубокая мысль Евангелия от Иоанна:

Глубокая мысль Евангелия от Иоанна состоит в том, что Христос, воплощённый Бог, пришёл как воплощение Бога, как наглядно показывают скиния (1:14) и храм (2:21), чтобы человек мог соприкасаться с Ним и входить в Него для наслаждения содержащимся в Боге богатством.

3. Его смерть

Христос пришёл не только для того, чтобы люди могли увидеть и услышать Бога, ставшего Человеком, и не только для того, чтобы они могли соприкасаться с Ним, но также для того, чтобы искупить падших людей. Поэтому в первой главе Евангелия от Иоанна Христос представлен не только как скиния, но и как «Агнец Божий, который уносит грех мира» (ст. 29) посредством Своей смерти на кресте.

Кроме того, в 12-й главе этого Евангелия Христос показан как пшеничное зерно, которое падает в землю и умирает, чтобы произвести много зёрен: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно не упадёт в землю и не умрёт, оно пребывает одно; а если умрёт, то приносит много плода» (ст. 24). В этих двух иносказаниях — Агнце Божьем и пшеничном зерне — мы видим два аспекта смерти Христа: искупающий и порождающий.

ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭТИХ ДВУХ АСПЕКТАХ

В примечании о воплощении (Ин. 1:14, прим. 2) было сказано, что Христос воплотился в том числе для того, чтобы человек мог входить в Бога! Разве не поразительно то, что в Бога можно входить? Но для такого входа необходимо искупление, которое совершил Агнец Божий. Христос пришёл не так, как предполагали религиозные люди, и не для того, чего они ожидали. Он пришёл как Агнец, предназначенный для искупления. Об этом говорится в примечании 1 к Ин. 1:29:

Основываясь на Писаниях, религиозные люди искали великого вождя (ст. 19-25), такого как Мессия, Илия или Пророк (Дан. 9:26; Мал. 4:5; Втор. 18:15, 18). Но Иисус был представлен им как маленький агнец с маленьким голубем (ст. 29-33). Агнец уносит от человека грех, а голубь приносит человеку Бога как жизнь. Агнец нужен для искупления, чтобы искупить падшего человека и возвратить его Богу, а голубь нужен для оживотворения, для помазания, чтобы помазать человека тем, чем является Бог, принести Бога в человека и человека в Бога, и для соединения верующих в Боге…

Итак, Агнец был принесён в жертву для искупления. А для чего, согласно Ин. 12, пшеничное зерно было брошено в землю? Об этом говорится в примечании 2 к стиху 24 и примечании 1 к стиху 32:

Вследствие Его воплощения Его божественная слава оказалась скрыта в Его плоти. Через Его смерть и воскресение Его слава была высвобождена, что произвело много зёрен, которые становятся Его увеличением как выражением Его славы…

В этой главе смерть Господа раскрывается не как искупающая, а как производящая, порождающая смерть. Благодаря этой смерти оболочка человечества, которая появилась у Него при воплощении, была сокрушена, что позволило Ему достичь Своей тройной цели: 1) Он произвёл много зёрен, привлёк всех к Себе (ст. 24, 32); 2) Он высвободил божественный элемент, вечную жизнь (ст. 23, 28); и 3) Он произвёл суд над миром и изгнал вон его правителя, Сатану (ст. 31). Мы должны переживать смерть Господа, чтобы участвовать в достигнутой Им тройной цели.

4. Воскресение

Все четыре Евангелия повествуют о воскресении Христа из мёртвых в первый день недели, который в наши дни называется «воскресеньем». Наверное, нет человека, который не слышал об этом необычайном событии в человеческой истории. Но в Евангелии от Иоанна воскресение рассматривается не только как событие, о котором говорится в 5:29, 11:43-44, 20:9 и др. Воскресение в этом Евангелии — это сама Личность Христа!

В 11-й главе Иоанн рассказывает о том, как Иисус воскресил Лазаря. Придя в Вифанию, Он сказал скорбящей Марфе: «Воскреснет твой брат» (ст. 23). Она ответила Ему: «Знаю, что воскреснет при воскресении в последний день» (ст. 24). Она полагала, что воскресение — это событие, которое должно произойти в будущем, поэтому так истолковала слова Господа. «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь…» (ст. 25). Согласно сказанному Господом, воскресение — это не просто событие, это Он Сам!

В Евангелии от Иоанна весьма необычно говорится о воскресении и в нём показана жизнь воскресения, которой тоже является Христос. Верующим нужно научиться в разных обстоятельствах принимать Христа как жизнь воскресения, которая была высвобождена через Его смерть на кресте и дана всем, кто верит в Него (10:10). Это нечто большее, чем знание о воскресении как событии.

НО ЗНАТЬ ОБ ЭТОМ СОБЫТИИ ТОЖЕ ВАЖНО?

Конечно, важно знать о воскресении из мёртвых и верить в него. Это одно из фундаментальных учений в Писаниях. Но факт заключается в том, что даже это учение, как в случае с Марфой, может стать покрывалом, мешающим откровению о Христе как воскресении. Об этом печальном факте говорится в примечаниях к Ин. 11:24 и 27:

Марфа истолковала слова Господа так, что отложила воскресение, которое происходит сейчас, на последний день. Поразительное толкование божественного слова! Иногда знание фундаментальных учений бывает поистине разрушительным и мешает людям уже сейчас наслаждаться Господней жизнью воскресения…

Господь сказал Марфе: «Я есть воскресение и жизнь», и спросил её: «Веришь этому?» Она ответила: «Да, Господь; я поверила, что Ты Христос, Сын Божий». Её слова не были ответом на вопрос Господа. Она была поглощена своими старыми знаниями, которые стали для неё покрывалом и помешали ей понять новое слово Господа. Старые знания и старые мнения являются для человека покрывалами, которые мешают ему ясно знать новое откровение Господа.

Подробнее о воскресении говорится в этой статье.

5. Возрождение

Важно понимать, что искупление, которое мы получили благодаря смерти и воскресению Христа, не является конечной целью Божьего полного спасения. Искупление необходимо для того, чтобы человек мог получить Божью вечную жизнь, приняв Самого Бога как жизнь, жизнь воскресения. Получение этой жизни, которое является самым большим чудом во вселенной, Библия называет возрождением (1 Пет. 1:3, 23). Именно с этого момента начинается христианская жизнь.

Евангелие от Иоанна раскрывает возрождение так, как никакая другая книга Нового Завета. В 3-й главе мы видим встречу Иисуса с иудейским начальником по имени Никодим, которому Господь сказал следующие слова: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто-нибудь не родится заново, не может увидеть царство Божье… Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (ст. 3, 6). В этой главе Иоанн записал слова Господа, объясняющие, что такое возрождение и как его получить.

ПРОЧИТАЕМ ИНТЕРЕСНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ

В примечании 1 к Ин. 3:2 объясняется, что значит родиться заново:

Никодим считал Христа учителем, пришедшим от Бога. Отсюда видно, что он, возможно, думал, что ему нужны лучшие учения для самосовершенствования. Но ответ Господа в следующем стихе раскрыл ему, что его нужда состояла в том, чтобы родиться заново. Родиться заново — значит возродиться, получив божественную жизнь, отличную от человеческой жизни, полученной при природном рождении. Поэтому его настоящей нуждой были не лучшие учения, которыми он мог бы совершенствовать себя, а божественная жизнь, которой он был бы переделан. Он искал учений, которые принадлежат к дереву познания, а ответ Господа показал ему, что ему нужна жизнь, которая принадлежит к дереву жизни (ср. Быт. 2:9, 17).

6. Два духа

Выше были процитированы слова, которые встречаются только в Евангелии от Иоанна: «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3:6). Эти два духа, о которых говорит Иоанн, — божественный Дух, т. е. Святой Дух Божий, и наш человеческий дух — являются не только средством возрождения, но также настоящим секретом всей дальнейшей христианской жизни. Без понимания и переживания этих двух духов невозможно поклоняться Богу тем поклонением, которого Он ищет среди людей.

ПОДРОБНЕЕ О ДВУХ ДУХАХ

В примечании к словам «рождённое от Духа есть дух» написано:

Первый Дух, о котором здесь говорится, — это божественный Дух, Святой Дух Божий, а второй дух — это человеческий дух, возрождённый дух человека. Возрождение совершается в человеческом духе Святым Духом Божьим с помощью Божьей жизни, несотворённой вечной жизни. Таким образом, возродиться — значит получить божественную, вечную жизнь (в дополнение к человеческой, природной жизни) как новый источник и новый элемент новой личности.

Эти два духа можно увидеть также в 4-й главе Евангелия от Иоанна. В стихах 23-24 Господь сказал самарянке у колодца: «Но наступает час, и ныне он настал, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истинности, ибо и Отец ищет Себе таких поклонников. Бог есть Дух, и те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться в духе и истинности».

В примечании 4 к стиху 24 объясняется важнейшая истина о человеческом духе:

Имеется в виду наш человеческий дух. Согласно прообразам, Богу следует поклоняться: 1) на том месте, которое Бог избрал для Своего жилища (Втор. 12:5, 11, 13-14, 18), и 2) приношениями (Лев. 1—6). Место, которое Бог избрал для Своего жилища, — это прообраз человеческого духа, где сегодня находится Божье жилище (Эф. 2:22). Приношения — это прообраз Христа; Христос является исполнением и действительностью всех приношений, которыми люди поклонялись Богу. Поэтому Господь, говоря женщине о том, что поклоняться Богу Духу нужно в духе и истинности, имел в виду, что она должна соприкасаться с Богом Духом в своём духе, а не в каком-то особом месте, и через Христа, а не приношениями. Поскольку Христос как действительность, следствием которой является человеческая добродетель истинности, уже пришёл (ст. 25-26), время всех теней и прообразов кончилось.

7. Истина о жизни

В Евангелии от Иоанна показано замечательное откровение о жизни, Божьей вечной жизни, которой у человека никогда не было (Эф. 4:18), которую Христос даёт своим верующим и которую они получают через возрождение. В Ин. 10:10Б-11 Он сказал:

Я пришёл, чтобы они имели  жизнь , и имели в избытке. Я есть хороший Пастырь; хороший Пастырь Свою  жизнь  полагает за овец.

Первым словом «жизнь» переведено греческое «зоэ́», которое в Новом Завете означает вечную, божественную жизнь. Вторым словом «жизнь» переведено греческое «псюхе́», означающее человеческую жизнь Иисуса.

Для понимания этого Евангелия и всей Библии очень важно видеть различие между жизнью «зоэ́» и жизнью «псюхе́», о которых говорит Иоанн. Восстановительный перевод Нового Завета с примечаниями последовательно объясняет, о какой жизни идёт речь в том или ином стихе.

ПОСМОТРИМ ПРИМЕР ОБЪЯСНЕНИЯ

Примечание к слову «жизнь» в Ин. 10:11 объясняет, какая жизнь была отдана на кресте для нашего искупления и какая жизнь была дана нам в воскресении для исполнения Божьего замысла:

Греч. «псюхе́», душа; т. е. душа-жизнь. То же в последующих стихах. Будучи человеком, Господь имеет жизнь «псюхе», человеческую жизнь; будучи Богом, Он имеет жизнь «зоэ», божественную жизнь. Положив Свою душу, Свою жизнь «псюхе», Свою человеческую жизнь, Он совершил для Своих овец искупление (ст. 15, 17-18), чтобы они разделяли Его жизнь «зоэ», Его божественную жизнь (ст. 10Б), вечную жизнь (ст. 28), благодаря которой из них образуется одно стадо под началом одного Пастыря — Его Самого. Именно таким образом и именно для этой цели Он, будучи хорошим Пастырем, кормит Своих овец божественной жизнью.

См. статью «О какой жизни говорит Новый Завет?»

8. Истина о строении

Библию часто называют Книгой жизни. Но важно понимать, что Библия говорит не только о жизни, но и о строении, Божьем строении. Библия начинается с жизни и строения и завершается жизнью и строением. Евангелие от Иоанна, которое можно назвать мостом между двумя концами Библии, также является книгой о жизни и строении. Без строения ни у этого Евангелия, ни у всей Библии не было бы завершённости, полноты. Поэтому очень важно получить откровение о строении, показанном в Евангелии от Иоанна.

Разумеется, речь идёт не о физическом строении, а о церкви, которая в Новом Завете называется живым домом Божьим, Телом Христовым, невестой Христа и др. Согласно тому, что пишет в своём Евангелии Иоанн, церковь — это не просто собрание верующих, а увеличение Триединого Бога, благодаря которому Он может совокупно выразить Себя. Именно в этом состоит откровение Евангелия от Иоанна.

ГДЕ ИОАНН ГОВОРИТ О СТРОЕНИИ?

В Евангелии от Иоанна нет слова «строение», но в нём скрыто удивительное откровение о строении. Это подобно тому, как в Библии нет слова «Троица», но откровение о Троице посеяно во всех книгах Библии от Бытия до Откровения.

На строение в Евангелии от Иоанна указывают скиния в 1:14, имя Пётр (камень) в 1:42, лестница, подразумеваемая в 1:51 (ср. Быт. 28:12 и весь отрывок со ст. 11 до ст. 22), храм в 2:19-21, невеста в 3:29-30, вечная жизнь в 4:14, обители в 14:2 и 23 и др.

Для примера рассмотрим Ин. 3:29-30. В этих стихах записаны слова Иоанна Крестителя о Христе: «У кого есть невеста, тот жених… Он должен увеличиваться, а я — уменьшаться». В примечании к стиху 30 объясняется, о каком увеличении идёт речь:

Увеличение в этом стихе — это невеста в ст. 29, а невеста в ст. 29 — это живое сочетание всех возрождённых людей. Учитывая, что это — глава о возрождении, это означает, что возрождение не только приносит в верующих божественную жизнь…, но и делает их совокупной невестой для увеличения Христа… То, что верующие делаются невестой Христа, [находит] полное развитие в Откровении Иоанна. Откровение раскрывает главным образом то, что Сатана как старый змей будет полностью уничтожен (Отк. 20:2, 10) и что невеста Христа, Новый Иерусалим, будет полностью произведена (Отк. 21:2, 10-27).

Невеста, о которой говорится в 3-й главе Евангелия от Иоанна, показана как город Новый Иерусалим в 21-й главе Откровения, написанного тоже Иоанном. Давайте прочитаем стихи из Отк. 21, упомянутые в приведённом выше примечании:

9 И пришёл один из семи ангелов… и сказал: Подойди; я покажу тебе  невесту , жену Агнца.
10 И он унёс меня в духе на большую и высокую гору и показал мне святой город, Иерусалим, сходящий с неба от Бога,
2 И я увидел святой город, Новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный как  невеста , украшенная для своего мужа.

Какое изумительное откровение можно увидеть, соединив стихи из 3-й главы Евангелия от Иоанна и 21-й главы Откровения! Вы когда-нибудь соединяли эти стихи? Этот пример показывает, какую помощь могут оказать читателю примечания Восстановительного перевода Библии.


В этой статье рассмотрены, конечно, не все драгоценные положения истины в Евангелии от Иоанна, а те из них, на которые мы хотели бы обратить особое внимание читателей. Чтобы понимать это Евангелие на глубинном уровне, необходимо откровение о Христе, Его воплощении, смерти и воскресении, а также о возрождении, двух духах, жизни и строении. И для получения такого откровения нужно молиться, чтобы Бог «дал вам дух мудрости и откровения в полном знании Его» (Эф. 1:17) и того, что написано, в частности, в Евангелии от Иоанна.


Четыре факта о Евангелии от Иоанна
Глубинный взгляд на Евангелие от Иоанна
О какой жизни говорит Новый Завет?
Первый воскресший из мёртвых
Центральная мысль Библии