Три ключевых стиха о Святом Духе с нашим человеческим духом

Читая Библию, вы заметите, что во многих стихах упоминается Святой Дух. Это, разумеется, божественный Дух Божий. Многие стихи говорят также о человеческом духе. Как мы увидели в одной из наших статей, человеческий дух, глубочайшая часть нашего существа, был целенаправленно сотворён Богом со способностью соприкасаться с Ним и принимать Его.

В этой статье мы рассматриваем три ключевых стиха в Новом Завете, в которых эти два духа, Святой Дух и человеческий дух, упоминаются вместе.

1. Рождение от Духа в нашем духе

В Евангелии от Иоанна 3:6 говорится:

Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.

В этом стихе Дух с большой буквы обозначает Духа Божьего, а дух с маленькой буквы — наш человеческий дух. Оба духа участвуют в возрождении или рождении заново. В примечании 2 к этому стиху в Восстановительном переводе Нового Завета объясняется, что происходит при нашем новом рождении:

Первый Дух, о котором здесь говорится, — это божественный Дух, Святой Дух Божий, а второй дух — это человеческий дух, возрождённый дух человека. Возрождение совершается в человеческом духе Святым Духом Божьим с помощью Божьей жизни, несотворённой вечной жизни. Таким образом, возродиться — значит получить божественную, вечную жизнь (в дополнение к человеческой, природной жизни) как новый источник и новый элемент новой личности.

Когда мы уверовали в Иисуса, в нас что-то произошло: наш дух был рождён от Духа! Результатом этого становится грандиозная перемена в нашем внутреннем существе. Поскольку мы рождены заново от Духа, божественная вечная жизнь теперь является нашим новым источником и новым элементом нашей новой личности.

Рождение ребёнка — это, несомненно, чудесное, благословенное событие, но это лишь начало его жизни. Ребёнку нужно ежедневно расти и развиваться, пока он не достигнет зрелости.

Точно так же рождение заново — это наше первое переживание божественного Духа и нашего человеческого духа. Это новое рождение положило начало нашей христианской жизни. С этого момента нам нужно расти в Божьей жизни, переживая Его жизнь и живя посредством Его жизни в нас.

Дух с нашим духом

2. Поклонение Богу в духе

Следующий ключевой стих о двух духах — это Евангелие от Иоанна 4:24:

Бог есть Дух, и те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться в духе и истинности.

Здесь два духа упоминаются в связи с поклонением Богу. Давайте посмотрим на контекст этого стиха. В Ин. 4 описана встреча Иисуса с женщиной-самарянкой у колодца. Иисус сказал ей (ст. 13-14): «Всякий, кто пьёт эту воду, опять будет жаждать, а кто выпьет воды, которую Я дам ему, ни в коем случае не будет жаждать вовек; напротив, вода, которую Я дам ему, станет в нём источником воды, бьющей в вечную жизнь».

Женщина пришла к колодцу, чтобы набрать физической воды, но она была глубоко неудовлетворённым человеком: у неё уже было пять мужей и она жила с кем-то, кто не был ей мужем. Иисус знал это. Он также знал, что ей нужно пить Его как живую воду. Только Он мог по-настоящему удовлетворить её и утолить её внутреннюю жажду.

Во время их разговора женщина-самарянка спросила о поклонении Богу. Несмотря на то, что она была безнравственной, у неё были определённые представления о том, как и где люди должны поклоняться Богу. Она сказала Иисусу (ст. 20): «Наши отцы на этой горе поклонялись, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где до́лжно поклоняться». Но Иисус сказал (ст. 24): «Бог есть Дух, и те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться в духе и истинности».

Что Господь имел в виду здесь? Давайте прочитаем примечание 2 к этому стиху в Восстановительном переводе Нового Завета:

Под Духом здесь понимается природа полного Триединого Бога, а не просто Господь Дух. Чтобы поклоняться Богу, который есть Дух, мы должны поклоняться своим духом, имеющим ту же природу, что и Он.

Иисус открыл ей, что Бог есть Дух, поэтому мы должны поклоняться Ему своим духом. Поклонение, которого Бог желает, происходит не в каком-то месте, а в сфере духа. Примечание 3 помогает нам увидеть больше в отношении поклонения Богу Духу нашим духом:

Благодаря наставлению в этом слове самарянка должна была осознать, что ей нужно упражнять свой дух, чтобы соприкасаться с Богом Духом. Соприкасаться с Богом Духом своим духом — значит пить живую воду, а пить живую воду — значит действительно поклоняться Богу.

Мы должны поклоняться Богу в сфере нашего духа и посредством нашего духа. Наш сотворённый Богом дух имеет чудесную способность соприкасаться с Богом и принимать Его. Поэтому, чтобы поклоняться Богу, мы должны использовать свой дух для соприкосновения с Богом, который есть Дух. Так мы пьём Его как живую воду.

Более того, когда мы пьём Господа как живую воду, мы поклоняемся Богу истинным образом. Настоящая нужда каждого человеческого существа, включая верующих, состоит в том, чтобы наслаждаться Господом как живой водой. Только Он может полностью удовлетворить нас и утолить всю нашу внутреннюю жажду.

Это актуально и верно на протяжении всей нашей христианской жизни. Бог хочет, чтобы, подобно тому как мы несколько раз в день пьём физически, мы ежедневно пили Его как живую воду, которая никогда не иссякает. Мы пьём эту живую воду, упражняя наш дух, чтобы соприкасаться с Богом, который есть Дух.

Один из самых простых способов упражнять наш дух — это призывать имя Господа. Иисус — это имя живого и воскресшего Господа, поэтому мы можем всегда и везде поворачивать своё сердце к Нему и соприкасаться с Ним, призывая: «О, Господь Иисус, Господь Иисус». Когда мы соприкасаемся с Ним, Он освежает нас, оживляет нас и утоляет нашу жажду.

3. Свидетельство Духа с нашим духом

В Послании к римлянам 8:16 написано:

Сам Дух свидетельствует с нашим духом, что мы дети Божьи.

Переживание двух духов, раскрытое в этом стихе, очень сладостное и утешающее. Как говорилось выше, когда мы уверовали в Господа Иисуса, мы были рождены заново Божьей божественной жизнью и стали Его детьми. Бог как Дух вошёл в наш дух. С этого момента Он как Дух свидетельствует с нашим духом, что мы дети Божьи. Это даёт нам уверенность в том, что наше спасение реально.

На протяжении всей нашей христианской жизни мы можем продолжать переживать то, что Дух свидетельствует с нашим духом. Из этого стиха мы видим, что Дух свидетельствует не один. Примечание 1 в Восстановительном переводе подчеркивает роль, которую играет наш дух:

Здесь не просто сказано, что Дух свидетельствует и наш дух тоже свидетельствует, — здесь говорится, что Дух свидетельствует с нашим духом. Отсюда видно, что наш дух должен проявить инициативу в том, чтобы свидетельствовать первым, и тогда Дух будет свидетельствовать с нашим духом

Нам не нужно ждать, чтобы Дух начал свидетельствовать первым. На самом деле, если мы проявим инициативу, упражняя свой дух, Дух тоже начнёт свидетельствовать с нашим духом. Мы можем делать это, свидетельствуя о духовных фактах. Например, мы можем провозгласить: «Господь Иисус, Ты мой Спаситель и Господь! Спасибо, что я был рождён от Духа в моём духе! У меня есть Божья жизнь! Я — один из детей Божьих!»

Когда мы делаем такое заявление, Дух внутри нас свидетельствует с нашим духом, что мы действительно являемся Божьими детьми. У нас появляется приятное ощущение, что Бог — это наш дорогой любящий Отец, что мы рождены от Него и что мы имеем Его жизнь.

Когда мы переживаем тяжёлые времена, мы можем упражнять наш дух и провозглашать что-то перед Господом. Например, мы можем сказать: «Господь, Ты со мной в моём духе! Спасибо, что Ты со мной». Несмотря на то что мы можем чувствовать себя подавленными, если мы упражняем свой дух таким образом, мы переживаем утешение Духа, свидетельствующего с нашим духом, что мы истинно дети Божьи.

Каким образом Дух может свидетельствовать с нашим духом? Давайте прочитаем примечание 2 к Рим. 8:16:

Здесь раскрывается, что сегодня Дух Божий, всеобъемлющий Дух Триединого Бога, обитает в нашем возрождённом человеческом духе и работает в нашем духе. Эти два духа едины; они вместе живут, вместе работают и вместе существуют как один слитый дух (1 Кор. 6:17).

Когда мы были возрождены, Дух Божий вошёл в нас, чтобы обитать в нашем духе. Он не отделён от нас, живя где-то далеко на небесах. На самом деле Дух Божий обитает, живёт и пребывает в нашем возрождённом духе. В конце примечания приведена ссылка на стих 1 Кор. 6:17, в котором говорится: «А тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». Эти слова апостола Павла показывают, что два духа слиты в одно. Вот каким образом Дух может свидетельствовать с нашим духом, что мы дети Божьи.

Почему важно знать эти три стиха

Эти три ключевых стиха показывают нам, чего желает Бог. Бог не хочет, чтобы мы знали Его лишь объективно как Того, кто живёт отдельно и далеко от нас. Напротив, Дух и наш человеческий дух тесно связаны друг с другом.

Наша христианская жизнь начинается, когда мы рождаемся от Духа в нашем духе с помощью Божьей жизни, и она продолжается, когда мы живём посредством Его жизни внутри нас. В нашем духе мы можем ежедневно поклоняться Богу, кто есть Дух, путём того, что мы соприкасаемся с Ним и пьём Его как живую воду. Поскольку наш дух и Дух слиты в одно, у нас есть уверенность и утешение свидетельствующего Духа с нашим духом, что мы дети Божьи.

Только посредством Святого Духа и нашего человеческого духа мы можем субъективно переживать Бога как нашу жизнь, наше подлинное удовлетворение и наше утешение. Мы надеемся, что вы наслаждались этими тремя важными стихами, говорящими о двух духах, и что они поддержат вас в вашей христианской жизни.

Перевод с английского статьи сайта «Библии для Америки». Используется с разрешения.


Три части человека – дух, душа и тело
Что такое человеческий дух согласно Библии?
Что такое возрождение?
Слитый дух в Тематическом указателе