Кто такие мистики?

Мистиками в истории церкви называют христианских авторов XVII века, которые писали о переживаниях внутренней жизни, отречении от себя и житии перед Богом. Они оставались в католической церкви, но их не интересовали внешняя религиозная практика или учения как таковые. Их появление в истории Господнего восстановления было реакцией на пустоту и безжизненность государ­ственных церквей в протестан­тизме, основанных в XVI веке в результате Реформации, начавшейся с Мартина Лютера.

Имена в истории церкви

Самыми известными среди христиан-мистиков были брат Лаврентий или Лоренс (1614–1691), Жанна Гюйон (1648–1717) и Франсуа Фенелон (1651–1715), которые жили во Франции, а также Мигель де Молинос (1640–1697), живший в Испании и затем в Италии.

Их имена вошли в историю церкви благодаря их произведениям, которые были опубликованы и переведены на разные языки. То, что они переживали, говорили и писали, было началом восстановления живой действительности внутренней жизни. Из-за таинственного содержания их учений они были названы мистиками, а их учения — мистицизмом. В католицизме эту концепцию назвали квиетизмом (от лат. quies — «покой»). К концу XVII века католическая церковь объявила квиетизм еретическим учением.

За исключением брата Лаврентия, который был простым монахом, христиане-мистики были отвергнуты религиозными властями Франции и Италии, а их сочинения запрещены. Книги Франсуа Фенелона, самого высокопоставленного из них, были изъяты из обращения. Жанна Гюйон провела в тюрьмах около восьми лет. Мигель де Молинос был приговорён к пожизненному заключению. Труды христиан-мистиков были оценены по достоинству только за пределами католицизма.

Кроме упомянутых выше мистиков, в XVII веке были также и другие христиане, имевшие опыт близких отношений с Господом и переживания креста. Поскольку о них было мало написано, их имена практически неизвестны в сегодняшнем христианстве. Например, Толер, Томас Кэмпбэлл и другие тоже находились в то время на линии Господнего восстановления.💬

Известные публикации

Брат Лаврентий (Лоренс) стал известен благодаря книгам, составленным из его бесед и писем и изданным после его смерти парижским священником Жозефом де Бофором. Самым распространённым изданием брата Лаврентия стала книга «The Practice of the Presence of God» — «Практика Божьего присутствия» или «Практика присутствия Бога». Одна из русскоязычных версий этой книги, о которой мы написали в отдельной статье, называется «Хождение пред Богом». Ещё одна известная в западном христианстве книга брата Лаврентия называется «Духовные правила».

Жанна Гюйон, французский философ и христианский мистик, написала около тридцати пяти томов сочинений. Вот названия некоторых из её книг: «Смирна со сладким запахом» (автобиография мадам Гюйон), «Жизнь из смерти — духовный поток», «Короткий, простой метод молитвы», «Письма мадам Гюйон».

В России распространению трудов Жанны Гюйон способствовал князь Александр Голицын (1773–1844), при котором было учреждено Российское библейское общество и начался перевод Библии на русский язык. В то время, когда он был обер-прокурором Священного синода (1803–1817), её книги рассылались по монастырям для обязательной покупки, однако в 1840-е годы они были изъяты из употребления.

Франсуа Фенелон, французский священнослужитель, писатель и педагог, был автором многообразных литературных произведений; некоторые из них стали бестселлерами тех времён. Вочман Ни выделяет один из его трактатов под названием «Правила святых».

Как христианский писатель Фенелон пользовался уважением митрополита Московского Филарета (Дроздова, 1782-1867), члена Российского библейского общества от его основания и до запрета деятельности общества в 1826 году.💬

Мигель де Молинос, испанский богослов и мистик, в 1675 году написал книгу «Духовный проводник». В этой книге был собран и в более ясной форме изложен опыт предшествовавших мистиков, учивших тому, как отвергать себя и умирать с Господом. Эта книга была переведена на большинство европейских языков, повлияла на многих людей и стала настоящим бестселлером того времени.

Все перечисленные выше книги упоминаются в биографии Вочмана Ни (глава 27) и в его брошюре «Кто мы?» (ссылка).

Линия внутренней жизни

У мистиков XVII века были глубокие переживания жизни, но то, что они говорили и писали, для многих верующих всё же было слишком таинственным. Позже Уильям Ло (1686–1761), английский учёный и священник англиканской церкви, усовер­шенствовал их учения и сделал их более практичными, благодаря чему они помогли многим верующим.

В третьей главе книги «Быть отчаянными и жить исключительно для благовестия» Уитнесс Ли говорит об этом следующее:

Уильям Ло развил учения мистицизма, и это оказало огромную помощь Эндрю Мюррею. С того момента началась линия внутренней жизни, на которой стояли Джесси Пенн-Льюис и все великие ораторы Кесвикской конференции, такие как Кэмпбелл Морган, Адонирам Гордон и Сэмуэль Гордон. Высшей точки учения о внутренней жизни достигли в трудах Теодора Остин-Спаркса.

Уитнесс Ли отдавал должное служению Остин-Спаркса и говорил, что «у него были лучшие произведения о вечной жизни и даже можно сказать, что линия вечной жизни в христианской литературе прервалась после его смерти».💬 Очевидно, что брат Ли не стал говорить о своём выдающемся вкладе в линию внутренней жизни, поэтому мы сделаем это за него.

Мы ценим тех, кто стоял у начал восстановления истины и переживания жизни, — мистиков XVII века — и тех, кто был на линии жизни после них. И мы утверждаем, что именно в служении Уитнесса Ли учения о внутренней жизни получили настоящую завершённость. Среди всех христианских авторов не найти того, кто говорил бы о божественной жизни так много, так ясно, многогранно, глубоко и практично как с точки зрения истины, так и с точки зрения переживания.

Важный вопрос

В завершение мы хотели бы ответить на важный вопрос: «Как нам, верующим XXI столетия, относиться к наследию христиан-мистиков?» Для ответа потребуется иллюстрация из Ветхого Завета.

В путешествии детей Израиля из Египта в добрую землю мы видим разные этапы: Пасха и выход из Египта; переход через Красное море; Мерра с горькими водами; Элим с родниками воды и пальмовыми деревьями; путешествие в пустыне с небесной манной и водой из рассечённой скалы; построение скинии и служение священников; сражения с врагами и вход в добрую землю. На каждом этапе у Божьего народа были соответствующие переживания, которые записаны «как примеры для нас… на которых пришлись концы веков» (1 Кор. 10:6, 12).

В Мерре дети Израиля столкнулись с горькими водами, которые были исцелены благодаря брошенному в них дереву и стали сладкими. «Там Он дал им постановление и предписание, и там Он испытывал их» (Исх. 15:25). Затем в Элиме были текущие воды и растущие пальмы (ст. 27).

Переживание Израиля в Мерре обозначает переживание креста, а его переживание в Элиме — это картина переживания жизни воскресения. Жизнь воскресения течёт из Бога в нас, а затем растёт в нас. Результатом этой текущей и растущей жизни является стан, о котором говорится в конце 27-го стиха. Этот стан указывает на войско, укреплённое для сражения за Божий замысел.

В «Жизнеизучении Исхода» Уитнесс Ли говорит об этом применительно к истории церкви и Господнего восстановления (сообщение 31):

В нашем переживании нам нужна не только сладкая вода, но и текущая вода. Это означает, что нам нужна вода, которая превратилась из горькой в сладкую, а также вода, которая течёт из двенадцати источников в Элиме. Чтобы у нас была текущая вода, мы должны из Мерры, переживания креста, идти дальше — в Элим, переживание воскресения.

Со времени Жанны Гюйон и её современников и до времени Джесси Пенн-Льюис Господни люди главным образом находились в Мерре. Благодаря служению Джесси Пенн-Льюис субъективное переживание креста было восстановлено полностью. В последующие за этим годы Господь из Мерры пошёл дальше — в Элим. В Элиме Он заботится о Своём саде, в котором есть двенадцать источников и семьдесят пальмовых деревьев.

Однако многие ищущие Господа по-прежнему очень высоко ценят Мерру и хотят остаться там. Они не продвинулись дальше книг Джесси Пенн-Льюис о кресте. Они по-прежнему делают акцент на переживании креста. Однако они не обращают особого внимания на текущие источники и растущие пальмовые деревья. Они могут свидетельствовать в основном о том, как благодаря применению креста их горечь превратилась в сладость. У тех, кто задерживается в Мерре, есть исцеляющее дерево, но у них нет семидесяти растущих пальмовых деревьев, выражающих богатство и победу божественной жизни. В Мерре нет сада. Там есть только одно дерево, срубленное и брошенное в горькие воды.

Я не хочу преуменьшать значение тех, кто шёл перед нами в Господнем восстановлении. Я лишь хочу показать, что нам необходимо идти дальше, из Мерры в Элим. Нам нужно двигаться дальше, от исцеляющего дерева к растущим и цветущим пальмовым деревьям. В Своём сегодняшнем восстановлении Бог не хочет, чтобы мы задерживались в Мерре. Ему нужно, чтобы мы шли дальше, в Элим, и были укреплены как Его войско.

Эта цитата является ответом на вопрос, заданный выше. Нам нужно ценить всё, что стало нашим наследием, и двигаться дальше, не только из Мерры в Элим, но и из пустыни в добрую землю. Нужно не только овладеть доброй землёй, но и построить на ней храм для Божьего выражения и город для Божьего царства.

Конечно, мы можем читать труды святых, которые жили в прошлых столетиях, и получать ту помощь, которую они предлагают нам. Но при этом нам нужно иметь ясное ви́дение Божьего домостроительства в его завершённости, которое есть в Господнем восстановлении в наши дни. На основании этого видения нужно идти вперёд, чтобы осуществлять на практике те истины, которые были восстановлены среди Божьих людей на протяжении столетий. В этом заключается наша ответственность сегодня.


Кто такой брат Лаврентий?
Книга «Хождение пред Богом», брат Лаврентий
Двенадцать колен в истории церкви
Что такое Господне восстановление?
Книги по истории церкви