Право первородства

В предыдущей статье мы упоминали право первородства, но не дали объяснения этому понятию. В наши дни такие библейские термины как «перво­родство» и «право первородства» для большинства людей либо не ясны, либо лишены особого смысла. Но во времена Авраама, Исаака и Иакова они имели первостепенную важность. И ещё большее значение они приобретают для новозаветных верующих.

Первородство в Ветхом Завете

Первородство означает стар­шинство по рождению. В древние времена у первородного сына были исключительные привилегии. В особенности это касалось семьи Иакова, которая увеличилась и стала народом, получившим землю, обещанную Богом Аврааму.

У Иакова было двенадцать сыновей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Ассир, Иссахар, Завулон, Иосиф и Вениамин. От этих сыновей произошли двенадцать колен дома Израиля (такое имя получил Иаков, Быт. 32:28).

О праве первородного сына написано во Втор. 21:15-17. Согласно Божьему постановлению, первородный сын должен получать «двойную долю из всего», что будет у его отца, «ибо он начаток его жизненной силы; у него право первородства» (стих 17).

Право первородства

Право первородства в случае с домом Израиля включало в себя три составляющих: двойную долю земли, священство и царствование. По праву первородства всё это должен был получить старший сын Иакова — Рувим. Однако он лёг с Валлой, наложницей своего отца (Быт. 35:22), и из-за этого осквернения потерял своё право первородства (1 Пар. 5:1).

1. Двойная доля земли

В 1 Пар. 5:1 написано, что Рувим «был первородный; но так как он осквернил постель своего отца, его первородство было отдано сыновьям Иосифа». В результате двойная доля земли перешла к Иосифу, который получил право первородства благодаря своей чистоте (Быт. 39:7-12).

В Быт. 48 повествуется о том, как престарелый Иаков благословил двух сыновей Иосифа — Ефрема и Манассию. В стихе 5 написано: «И теперь твои два сына… — мои они; Ефрем и Манассия будут мои, как Рувим и Симеон». Таким образом, Иаков сделал двух сыновей Иосифа своими первыми двумя сыновьями взамен Рувима и Симеона, и в них Иосиф получил двойную долю земли.

Симеон, второй сын Иакова, потерял право первородства, возможно, по той причине, что именно он сыграл ведущую роль в заговоре против Иосифа (ср. Быт. 42:24 и 49:5-7). Кроме того, он проявил жестокость в отношении жителей Шехема (Быт. 34:25-30). В результате он не получил никакого благословения от Иакова (см. Быт. 49:3-4).

2. Священство

Левий тоже участвовал с Симеоном в жестокой расправе, о которой говорится в Быт. 34:25-30. Но позже он проявил свою предрас­положенность в обновлённом, преобразованном виде, убив тех, кто поклонялся золотому тельцу (Исх. 32:26-28; см. прим. 1 к ст. 27). Благодаря своей абсолютности, отчаянности и верности по отношению к Богу Левий получил благословение священства (Втор. 33:8-9).

Во Втор. 33:8-9 Моисей сказал о Левии такие слова: «Да будут Твой Туммим и Твой Урим у Твоего верного человека, которого Ты испытал в Массе… Ибо они соблюдали сказанное Тобой и хранили Твой завет». Урим и Туммим были частью нагрудника священника. Подробнее о них можно прочитать в Исх. 28:30, а также в примечаниях и перекрёстных ссылках Восста­новительного перевода Библии.

3. Царствование

О царствовании Иуды его отец Иаков пророчествовал в своём благо­словении в Быт. 49:8, 10: «Иуда, тебя восхвалят твои братья… сыновья твоего отца склонятся перед тобой… Не отойдёт скипетр от Иуды и жезл правителя…» В 1 Пар. 5:2 после слов о том, что первородство было отдано сыновьям Иосифа, написано, что «Иуда был сильнейшим среди своих братьев, и от него был вождь».

Иуда позаботился об Иосифе, спасая его от смерти в результате заговора его братьев (Быт. 37:26). Он также позаботился о Вениамине, когда тот переживал страдания (Быт. 43:8-9; 44:14-34). Судя по всему, по причине такой заботы Иуды о страдающих братьях, царствование перешло именно к нему и, начиная с Давида, цари Иудеи были его потомками.

Переход права первородства

Итак, согласно сказанному выше, право первородства, потерянное Рувимом, перешло к трём другим сыновьям Иакова: Иосифу, Левию и Иуде. Двойная доля земли перешла к Иосифу, священство — к Левию, а царствование — к Иуде.

Отсюда видно, что право первородства — непростой вопрос, и это право не всегда получали сыновья, родившиеся первыми. В переходах права первородства, о которых рассказывается в Ветхом Завете, можно обнаружить удиви­тельное откровение, драгоценное благовестие и серьёзное предо­стережение для верующих.

В Восстановительном переводе Библии в примечании к Быт. 48:5 говорится о переходе права первородства от одного сына к другому:

В Бытии есть четыре случая перехода права первородства. Переход первородства от Исава к Иакову (Быт. 25:22-26, 29-34) показывает, что получение права первородства зависит не от нашего природного рождения, а от Божьего предопределения (Рим. 9:10-13). Переход первородства от Зары к Фаресу (Быт. 38:27-30) иллюстрирует тот факт, что первородство даётся не на основании человеческих дел, а на основании Божьего избра­ния. Переход первородства от Рувима к Иосифу (49:3-4; 1 Пар. 5:1-2) показывает, что даже если мы были предопределены к получению первородства, мы можем потерять его, если будем предаваться блуду. Переход первородства от Манассии к Ефрему (ст. 12-20) показывает, что благословение Господа зависит не от природных ухищрений чело­века, а от Божьего желания и избрания. Последний случай перехода первородства в Писаниях — это переход первородства от Израиля к церкви (см. прим. 1 к Мф. 21:31).

Переход первородства от Израиля к церкви

В конце этого примечания сказано, что в новозаветном веке, который начался с воскресения Христа, право первородства перешло от Израиля к церкви. Рассмотрим упомянутый выше стих Мф. 21:31 в его контексте и прочитаем примечание к нему в Восстановительном переводе Библии.

В Мф. 21:23-27 рассказывается о том, как главные священники и старейшины испытывали Иисуса относительно Его власти. После того как Господь мудро ответил на их вопрос, Он рассказал им притчу о человеке, у которого было двое детей (ст. 28-32):

28 А как вам кажется? У человека было двое детей. И, подойдя к первому, он сказал: Дитя, иди сегодня, работай в винограднике.
29 А тот сказал в ответ: Не хочу, — но после, пожалев об этом, пошёл.
30 И, подойдя к другому, он сказал точно так же. И тот сказал в ответ: Я иду, господин, — но не пошёл.
31 Который из двух исполнил волю отца? — Они говорят: Первый. — Иисус говорит им: Истинно говорю вам, что сборщики налогов и блудницы впереди вас идут в царство Божье.
32 Ибо Иоанн пришёл к вам путём праведности и вы не поверили ему, а сборщики налогов и блудницы поверили ему. А вы, увидев это, не пожалели о том после, чтобы поверить ему.

К слову «первый» в стихе 31 есть примечание:

В Лк. 15:1-2, 11-32 Господь уподобил вождей иудаизма первородному сыну, а сборщиков налогов и грешников — второму сыну; здесь же в Своём сравнении Он поменял их местами. Отсюда видно, что евреи были Божьими первородными (Исх. 4:22) и обладали правом первородства. Однако из-за их неверия право первородства перешло к церкви, которая стала Божьими первородными (Евр. 12:23).

В Божьем домостроительстве право первородства было взято у Израиля и отдано покаявшимся и прощённым грешникам, которые составляют церковь.

Три факта

В отношении этих покаявшихся и прощённых грешников есть три факта, скрытых в родословии Христа, приведённом в Евангелии от Матфея. Эти факты можно увидеть, изучив историю женщин, упомянутых в этом родословии.

Во-первых, это родословие показывает, что Христос состоит в родстве не только с иудеями, но и с язычниками, даже с грешниками, и что Он царственный Спаситель типичных грешников (см. прим. 2 к Мф. 1:3).

Во-вторых, история Рахав свидетельствует о том, что, каким бы ни было наше прошлое, если мы обратимся к Богу и к Его народу и соединимся с надлежащим человеком из числа Божьего народа, мы породим хороший плод и будем участвовать в наслаждении принадлежащим Христу правом первородства (см. прим. 1 к Мф. 1:5).

Как было сказано в нашей статье о пяти женщинах в родословии Христа, соединение с надлежащим человеком имеет духовный смысл и подразумевает необходимость в том, чтобы быть соединёнными и состроенными с надлежащими людьми в Божьем народе. Это одно из условий для полного наслаждения правом первородства Христа.

В-третьих, история Руфи говорит о том, что, кем бы мы ни были и каким бы ни было наше прошлое, если наше сердце ищет Бога и его народ, то мы оказываемся в положении, позволяющем нам быть принятыми в принадлежащее Христу право первородства (см. прим. 3 к Мф. 1:5).

Право первородства в Христе

В результате нашего духовного рождения (Ин. 1:12-13; 3:3, 6) мы получили жизнь Бога и право первородства, благодаря которому мы можем наслаждаться всем, чем является Бог. Мы также получили возможность унаследовать всё, что Бог имеет, всё, что Он запланировал, и всё, что Он совершит. При этом важно понимать, что наше право первородства находится в Христе и подразумевает наш союз с Христом и наше участие в Нём.

В Евр. 12:23 верующие названы «церковью первородных, записанных на небесах». Согласно Новому Завету, право первородства, как и в Ветхом Завете, состоит из трёх элементов — это двойная доля Христа, священство и царствование. Верующие находятся в Христе (Рим. 8:1-2; 1 Кор. 1:30; 2 Кор. 5:17 и др.) и могут наслаждаться Им в виде двойной доли. Все верующие также являются священниками и царями (Отк. 1:6; 5:10; 1 Пет. 2:5, 9), и когда Господь Иисус вернётся, побеждающие святые будут священниками Бога и царями вместе с Ним (Отк. 20:4-6).

Как было сказано выше, в том, что Библия говорит о праве первородства, можно обнаружить удивительное откровение, драго­ценное благовестие и серьёзное предостережение для верующих. Это предостережение рассматривается в статье «Сохранять своё первородство».

Для более подробного изучения истины о праве первородства рекомендуем вам следующие книги Уитнесса Ли: «Жизнеизучение Евангелия от Матфея» (сообщения 1, 2, 3, 8, 57) и «Жизнеизучение Бытия» (сообщения 90, 96).


Сохранять своё первородство
Сражаться за своё первородство
Заботиться о первородстве других
Пять женщин в родословии Христа
Двенадцать сыновей Иакова