В предыдущей статье мы подробно ответили на вопрос «Раскаивался ли Бог?» В этой статье мы отвечаем на сопутствующие вопросы, которые возникают при рассмотрении этой темы.
Значение слова «раскаялся»
Для ответа на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, достаточно понять значение слова «раскаялся». Согласно «Словарю русского языка», выпущенному Институтом лингвистических исследований РАН, слово «раскаяться» имеет два значения. Во-первых, раскаяться — значит «признаться в совершенной ошибке, в неправильном поступке». Во-вторых, раскаяться — значит «испытать сожаление по поводу совершенного поступка».
В дискуссиях о том, раскаивался Бог или нет, некоторые люди спрашивают: «Зачем Богу нужно было раскаиваться? Неужели он совершал какие-то грехи или ошибки?» Такого рода вопросы указывают на то, что понимание этих людей ограничено одним из значений слова «раскаяться». Для многих читателей раскаяние ошибочно ассоциируется с покаянием, о котором говорит Новый Завет. Но это не так.
Совершенно очевидно, что раскаяние применительно к Богу указывает на сожаление и огорчение в Божьем сердце (Быт. 6:6). Конечно, Бог не совершает ошибок или грехов. Более того, принимая те или иные решения, Он в Своём всеведении знает о том, какие ошибки или грехи совершит человек. Вопрос о том, почему Бог допускает это, требует отдельного объяснения. Пока же кратко ответим так: Бог допускает, чтобы грех в человеке был изобличён и осуждён, но при этом Он глубоко сожалеет из-за проступков и преступлений, которые были совершены человеком в ответ на то, что сделал Бог.
Божье раскаяние
Посмотрите на те отрывки в Ветхом Завете, которые говорят о раскаянии Бога. В каждом случае оно было связано с Его сочувствием, состраданием и Его любовной заботой в отношении Его избранников (Пс. 106:45; Иоил. 2:13-14 и др.), а также с покаянием людей и верностью и ходатайством тех, кто служил Ему (Иер. 18:8; 26:3; Ион. 3:9-10 и др.).
В Ион. 4:2 написано, что Иона «молился Иегове и сказал: О! Иегова… Ты Бог благоволящий и сострадательный, долготерпеливый и обильный любовной заботой и раскаивающийся в зле…» У человека, знающего Бога и знающего падшую человеческую природу, слова о раскаянии Бога вызывают благодарность и ответное чувство любви.
Следует обратить внимание на то, что в тех местах Писания, где говорится о Божьем раскаянии, упоминается имя Иегова. Это имя используется в Ветхом Завете всякий раз, когда речь идёт о Боге, входящем в близкие отношения с человеком, о Боге, хранящем Свой завет с ним (Пс. 106:45).
О каком зле идёт речь?
В ряде стихов о Божьем раскаянии говорится о зле, которое сделал или собирался сделать Иегова. Например, в Исх. 32:14 написано: «Так Иегова раскаялся в том зле, о котором Он говорил, что сделает его Своему народу». Некоторые люди задаются вопросом: «Как Бог может совершить какое-то зло?» В данном случае также имеет место узость в понимании слов и, возможно, влияние некоторых религиозных или философских догматов.
Согласно упомянутому выше «Словарю русского языка», зло означает не только «нечто дурное, плохое и вредное» (в первом значении), но также «беду, несчастье и неприятность» (во втором значении). Учитывая это, можно сказать, что, согласно Исх. 32:14, Иегова испытал сожаление или огорчился из-за той неприятности (или той беды), которую Он собирался причинить Своему народу за его многочисленные грехи. Из-за праведного суда с детьми Израиля могло произойти большое несчастье, но Бог благоволящий и сострадательный, долготерпеливый и обильный любовной заботой раскаялся в этом зле.
Если использование понятия «зло» в данном случае вызывает у кого-то внутреннее отторжение, мы бы предложили молиться о том, чтобы принимать Божье слово таким, какое оно есть, чтобы разум был обновлён и понимание было расширено. Есть зло, относящееся к дереву познания добра и зла (Быт. 2:9), и есть зло, относящееся к Божьему суду и Божьему гневу (1 Пар. 21:15А; Ион. 3:9-10; Иер. 11:11, 23 и др.).
Какое добро имеется в виду?
Подобным образом, многие люди под словом «добро» понимают исключительно всё положительное, хорошее и правильное. Но не всё, что природный человек считает хорошим и правильным, соответствует Божьему замыслу. В данном случае словари не смогут оказать помощь, поскольку в них отсутствует то откровение, которое есть в Библии. Обычное человеческое представление заключается в том, что добро — это что-то хорошее и правильное, а зло — это нечто плохое и неправильное. Но в глазах Бога те, кто живёт согласно природной жизни, постоянно грешат независимо от того, что они делают, — добро или зло. Всё, что люди делают из своей плоти, — и доброе, и злое, — является грехом (Рим. 14:23Б; Лев. 4:1, прим. 1).
Это не означает, что нам не нужно делать добро. Это означает, что нам нужно понимать, какова природа добра в том или ином случае. Каков источник добра: дерево познания добра и зла, указывающее на Сатану, или дерево жизни, указывающее на Бога? (Быт. 2:9).
В Мф. 16:21 Иисус сказал, что «Он должен идти в Иерусалим, и многое претерпеть… и быть убит, и на третий день быть воскрешён». Согласно стиху 22, «Пётр, отведя Его в сторону, начал возбранять Ему и говорил: Да будет Бог милостив к Тебе, Господь! Ни в коем случае не будет этого с Тобой!» Разве намерения Петра не были добрыми? «Но Он, повернувшись, сказал Петру: Встань позади Меня, Сатана! Ты для Меня преткновение, ибо ты обращаешь свой разум не к Божьему, а к человеческому» (стих 23). Эти слова Господа помогают понять, что есть Божье откровение и есть человеческое представление.
Необходимость в понимании
Итак, необходимо понимать, что подразумевается под раскаянием в тех двадцати стихах Ветхого Завета, в которых говорится, что Бог раскаялся, и в тех четырёх стихах, согласно которым Бог не раскаялся и не отменил Свой суд.
И нужно понимать, о каком добре или добрых делах идёт речь в том или ином отрывке Слова: о тех добрых делах, «которые Бог заранее приготовил, чтобы мы в них ходили» (Эф. 2:10), или о тех добрых делах, которые исходят из плоти. Добро, источником которого является дерево жизни, упоминается в Мф. 5:16; Деян. 10:38; Рим. 2:10; 12:21; 16:19; 2 Кор. 13:7; 2 Тим. 3:17 и др. Добро, исходящее из другого дерева, показано в Мф. 7:21-23; 16:21-23; 17:24-27; 20:1-12 и др.
Также нужно понимать, о каком зле говорит Библия в том или ином контексте. Конечно, в большинстве случаев это слово употребляется в Писании применительно к тому, что исходит от Сатаны. Но в любом случае причиной того зла, которое делал Бог, было зло, которое снова и снова делал человек (Иер. 18:8). И значения этих двух видов зла различаются. Какая милость, что Бог снова и снова раскаивался!
Раскаивался ли Бог?
Если Бог есть, то почему невинные люди страдают?
В чём состоит Божья воля?
Бог — это Бог замысла
Есть ли у Бога план?
Имя Иегова в Восстановительном переводе