В первой части обзора мы рассмотрели половину Послания к римлянам и сделали акцент на субъективном спасении в главах 5—8, которое совершает внутри нас жизнь Христа. Во второй части обзора мы рассмотрим это Послание до конца и сосредоточимся на цели Божьего спасения.
Цель Божьего спасения
Прочитаем примечание 1 к Рим. 12:1, которое представляет обзор последних пяти глав Послания к римлянам — с 12-й по 16-ю. В этом примечании Божье полное спасение рассматривается не с точки зрения его объективной и субъективной сторон, а с точки зрения его средства и цели.
После отступления от основной темы, в котором подробно объясняется Божье избрание [главы 9—11], эта книга в продолжение главы 8 рассказывает о второй половине Божьего полного спасения в Христе. В этой второй половине те, кто наслаждается первой половиной Божьего полного спасения, являются членами друг друга как Тело Христово (ст. 5). Кроме того, они живут жизнью Тела Христова на земле, выражая Христа в различных местностях (как те, что перечислены в гл. 16), чтобы Триединый Бог был выражен в таком житии, которому учат пять глав святого Слова, составляющих этот раздел, посвящённый различным аспектам этого жития.
Первая половина Божьего полного спасения, раскрытая в гл. 1—8, — это средство, которым Бог достигает Своей цели; вторая половина Божьего полного спасения, раскрытая в гл. 12—16, — это цель Божьего полного спасения.
В чём же заключается цель Божьего полного спасения?
Посмотрите на Рим. 12:5:
В примечании 2 к этому стиху сказано:
Цель Божьего спасения состоит в том, чтобы воспроизвести Христа в миллионах святых, которые станут членами Его Тела — не разрозненными и самостоятельными единицами, а частями живого, функционирующего, скоординированного, совокупного целого. Эти части, хотя их функции различны, не отделены друг от друга. Наоборот, каждый в отдельности они — «члены друг друга». Каждый член органически присоединён ко всем остальным, и каждому нужно функционирование всех остальных. Все члены должны быть скоординированы, чтобы практиковать жизнь Тела, раскрытую в этой главе.
Если сказать кратко, то целью Божьего спасения является Тело Христово. Не в теории, не в доктрине, а в действительности и на практике. Окончательной завершённостью Божьей работы в этом веке является церковная жизнь, практическая жизнь Тела, которой Павел уделил пять заключительных глав Послания к римлянам.
Четыре ступени Божьего спасения
В примечании 2 к Рим. 16:1 показано, что в Послании к римлянам апостол Павел раскрывает четыре ступени Божьего полного спасения:
В этой книге раскрыты четыре ступени: вопросы, рассмотренные в главах 1—4, подводят нас в главе 4 к первой ступени — ступени оправдания; главы 5—8 переносят нас в главе 8 на вторую ступень — ступень освящения; главы 9—12 ведут нас в главе 12 дальше, к третьей ступени — ступени Тела Христова; а главы 13—16 выводят нас в главе 16 на четвёртую ступень — ступень церквей, выраженных в различных местностях, ступень практической жизни Тела Христова в различных местностях. Церкви — это окончательное завершение полного спасения в Божьем благовестии, которое показано в этой книге, написанной не в доктринальном, а в практическом ключе.
На первой ступени мы возрождены и спасены, на второй — освящены, на третьей — обновлены и преобразованы, а на четвёртой ступени в практической церковной жизни Сатана раздавлен под нашими ногами и мы можем в полноте наслаждаться благодатью Господа и миром Бога (ст. 20).
Эти четыре ступени являются очень практическим вопросом. Всех христиан можно разделить согласно этим четырём ступеням. Многие истинные христиане остановились на ступени оправдания. Они искуплены, оправданы, примерены и спасены, но оправдание стало концом их пути. По милости Господа другие христиане ищут того, что называется более глубокой жизнью, внутренней жизнью. Эти христиане в конечном итоге достигают ступени освящения в 8-й главе Послания к Римлянам. Но кроме этих двух ступеней существует ещё ступень Тела Христова и ступень церковной жизни, практической жизни Тела Христова. На какой из четырёх ступеней находитесь вы?
Церковь в Послании к римлянам
Практически вся последняя глава этого Послания, глава 16, состоит из представлений разных людей и приветствий. Прочитаем примечание 1 к Рим. 16:1:
Будучи заключением к этой книге, эта глава состоит полностью из представлений и приветствий. Она говорит не только о заботе среди святых, но и об общении среди церквей (ст. 1, 4-5, 16, 23), показывая некоторые из условий, которые должны существовать в поместных церквях, являющихся четвёртой из показанных в этой книге ступеней (см. прим. 1 к ст. 2, абз. 2) и заключением к откровению в этой книге. Это свидетельствует о содержательности и значимости этой главы, которая не только содержит представления и приветствия, но и, что важнее, показывает картину поместных церквей.
Термин «церковь» впервые употребляется в этой книге только в 16:1. В этой главе церковь и церкви упоминаются пять раз (ст. 1, 4-5, 16, 23). Это убедительно свидетельствует о том, что всё, о чём говорится в главах 1—15 в связи с Божьим полным спасением, предназначено для произведения и созидания церкви, Божьего строения. Всё Послание к римлянам можно кратко изложить в трёх словах: спасение (гл. 1—5 и 9—11), жизнь (гл. 5—8) и строение (12—16). Ср. прим. 1 к Ин. 1:4.
Заключение ко всей книге
В заключение предлагаем вам прочитать последний стих Послания к римлянам (16:27) и часть замечательного примечания к этому стиху, в котором представлен общий обзор всей книги:
Единому мудрому Богу через Иисуса Христа, — Ему слава во веки веков. Аминь.
В заключение этой книги, посвящённой общему рассмотрению христианской и церковной жизни, воздаётся слава мудрому Богу. Это показывает, что все темы, рассмотренные в этой книге, например: как Бог избирает нас, как Он спасает нас от греха и смерти, как Он искупает и оправдывает нас, как Он делает нас, совершенно мёртвых грешников, Своими божественными сыновьями, как Он переносит нас из Адама в Христа, как Он освящает и преобразовывает нас в Христе, как Он делает нас членами Христа для составления Тела Христова и как Он делает нас поместными церквями, которые появляются в различных местностях как выражения Тела Христова на земле в этом веке, — всё это спланировала, устроила и совершила Божья мудрость, чтобы Он, безгранично богатый Триединый Бог, был прославлен, т. е. чтобы Его несравненная слава была целиком и полностью выражена через нас, навечно усовершенствованных Им, ставших Его Телом и соединившихся с Ним.
Средоточие Божьей мудрости — это то, что Его Божественная Троица внедряется в три части: дух, душу и тело — нашего искупленного существа, чтобы в Его искуплении, освящении и преобразовании мы вошли в полный союз с Ним в божественной жизни, что позволит навечно исполнить Его желание слить божественность и человечество, соединить человечество с божественностью. Это поистине достойно нашего восхищения и поклонения! Как это благословенно и славно, что мы можем участвовать в этом! Мы должны вовеки непрестанно воспевать и хвалить Его! Это должно быть центром и целью и в нашей христианской, и в нашей церковной жизни. Да благословит Бог этим благословением каждого, кто избран и усовершенствован Им.
Полностью прочитать это примечание можно по этой ссылке.
Обзор Послания к римлянам (часть 1)
Примечания Восстановительного перевода