В одной из предыдущих статей мы говорили о том, что, согласно Библии, подлинный духовный рост происходит не в результате улучшения поведения или внешнего подражания Христу, а благодаря внутреннему преобразованию. О таком преобразовании апостол Павел говорит во Втором послании к коринфянам 3:18:
Как показано в этом стихе, мы преобразовываемся, созерцая и отражая Господа, как зеркало. Когда мы созерцаем Его, в нас добавляется больше Христа, что приводит к духовному метаболическому процессу: наш старый природный элемент всё больше замещается Христом и мы естественным образом живём согласно Христу (Кол. 2:8).
В этой статье мы с помощью примечаний в Восстановительном переводе Нового Завета подробнее рассмотрим контекст этого стиха, чтобы увидеть, что́ может помешать нам созерцать Господа и как мы можем избавиться от этих помех.
Верующие подобны зеркалу
Во 2 Кор. 3:18 апостол Павел уподобил верующих зеркалу. Зеркало – это поверхность, которая одновременно и «видит», и отражает то, что находится перед ней. Но если зеркало закрыто, находится под покрывалом, оно не может ни «видеть», ни отражать.
То же самое происходит с нами, верующими. Если мы хотим созерцать славу Господа, то есть видеть Его прекрасную и славную Личность, у нас должно быть открытое лицо, на котором нет покрывала.
Что такое покрывало?
Чтобы понять, что такое покрывало, прочитаем 2 Кор. 3:15:
Здесь апостол Павел говорил об иудеях, которые чтили написанное Моисеем в Ветхом Завете. Покрывалом на их сердце было их религиозное понимание Писаний. По этой причине они не смогли увидеть, что написанное Моисеем свидетельствует о Господе Иисусе Христе.
Господь Сам сказал об этом в 24-й главе Евангелия от Луки, где записана история о том, как Иисус после Своего воскресения встретился с двумя учениками и говорил с ними по дороге в Эммаус. В стихе 27 написано: «И, начав от Моисея и от всех пророков, Он растолковал им во всех Писаниях сказанное о Нём».
Иисус ясно показал, что писания Моисея и даже все книги Ветхого Завета говорят о Нём. Эти писания раскрывают не религию, которой люди должны следовать, а чудесную Личность — Иисуса Христа.
Однако иудеи не могли увидеть этого, поскольку, как сказал Павел, у них на сердце лежало покрывало. Многие стихи в Библии раскрывают, что наше сердце состоит из разума, чувств, воли и совести. Наше сердце – это орган, с помощью которого мы любим Бога, людей и прочее. Наше сердце – это также ворота нашего существа, которые определяют, открыты мы или закрыты для определённых людей и вопросов.
Сердце занимает центральное место в отношениях человека с Богом, поэтому состояние сердца чрезвычайно важно. Если на сердце лежит покрывало, как человек может увидеть Бога? Как Бог может внедрить Себя в человека? Если сердце закрыто покрывалом, это серьёзная проблема.
Какие покрывала у нас есть?
Что можно сказать о нас сегодня? Мы можем думать, что хорошо знаем, кто такой Иисус, и поэтому слово Павла в 3-й главе Второго послания к коринфянам к нам не относится. Однако нам нужно осознать, что в принципе покрывало может лежать на нашем сердце в любое время.
Греховные вещи, конечно, являются проблемой между нами и Богом, и нам нужно разбираться с этим. Но на примере иудеев, который использовал Павел, мы видим, что даже то, что связано с Богом и Его Словом, может стать для нас проблемой. Всё, что исходит из наших собственных предвзятых представлений и предположений о Слове – это покрывало, которое закрывает наше сердце и мешает нам созерцать Господа.
Например, у нас могут быть определённые мнения о том, как нам следует поклоняться Богу, как угождать Богу или как жить христианской жизнью. Эти мнения могут чрезмерно занимать нас и мешать нам видеть Господа.
Более того, вещи, которые кажутся безобидными или не связанными с нашим христианским хождением, такие, как личная философия или культурные традиции, тоже могут стать покрывалом, которое закрывает наше сердце.
Как эти покрывала могут быть сняты с нашего сердца? Ответ на этот вопрос состоит из двух частей: нужно обращать наше сердце к Господу и упражнять наш дух, глубочайшую часть нашего существа.
Обращать наше сердце к Господу
В отношении сердца во 2 Кор. 3:16 апостол Павел написал:
Какое воодушевляющее слово! В первом примечании к этому стиху в Восстановительном переводе говорится:
Отсюда видно, что, когда их сердце отвращено от Господа, на их сердце лежит покрывало. Когда их сердце обращается к Господу, покрывало снимается. По сути, их отвращённое от Господа сердце и есть покрывало. Обратить своё сердце к Господу — значит снять покрывало.
Нам нужно спросить себя, куда обращено наше сердце: к Господу или в какую-то другую сторону? Каждый раз, когда мы чувствуем, что не видим Господа, мы должны отвернуться от всего, что занимает нас, и повернуть своё сердце к Господу. Мы не хотим держаться за какие-либо собственные представления и взгляды или дорожить ими. Мы хотим лишь Его, и мы хотим видеть Его глазами нашего сердца (Эф. 1:18).
Чтобы обратить сердце к Господу, можно помолиться примерно такой молитвой:
Господь Иисус, я люблю Тебя. Я не хочу держаться за какие-либо собственные мысли или предположения о Тебе. Я хочу лишь Тебя. Господь, я хочу созерцать Тебя. Поэтому я обращаю своё сердце к Тебе прямо сейчас.
Слово Божье заверяет нас, что, когда наше сердце обращается к Господу, покрывало снимается.
Упражнять наш дух
Прочитаем 2 Кор. 3:17:
Чтобы переживать эту свободу, важно осознать, кем является Христос сегодня и где Он находится. Этот стих говорит о том, что воскрешённый Господь является Духом. А о том, где Он находится, говорится во Втором послании к Тимофею 4:22: «Да будет Господь с твоим духом».
В тот день, когда мы уверовали в Него, Господь как Дух вошёл в наш дух, и теперь Он обитает там. Поскольку Господь в нашем духе, мы должны упражнять, или использовать, наш дух, чтобы соприкасаться с Ним. Именно так мы можем переживать свободу посреди всего, что заботит нас.
Мы можем упражнять наш дух, молясь Ему, читая Его Слово и призывая Его имя.
Созерцать и отражать Господа
Когда наше сердце обращено к Господу и наш дух укреплён и активен, мы переживаем то, о чём написано во 2 Кор. 3:18:
В примечании к выражению «с открытым лицом» в Восстановительном переводе говорится:
Открытое лицо противопоставляется закрытому покрывалом разуму и сердцу (ст. 14-15). То, что у нас на лице нет покрывала, означает, что наше сердце обратилось к Господу, так что покрывало снято, и Господь, как Дух, освободил нас от уз закона, от его покрывала, так что между нами и Господом больше нет ничего изолирующего.
Как хорошо, когда нет покрывала! Если на нашем сердце не лежит покрывало и между нами и Господом нет изоляции, мы можем созерцать Его глазами нашего сердца. В этом стихе также говорится об отражении, а в примечании 4 объясняется, что значит отражать:
Созерцать славу Господнюю — значит самим видеть Господа; отражать славу Господнюю — значит делать так, чтобы другие видели Его через нас.
Результат созерцания Господа
Когда мы созерцаем Господа, внутри нас происходит нечто чудесное. Об этом говорится в примечании 7 к слову «преобразовываемся»:
Когда мы с открытым лицом созерцаем и отражаем славу Господа, Он наполняет нас элементами того, чем Он является, и того, что Он сделал. Таким образом мы метаболически преобразовываемся, принимая Его жизненную форму благодаря Его жизненной силе с Его жизненной сущностью, т. е. преображаемся — прежде всего обновлением нашего разума (Рим. 12:2) — в Его образ. Форма глагола «преобразовываемся» показывает, что мы находимся в процессе преобразования.
Когда мы проводим время, смотря на Господа и созерцая Его, Его мысли, чувства и намерения постепенно становятся нашими и мы всё больше отражаем Христа окружающим нас людям. Давайте практиковаться в том, чтобы открывать Господу своё сердце, проводя время в общении с Ним и упражняя свой дух каждый день, чтобы мы могли переживать этот замечательный процесс длиною в жизнь.
Перевод с английского статьи сайта «Библии для Америки». Используется с разрешения.
Что в Библии называется преобразованием?
Простой способ молиться
Лучшее время для общения с Господом
Преобразование в Тематическом указателе