Раскаивался ли Бог?

Вопрос читателя: В 1 Цар. 15 сначала написано, что Бог раскаялся, затем утверждается, что Бог не раскаивается, и в конце главы снова говорится, что Он раскаялся. Так раскаивался Бог или нет?


Это не такой сложный вопрос, как может показаться на первый взгляд. Ответ является коротким, но требует понимания некоторых фактов относительно Библии. Это понимание поможет вам найти ответы и на многие другие вопросы, касающиеся библейской истины.

История в 15-й главе Первой книги царств

В 15-й главе Первой книги царств записана история о том, как царь Саул одержал победу над амаликитянами, которые были закляты на уничтожение. После этой победы Саул проявил непослушание Богу, пощадив Агага, царя амаликитян, взяв себе лучшее из добычи и поставив себе памятник. Это непослушание изобличило Саула как бунтаря против Бога (ст. 23).

В стихе 11 записано слово Иеговы к пророку Самуилу: «Я раскаиваюсь, что сделал Саула царём, ибо он повернул назад, перестав следовать за Мной, и не исполнил Мои слова…»

Эти слова, произнесённые от первого лица, дают понять, что Бог действительно раскаялся в том, что сделал Саула царём. В тексте Ветхого Завета неоднократно говорится о том, что Бог раскаялся в том, что Он сделал или собирался сделать. В каждом случае Его раскаяние было связано с Его сочувствием, состраданием и Его любовной заботой в отношении Его избранников (Пс. 106:45; Иоил. 2:13-14 и др.), а также с покаянием людей и верностью и ходатайством тех, кто служил Ему (Иер. 18:8; 26:3; Ион. 3:9-10 и др.).

Далее в этой главе говорится о том, что Самуил пришёл к Саулу, и у них состоялся острый разговор, в конце которого Самуил сказал: «Иегова оторвал от тебя сегодня царство Израиля и отдал его твоему товарищу, который лучше тебя» (ст. 28). А затем он добавил: «И притом Верховный Израилев не лжёт и не раскаивается, ибо Он не человек, чтобы раскаиваться» (ст. 29).

Понятно, что Самуил, который является автором первых 24 глав Первой книги царств, записывал эту историю позже описываемых событий. Он верно записал слова Бога и так же верно записал свои слова. Судя по всему, в стихе 29 он выразил свой взгляд в отношении Бога, своё представление о том, что Бог «не раскаивается, ибо Он не человек, чтобы раскаиваться». Насколько можно понять из последующего описания в главе 15, взгляд Самуила был поправлен, и в стихе 35 он написал от своего лица: «И Иегова раскаялся, что воцарил Саула над Израилем».

История в 23-й главе Чисел

В 23-й главе Чисел записана история о том, как Валак, царь Моава, нанял языческого пророка Валаама, чтобы тот проклял народ Израиля. В стихе 19 записаны слова Валаама: «Бог — не человек, чтобы ему лгать, / И не сын человеческий, чтобы Ему раскаиваться. / Неужели Он сказал — и не сделает? / Или говорил — и не установит того?»

С одной стороны, Валаам верно пророчествовал в отношении Израиля. С другой стороны, в его пророчестве наряду с божественным откровением были человеческие представления о Боге, согласно которым Бог не может раскаиваться. Библия ничего не сообщает о том, изменились ли представления Валаама. Известно лишь то, что сам он не раскаялся в своём пристрастии к деньгам (2 Пет. 2:15) и посоветовал мадианитянам способ склонить детей Израиля к вероломству (Числ. 31:16), в результате чего погиб вместе с мадианскими царями (ст. 8).

Кому принадлежат записанные в Библии слова

При чтении Библии очень важно понимать, кто говорит те или иные слова: Бог, человек или… Сатана. Да, всё Писание богодухновенно, т. е. выдохнуто Богом, и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3:16). При этом в Писание включены слова Сатаны, чтобы мы знали, что он говорит и как он обманывает человека. В Писание также включены слова людей, которые высказывали ошибочные или неточные суждения.

Посмотрите на «мудрые» утверждения друзей Иова, записанные в трёх десятках глав Книги Иова, и прочитайте слова Бога, обращённые к ним в 42:7: «Вы не говорили обо Мне правильного» (те же слова повторяются в ст. 8). Но прежде этого сам Иов, который дискутировал с ними, сказал Богу: «Я изрекал то, чего не понимал… Я гнушаюсь собой и каюсь в прахе и пепле» (ст. 3, 6). Бог включил всё это в Писание, чтобы мы были научены не только в соответствии с божественным откровением, но также на примерах природных человеческих представлений: и добрых, и злых. Это необходимо нам для предостережения, исправления и научения.

Человеческие представления

В Библии приведено много примеров человеческих представлений, которые не соответствуют божественному откровению, и поступков, обусловленных такими представлениями. На протяжении всей человеческой истории известен только один Человек, который был совершенным и безукоризненным в том, что касается Его слов. Этот Человек — Господь Иисус Христос. Все остальные люди, включая тех, кто служил Богу, ошибались, и Библия честно рассказывает об этом.

Например, Моисей был человеком, с которым Бог разговаривал лицом к лицу, как со Своим товарищем (Исх. 33:11). Он был человеком, который верно служил Богу на протяжении сорока лет. Но из-за ошибки, описанной в Числ. 20:1-12, он потерял право войти в добрую землю (см. 27:12-14). Давид был человеком согласно Божьему сердцу (1 Цар. 13:14; Деян. 13:22), но он тоже высказывал свои природные представления (в частности, в некоторых Псалмах) и даже совершил преступление (2 Цар. 11:1-27), последствия которого простираются до сегодняшнего дня.💬

Апостол Пётр стремился быть верным Господу вплоть до смерти, но и он допускал ошибки. В Мф. 17:24 рассказывается о том, что к Петру подошли сборщики храмового налога и спросили: Ваш Учитель не платит храмовый налог? Он сразу же ответил: «Да, платит!» (ст. 25). Далее мы видим, что Господь преподал Петру урок, чтобы исправить его понимание. То же касается и Самуила, который был выдающимся пророком (Деян. 13:20), изменившим век судей на век царей. Он не был совершенным, но он был открытым для совершенствования и исправления.

Когда было сказано записанное в Библии

Ветхий Завет включает в себя не только законы, постановления и предписания. По большей части Ветхий Завет — это история: история Бога и история человека. Если говорить с точки зрения Божьего домостроительства, то это история Бога с человеком. Эта история свидетельствует о простом факте: люди, которые ищут Бога и следуют за Ним, меняются. Изменяется их понимание и внутренний состав, изменяется их поведение и говорение. Эти люди совершали ошибки, приходили к Богу с покаянием, переживали внутреннюю работу Бога над ними и вырастали к зрелости. Те, кто ищет в Библии противоречия, часто не обращают внимание на этот простой факт.

Разные утверждения, высказанные одним и тем же человеком в разное время, не обязательно говорят о противоречии. Возможно, что-то было скрыто от человека, а затем открыто ему, как в случае с Иовом. Иногда что-то происходит с человеком на протяжении десятилетий, как в случае с Авраамом или Иаковом, а иногда изменения в человеке занимают всего несколько часов. Например, один из распятых вместе с Иисусом преступников сначала поносил Его (Мф. 27:44; Мк. 15:32), а затем сказал: «Иисус, вспомни меня, когда придёшь в Твоё царство» (Лк. 23:42). Это не противоречие, это свидетельство спасения, которое пережил тот грешник на кресте. См. статью Два преступника.

Бог раскаивался

Существуют религиозные представления о том, что Бог не может раскаяться. Они основаны на философской теории о том, что Бог является неким трансцендентным самосущим Абсолютом, который ни в чём не нуждается и которому не свойственны антропогенные черты. В определённом смысле это так, но в целом эта однобокая теория не соответствует откровению Писаний, согласно которому Бог сотворил человека по Своему образу.

Что касается утверждения о том, что Бог не раскаивается, то в Библии встречаются только два таких утверждения: одно высказано Самуилом в 1 Цар. 15:29 и ещё одно высказано Валаамом в Числ. 23:19. Как мы увидели выше, взгляд Самуила был поправлен, а в отношении того, изменились ли представления языческого пророка Валаама, Библия ничего не сообщает. Так или иначе, двадцать стихов в Ветхом Завете свидетельствуют о том, что Бог раскаивался.

СТИХИ О РАСКАЯНИИ БОГА

Быт. 6:6-7 И раскаялся Иегова, что Он сделал человека на земле, и Он огорчился в Своём сердце. 7 И сказал Иегова: Истреблю человека, которого Я сотворил, с поверхности земли — от человека до зверя, и пресмыкающихся, и небесных птиц; ибо Я раскаиваюсь, что сделал их.

Исх. 32:14 Так Иегова раскаялся в том зле, о котором Он говорил, что сделает его Своему народу.

1 Цар. 15:11А Я раскаиваюсь, что сделал Саула царём, ибо он повернул назад, перестав следовать за Мной, и не исполнил Мои слова…

1 Цар. 15:35 И Самуил больше не видел Саула до дня своей смерти, хотя Самуил скорбел о Сауле. И Иегова раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.

2 Цар. 24:16А И когда ангел простёр свою руку на Иерусалим, чтобы уничтожить его, Иегова раскаялся в этом зле. И сказал Он ангелу, уничтожавшему народ: Довольно; теперь опусти твою руку…

1 Пар. 21:15А И послал Бог ангела в Иерусалим, чтобы уничтожить его; но когда он уничтожал его, Иегова увидел и раскаялся в этом зле. И сказал Он уничтожавшему ангелу: Довольно; теперь опусти твою руку…

Пс. 106:45 И ради них Он вспоминал Свой завет / И раскаивался по множеству Своих деяний любовной заботы;

Иер. 15:6 Ты оставил Меня, — / Возвещает Иегова. — / Ты идёшь вспять, / И Я простёр Мою руку против тебя / И уничтожил тебя; / Я устал раскаиваться.

Иер. 18:8 А то племя, о котором Я сказал, отвернётся от своего зла, Я раскаюсь в том зле, которое Я намеревался сделать ему.

Иер. 26:3 Может быть, они послушают и отвернутся каждый от своего злого пути, чтобы Я раскаялся в том зле, которое Я намереваюсь сделать им по причине зла их дел.

Иер. 26:19Б …разве Иегова не раскаялся в том зле, которое Он изрёк против них?

Иер. 42:10 Если вы так и останетесь в этой земле, Я буду созидать вас, а не низвергать и буду сажать вас, а не вырывать; ибо Я раскаиваюсь в том зле, которое Я сделал вам.

Иоил. 2:13-14 И разрывайте ваши сердца, / А не ваши одежды / И обратитесь к Иегове, вашему Богу, / Ибо Он благоволящий и сострадательный, / Долготерпеливый и обильный любовной заботой / И раскаивающийся в зле. 14 Кто знает, не обратится ли Он, и не раскается ли, / И не оставит ли позади Себя благословение — / Хлебное приношение и возлияние / Иегове, вашему Богу?

Ам. 7:3 Иегова раскаялся в этом: Не будет этого, — говорит Иегова.

Ам. 7:6 Иегова раскаялся в этом: И этого не будет, — говорит Господь Иегова.

Ион. 3:9-10 Кто знает, не обратится ли Бог, и не раскается ли, и не отвратится ли от Своего пылающего гнева, чтобы нам не погибнуть? 10 И Бог увидел их дела, что они обратились от своего злого пути, и раскаялся Бог в том зле, о котором Он сказал, что сделает им его; и не сделал.

Ион. 4:2 И он молился Иегове и сказал: О! Иегова, не это ли я говорил, когда ещё был в моей земле? Поэтому я предвидел это, побежав в Фарсис, ибо я знаю, что Ты Бог благоволящий и сострадательный, долготерпеливый и обильный любовной заботой и раскаивающийся в зле.

Есть четыре стиха, в которых говорится о том, что Бог не раскаялся в том, что решил сделать.

Иер. 4:28 Поэтому земля будет скорбеть / И небеса вверху потемнеют; / Потому что Я сказал, Я замыслил; / И Я не раскаялся и не отступлю от этого.

Иер. 20:16А И пусть тот человек будет подобен городам, / Которые Иегова низверг и не раскаялся…

Иез. 24:14А Я, Иегова, сказал это. Наступает время, и Я сделаю это; Я не воздержусь, и не пощажу, и не раскаюсь…

Зах. 8:14 Ибо так говорит Иегова воинств: Как Я вознамерился сделать вам зло, когда ваши отцы разгневали Меня, — говорит Иегова воинств, — и Я не раскаялся.


Здесь естественно возникают следующие вопросы. Что означает Божье раскаяние? Почему Бог раскаивался? Как это возможно для Бога? Мы отвечаем на эти вопросы в нашей следующей статье «Почему Бог раскаивался?»

Почему Бог раскаивался?


Если Бог есть, то почему невинные люди страдают?
В чём состоит Божья воля?
У Бога есть план?