Джордж Вигрэм (George Wigram, 1805—1879) был одним из учителей среди Братий в Англии и близким сподвижником Джона Нельсона Дарби.
Он родился в Лондоне в семье богатого торговца и политика Роберта Вигрэма и был двадцатым ребёнком из его двадцати трёх детей. В возрасте двадцати одного года во время военной службы Джордж пережил соприкосновение с Господом, что привело к коренному повороту в его жизни. В 1826 году он оставил службу в армии и поступил в Оксфордский университет, намереваясь стать священнослужителем.
Первые собрания
Во время учёбы в Оксфорде он познакомился с Джоном Дарби (1800—1882), который в то время был англиканским священником, и Бенджамином Ньютоном (1807–1899), который тоже учился в Оксфорде и закончил его в 1828 году. Эти молодые братья исследовали Писания и увидели, что религиозные догматы не соответствуют тому, о чём говорит Библия. Началом собраний этих братьев можно считать 1828 год; в то время они ещё относили себя к Англиканской церкви.
В 1831 году Вигрэм оставил Англиканскую церковь и переехал из Оксфорда в Плимут.
Будучи состоятельным человеком, он купил в Плимуте здание для собраний и в декабре того же года начал проводить богослужения, которые были открыты для христиан любой конфессии.В январе 1832 года в собрании в Плимуте приняли участие Дарби и Ньютон. В этом же году они тоже покинули Англиканскую церковь и начали собираться вместе с Вигрэмом в Плимуте. Дарби было 32 года, Вигрэму — 27, Ньютону — 25. Их стали называть Плимутскими братьями.
Похожее собрание ещё в 1925 году было основано в Дублине (Ирландия), но широкое распространение началось именно из Плимута. Вскоре похожие общины начали появляться по всему Соединённому Королевству. К 1845 году собрание в Плимуте насчитывало более тысячи верующих.
Первые разделения
Практически с первых лет существования собрания в Плимуте начали проявляться доктринальные противоречия между Ньютоном и Дарби, связанные, в основном, с вопросами великой скорби и восхищения верующих. До 1845 года Ньютон большую часть времени проводил в Плимуте, Дарби — в поездках по континентальной Европе и другим странам, а Вигрэм переехал в Лондон, где приобрёл несколько помещений для собраний Братий. Доктринальные споры по большоей части велись путём переписки.
Противоречия обострились после публикацией Ньютоном в 1842 году «Мыслей об Апокалипсисе», в ответ на которые Дарби в 1843 году написал рецензию с резкой критикой учений Ньютона объёмом в 490 страниц. В марте 1845 года Дарби приехал из Швейцарии в Плимут, чтобы «сражаться за душу братства». Именно в этом году произошёл первый серьёзный раскол среди Братий. Большая часть собрания в Плимуте в то время поддержала Ньютона, но Вигрэм встал на сторону Дарби и передал сторонникам Дарби здание, приобретённое им в Плимуте. Так появились две противостоящие друг другу общины Братий в Плимуте.
К концу 1847 года Ньютон потерял поддержку братьев в Плимуте, переехал в Лондон и основал там отдельное собрание. В течение следующих пятидесяти лет он оставался активным христианским учителем и писателем. В двадцатых годах следующего века Уитнесс Ли посещал собрания Братий, которые были основаны в его родном китайском городе Чифу учениками Бенджамина Ньютона.
Второй серьёзный раскол в Англии произошёл в 1848 году, когда Дарби выступил против того, что Джордж Мюллер (1805–1898), ещё один известный учитель среди Братий, принимает в Бристоле
тех, кто был отлучён в Плимуте. Кроме того, в отличие от Дарби, Мюллер не считал Ньютона еретиком.С 1848 года Братия разделились на так называемых «открытых Братий», которые считали каждое собрание независимым и имеющим право принимать любых верующих, и «закрытых Братий» под руководством Джона Дарби, которые принимали только членов собраний «закрытых Братий». В противостоянии 1848 года Вигрэм снова активно поддержал Дарби.
Служение Вигрэма
Джордж Вигрэм проявлял живой интерес к еврейским и греческим текстам Библии. В 1839 году он опубликовал Греческий словарь Нового Завета,
а в 1843 году — Еврейский и арамейский словарь Ветхого Завета. В течение тридцати лет, с 1849 года и вплоть до своей смерти в 1879 году, он был редактором влиятельного периодического издания закрытых Братий.Вигрэм написал несколько христианских гимнов и занимался редактированием сборников гимнов Братий. В 1856 году он составил сборник под названием «Гимны и духовные песни для малого стада»,
включающий 340 гимнов. Это издание стало основой для всех последующих сборников гимнов закрытых Братий.Имя Вигрэма упоминается Вочманом Ни в книге «Сообщения для созидания новых верующих».гимна 94 («Агнец Божий!» — восклицает / Хор из тысяч голосов) и говорит, что редко можно встретить такой замечательный гимн, как этот, написаный Джоном Дарби. Далее он сообщает, что в этом гимне первоначально было тринадцать куплетов, но в 1881 году Дарби вместе с Вигрэмом переработали его и оставили семь куплетов.
Брат Ни приводит текстВ более зрелом возрасте Вигрэм много путешествовал для служения в общинах закрытых Братий в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Его устное служение было записано и опубликовано после его смерти в двух томах.книге «История Плимутских братьев», вышедшей в 1901 году, о Вигрэме написано следующее:
Даже те Братия, которые находились в оппозиции к Джону Дарби, свидетельствовали о его высокой репутации и святом образе жизни. В частности, вНесомненно, по своей природе он не был склонен к спорам, и было очень жаль, что ради лидера, которого он любил «не мудро, но слишком сильно», он так часто ввязывался в них. И всё же, справедливости ради, следует отметить, что во всех его полемических памфлетах, какими бы плохими они ни были, нет и намека на то, что автор борется за себя; равно как и на то, что он претендует на высшую духовность, от которой отнюдь не свободны спорные произведения Дарби. Характер Вигрэма отличался удивительной простотой; с исключительным достоинством поведения в нём сочетались совершенная непринужденность и добродушие; и, каковы бы ни были его ошибки, не подлежит сомнению, что он был набожным и искренним человеком.
Интересный факт в биографии Джорджа Вигрэма заключается в том, что в поздние годы своего служения он первым в истории Господнего восстановления начал видеть новозаветную истину о почве церкви. С этой истиной также был согласен Джон Дарби. Подробнее об этом рассказано в нашей статье «Почва церкви: история восстановления».
Кто такие Братия?
Кто такой Джордж Каттинг?
«„Братья“ с 1870 года», Вильям Дронсфилд