Иаков, сын Исаака и внук Авраама, родил двенадцать сыновей, которые стали двенадцатью коленами народа Израиля. В таблице ниже эти сыновья перечислены в порядке их рождения. Рядом с именами матерей приведены ссылки на стихи из Бытия, в которых говорится о рождении сыновей.
Имя | Мать |
---|---|
1. Рувим | Лия (23:32) |
2. Симеон | Лия (23:33) |
3. Левий | Лия (23:34) |
4. Иуда | Лия (23:35) |
5. Дан | Валла, служанка Рахили (30:3-6) |
6. Неффалим | Валла, служанка Рахили (30:7-8) |
7. Гад | Зелфа, служанка Лии (30:9-11) |
8. Ассир | Зелфа, служанка Лии (30:12-13) |
9. Иссахар | Лия (30:17-18) |
10. Завулон | Лия (30:19-20) |
11. Иосиф | Рахиль (30:22-24) |
12. Вениамин | Рахиль (35:16-18) |
Порядок перечисления имён
В книгах Моисея раскрывается, что двенадцать сыновей Иакова распределены согласно различным порядкам: порядку по рождению (Быт. 29—30 и 35:16-18), порядку по благословению (Быт. 49) и порядку по расположению станом (Числ. 2; 10:14-28). Ниже приводится отрывок из книги Уитнесса Ли «Жизнеизучение Бытия», сообщение 99:
Рассмотрим сначала порядок по рождению. Двенадцать сыновей Иакова родились от четырёх матерей. Первой была Лия, настоящая жена Иакова. Первые четыре сына — Рувим, Симеон, Левий и Иуда — родились от Лии. Второй матерью была служанка по имени Валла. Пятый сын Иакова, Дан, и шестой, Неффалим, родились от неё. Седьмой и восьмой сыновья Иакова, Гад и Асир, родились от другой служанки, Зелфы. Девятый и десятый, Иссахар и Завулон, родились также от Лии. Наконец, Иосиф, одиннадцатый, и Вениамин, двенадцатый, родились от Рахили. Таков порядок по рождению.
В порядке по благословению первыми тремя сыновьями являются Рувим, Симеон и Левий — те же, что и в порядке по рождению. За ними следуют Иуда, Завулон и Иссахар. Таким образом, первые две группы в порядке по благословению включают шесть сыновей, рождённых от Лии. Однако в порядке по рождению Иссахар предшествует Завулону, а в порядке по благословению Завулон стоит перед Иссахаром. Третья группа включает в себя Дана, Гада, Асира и Неффалима. Порядок по рождению был таким: Дан, Неффалим, Гад и Асир, а порядок по благословению другой: Дан, Гад, Асир и Неффалим. Позже мы увидим, что Гад был перемещён из этой группы и заменил Левия в группе с Рувимом при расположении станом. Четвёртая группа состоит из сыновей Рахили, Иосифа и Вениамина; здесь порядок одинаковый и по благословению, и по рождению. (В расположении станом Иосиф стал двумя коленами через Ефрема и Манассию.)
В Числах мы видим порядок по расположению станом. В этой книге раскрывается, что двенадцать колен Израиля были расположены станом вокруг скинии. В то время они были войсками и располагались станом как войска. Расположение колен вокруг скинии шло с востока на юг, на запад и затем на север. По порядку расположения станом Иуда, Иссахар и Завулон были на востоке, к солнцу, Рувим, Симеон и Гад — на юге, Ефрем, Манассия и Вениамин — на западе и Дан, Асир и Неффалим — на севере. Гад был помещён с Рувимом и Симеоном, потому что Левий был возвышен и взят в скинию, центр стана. Ефрем, Манассия и Вениамин были равны Иосифу и Вениамину. Через Ефрема и Манассию Иосиф стал двумя коленами и унаследовал двойную долю земли.
В Исх. 1:1-4 можно найти ещё один порядок перечисления сыновей Иакова, которые пришли с ним в Египет. В этом перечислении нет Иосифа, поскольку он уже был в Египте. От перечисления по рождению порядок имён здесь отличается тем, что самый младший сын, Вениамин, упомянут после Завулона : «Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир». В этом перечислении сначала идут сыновья Лии, затем младший сын Рахили и в конце — сыновья служанок. Примечательно, что в этом перечислении некоторые имена соединены союзом «и».
Пятый порядок перечисления мы видим в 1 Пар. 2:1-2: «Вот сыновья Израиля: Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар и Завулон, Дан, Иосиф и Вениамин, Неффалим, Гад и Асир».
В благословении Моисея во Втор. 33:6-25 сыновья Иакова перечисляются в следующем порядке: Рувим, Иуда, Левий, Вениамин, Иосиф (Ефрем и Манассия), Завулон, Иссахар, Гад, Дан, Неффалим, Асир. В этом перечислении нет Симеона.
Двенадцать колен в Новом Завете
В Отк. 7:4-8 говорится о ста сорока четырёх тысячах получивших печать Бога на их лбах. Это — израильтяне, которые будут соблюдать Божьи заповеди в течение великой скорби (Отк. 12:17; 14:12). Они упоминаются по коленам в следующей последовательности: Иуда, Рувим, Гад, Асир, Неффалим, Манассия (сын Иосифа), Симеон, Левий, Иссахар, Завулон, Иосиф, Вениамин.
Присутствие в этом перечислении Манассии и отсутствие Дана объясняется в примечании к стиху 6:
Поскольку Иосиф (ст. 8) и Манассия, один из двух сыновей Иосифа (Быт. 48:5), представляют два различных колена, Иосиф по-прежнему будет иметь двойную долю, предусмотренную правом первородства (1 Пар. 5:1-2), в течение тысячелетия (Иез. 48:4-5).
В этом перечне, как и в 1 Пар. 2—9, умалчивается о колене Дана по причине его идолослужения (Суд. 18:30-31; 3 Цар. 12:29-30; 4 Цар. 10:29; ср. Быт. 49:17). Однако Дан всё-таки будет учитываться во время тысячелетия (Иез. 48:1), потому что на нём было благословение Иакова, так что благодаря Господнему спасению Дан всё же войдёт в общее число как одно из колен (Быт. 49:16-18).
P. S. Статья находится в процессе доработки.
Право первородства
С какого слова начинается Новый Завет?
Пять женщин в родословии Христа