В этой статье изложена хронология жизни и служения Вочмана Ни. По большей части она основана на его биографии, написанной Уитнессом Ли и опубликованной в книге «Вочман Ни: провидец божественного откровения в нынешнем веке». В тексте статьи в скобках приведены номера страниц этой книги, на которых описаны соответствующие события.
1903
Вочман Ни родился 4 ноября в Китае, в городе Фучжоу, столице провинции Фуцзянь. Он был третьим ребёнком в христианской семье, его родители были вторым поколением христиан в Китае. Будучи ребёнком, он был крещён кроплением в методистской общине, к которой принадлежали его родители (стр. 16).
1920
16 лет. В апреле был глубоко затронут благовестием сестры Доры Ю, которая приехала в Фучжоу из Шанхая. 29 апреля 1920 года принял Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя и в тот же день посвятил себя служению Ему до конца жизни (стр. 15-20). Познакомился с Маргарет Барбер, миссионеркой из Англии, которая жила в Фучжоу (стр. 22-28). Она оказывала ему особую духовную помощь в течение следующих десяти лет, до её ухода к Господу.
1921
17 лет. Увидел, что крещение кроплением, которое практиковалось в методистской общине, не соответствует Писанию. В апреле крестился погружением (стр. 42-44). Начал упражняться в том, чтобы жить верой и служить Господу, не имея постоянного дохода. В Китае он был первопроходцем в этой области. Дора Ю провела благовестническое собрание в Ханчжоу, на котором была спасена сестра Пис Ван, сыгравшая важную роль в служении брата Ни.
1922
18 лет. Увидел новозаветную практику преломления хлеба и вместе с одной семьёй начал преломлять хлеб каждый день Господень (в методисткой общине хлебопреломление проводилось четыре раза в год). Так появилось первое собрание в Господнем восстановлении в Китае (стр. 44-49). В этом же году брат Ни увидел проблему деноминаций и отказался быть членом методистской деноминации (стр. 49-52).
Начал работу благовестия, составлял и печатал евангельские листовки, которые распространялись сотнями тысяч в год, а в некоторые годы – миллионными тиражами. Посетил Шанхай, проповедовал в зале Христианского миссионерского альянса (стр. 237). В то время он учился на втором курсе фармацевтического колледжа. 1922-й год можно считать официальным началом служения Вочмана Ни, которое длилось ровно тридцать лет, до его ареста в 1952 году.
Познакомился с сестрой Руфью Ли, которая жила в Нанкине, столице Китая, и была редактором христианского журнала «Духовный свет». В то время «Духовный свет» был лучшим периодическим изданием в Китае, в нём публиковались статьи многих духовных верующих со всей страны.
1923
19 лет. В январе начал издавать свой первый христианский журнал под названием «Нынешнее свидетельство» (стр. 267-268, 272). По-китайски он назывался «Фушин», что означает «оживление». В том, что касается финансовой поддержки издательской работы, продолжал полагаться на Господа.
Начал проводить евангельские собрания в Фучжоу, на которые приглашалсь Руфь Ли из Нанкина.
Через пять лет она станет его соработницей.1924
20 лет. Проповедовал в Ханчжоу. Первый раз посетил Нанкин, чтобы помочь в работе журнала «Духовный свет». Пока Вочман Ни находился в этой поездке служения, его соработники в Фучжоу отлучили его от церкви, которую он воздвиг двумя годами ранее (стр. 212). Это вынудило его переехать в Пагоду.
В ноябре первый раз посетил Малайзию (стр. 239). Из-за напряжённого труда и недостатка заботы о здоровье заболел туберкулёзом лёгких.
1925
21 год. Весной снова посетил Малайзию и основал церковь в Ситиаване, первую церковь в Юго-Восточной Азии (стр. 239).
Во второй половине года снял комнату в городе Уси, провинция Цзянсу, и начал писать книгу «Духовный человек». В то время туберкулёз настолько усугубился, что он не мог даже лежать. Написание этой книги было настоящим трудом крови, пота и слёз (стр. 107-108).
В ноябре начал издание ежемесячного журнала «Христианин», каждый номер которого состоял примерно из 80 страниц, наполненных впечатляющим откровением.
Издание журнала было прервано в 1928 году и возобновлено в 1934-м. Кажется невероятным, чтобы такой молодой человек мог так глубоко и подробно истолковывать Писание, как это сделано в журнале «Христианин», и написать трёхтомный труд «Духовный человек», аналогов которого нет в христианской литературе до сих пор.Между 1920 и 1925 годами Господь замечательным образом работал в Северном и Южном Китае, там было обретено около тридцати ключевых молодых людей. В апреле 1925 года в возрасте девятнадцати лет уверовал в Господа Иисуса Уитнесс Ли, ставший впоследствии соработником Вочмана Ни. В этом же году они начали переписываться друг с другом. Их духовное общение будет продолжаться четверть века, до того времени, когда оно будет прервано коммунистической властью Китая.
1926
22 года. Совершил поездки в провинции Фуцзянь и Аньхой, где основал несколько церквей (стр. 237). Поздней осенью Чен Чиквэй и Руфь Ли второй раз пригласили Вочмана Ни в Нанкин. Он помогал брату Чену переводить заочный библейский курс Скоуфилда и проповедовал в столичном Нанкинском университете (стр. 237). Сестра Пис Ван, у которой было особое бремя о благовестии, и несколько других сестёр переехали в Шанхай, где они начали проводить собрания.
1927
23 года. В марте переехал в Шанхай и переместил сюда своё «Евангельское издательство». Он осознавал, что центр его работы должен находиться в Шанхае. Благодаря служению Вочмана Ни в конце 1926 — начале 1927 года была воздвигнута церковь в Шанхае.
В июне завершил написание книги «Духовный человек» (её публикация состоялась в следующем году).
В этом году у Вочмана Ни проявилась стенокардия, которой он страдал сорок пять лет, вплоть до конца своей жизни (стр. 112). Руфь Ли, служившая Господу уже в течение семи лет, начала участвовать в издательской работе Вочмана Ни. С этого времени все работы Вочмана Ни были отредактированы ею.
1928
24 года. Завершил в Шанхае подробное изучение книги Откровение, которое он проводил с небольшим числом верующих (стр. 235). В феврале провёл в Шанхае первую конференцию победителей, на которую приехали все соработники и ищущие святые со всего Китая, общим числом около трёхсот человек (стр. 103). Сообщения на этой конференции касались Божьего вечного замысла, царства Божьего и победы над Божьим врагом (в это время была восстановлена истина о духовной войне). Благодаря этой конференции были воздвигнуты церкви в северной части провинции Цзянсу и позже в южной части провинции Чжецзян.
Осенью были опубликованы три тома книги «Духовный человек» (стр. 305). Издание журнала «Христианин» было прервано до 1934 года.
1929
25 лет. Приехал из Шанхая в свой родной город Фучжоу. Был близок к смерти из-за туберкулеза, которым он страдал с 1924 года, но чудесным образом был исцелён.
1930
26 лет. Начал издавать третий журнал, предназначенный для благовестия и назидания новых верующих (позже он был объединён с журналом «Христианин»). В этом году Маргарет Барбер ушла к Господу. Практически все свои духовные книги, труды, письма и несколько экземпляров Библии она оставила Вочману Ни.
Брат Ни много читал и до 1930 года собрал более трёх тысяч классических христианских книг, содержавших христианские писания всех времён, начиная с первого века. Если разделить это количество книг на десять лет, прошедших со дня его спасения, то получается, что в среднем он приобретал по 300 книг в год.
1931
27 лет. В марте одну неделю работал в Японии (стр. 239). Посетил Пекин. В октябре провёл в Шанхае вторую конференцию победителей, на которой особый акцент был сделан на свидетельстве победы Христа, которое Господь поручил верующим в Своём восстановлении (стр. 247-248). В конце года в течение месяца провёл со святыми в Шанхае изучение истин о церкви (стр. 235).
В ноябре в Шанхай приехала группа закрытых Братий (из Англии, США и Австралии), руководителем которой был Джеймс Тейлор. Их приезд привёл к большим неприятностям и весьма усложнил обстоятельства, в которых находился брат Ни. В этом году начались периодические вооружённые столкновения между Японией и Китаем.
1932
28 лет. Провёл со святыми в Шанхае обучение о великой скорби и восхищении. Начал изучение Евангелия от Матфея, которое он проводил в Шанхае с перерывами несколько лет (стр. 235-236).
В июне его пригласила Китайская независимая церковь в Чифу (южные баптисты). Он говорил с верующими из деноминаций в течение недели. Это посещение способствовало воздвижению церкви в городе Чифу (стр. 238), который можно считать центром христианства в Северном Китае, оказывающим большое влияние на христиан в Северном, Восточном и Западном Китае. Именно в это время он лично встретился с Уитнессом Ли, который жил тогда в Чифу. Они были знакомы с 1925 года, но только по переписке (стр. 341).
После этого посещения ни одна из деноминаций в Китае уже никогда не приглашала к себе Вочмана Ни для выступлений. Причиной было его учение о церкви, которое упраздняло разделяющую почву всех деноминаций.
В ноябре провёл особую конференцию с церковью в Шанхае. В то время церковь в Шанхае посетили несколько братьев и сестёр из собраний Братий в Англии, США и Австралии (стр. 248).
1933
29 лет. Первый раз посетил Европу. В конце июня проехал через всю Францию и какое-то время жил в Лондоне, где побывал на собраниях Братий и встретился с Остин-Спарксом в Онор Оук. В Лондоне он также навестил Дэвида Пэнтона и Джорджа Каттинга. Братия привезли его в Северную Америку, где он посетил собрания в Ванкувере (Канада) и Нью-Йорке (США). Он вернулся в Китай в августе (стр. 240).
В августе этого года Уитнесс Ли оставил работу, чтобы служить Господу полное время. В октябре он первый раз навестил Вочмана Ни в Шанхае и провёл с ним четыре месяца. Это было началом служения Уитнесса Ли под руководством Вочмана Ни. Число святых в Господнем восстанолении было в то время немногим более сотни (стр. 103, 347).
Брат Ни начал понимать, что если сёстры не молятся на молитвенных собраниях церкви, это большая потеря, но братья в то время не были согласны с ним (стр. 213). В этом году он начал проводить обучения, в которых поначалу участвовало несколько молодых братьев (стр. 253).
1934
30 лет. В январе провёл третью конференции победителей в Шанхае, которая длилась десять дней. В ней участовало около трёхсот братьев и сестёр, включая более ста святых из разных провинций Китая. Первой темой конференции были центральность и универсальность Христа,
второй — Божьи победители (стр. 249-250). В результате этой конференции по всему Китаю за исключением центральных и западных районов, в одной местности за другой начали появляться церкви, «подобно тому как после дождя появляются бамбуковые ростки». К концу года церкви были в каждом из четырёх крупнейших городов на северо-востоке, в Маньчжурии, — Чанчуне, Фэньтяне, Харбине и Даляне.Воздвижение церквей сопровождалось присоединением к ним верующих, которые массово оставляли свои деноминации. Это вызывало сильное противостояние со стороны христианства. К этому времени служение Вочмана Ни в Китае было полностью отвергнуто деноминациями (стр. 211).
Провёл обучение с церковью в Шанхае и несколькими соработниками. Сообщения, сделанные на этом обучении, опубликованы в книге «Жизнь собрания» (стр. 236, 355).
Возобновлено издание журнала «Христианин», работа над которым была поручена Уитнессу Ли.
Женился на Черити, сестре Самуила Чена, который впоследствии стал старейшиной церкви в Лос-Анджелесе. Осенью провёл в Ханчжоу четвёртую конференцию победителей. Первая тема конференции касалась жизни Авраама, который стал победителем для исполнения Божьего замысла, второй темой была духовная война (стр. 250).
1935
31 год. В мае по просьбе нескольких соработников провёл в городе Ханчжоу изучение Песни Песней; эти сообщения были опубликованы в книге «Песнь Песней» (стр. 236). В августе третий раз приехал из Шанхая в Чифу, где провёл с церковью особую конференцию о побеждающей жизни Христа (стр. 238, 250).
В сентябре и октябре в Шанхае сделал серию сообщений, опубликованных впоследствии в книге «Побеждающая жизнь». В октябре провёл конференцию с соработниками в Кулансу, на юге провинции Фуцзянь (стр. 250). На этой конференции он снова говорил о побеждающей жизни Христа.
1936
32 года. Начал строить здание для центра обучения в Ченжу, пригороде Шанхая. В июле следующего года прямо перед завершением строительства разразилась война между Японией и Китаем. Здание было разрушено, и до 1940 года у брата Ни не было возможности осуществить свою заботу в отношении здания для обучений (стр. 253-254).
В Тяньцзине, крупнейшем портовом городе северного Китая, сделал серию евангельских сообщений, вошедших в книгу «Нормальная христианская вера».
1937
33 года. В январе брат Ни созвал в Шанхае срочное собрание для соработников со всего Китая, на котором делился полученным от Господа видением в отношении Господней работы и поместных церквей (стр. 251). Сделанные на этой конференции сообщения положили начало линии общения, которая позднее была включена в книгу «Нормальная христианская церковная жизнь» (первоначально книга называлась «Переосмысление работы»).
В мае провёл с церковью в Шанхае обучение, содержанием которого были благовестие и вход в царство (стр. 236). Сообщения этого обучения вошли в двухтомное издание «Благовестие Божье».
В начале июля 1937 года японская армия вторглась в Китай, с боями был захвачен Шанхай, в городе установлено марионеточное правительство. Началась полномасштабная агрессия Японии против Китая, продолжавшаяся до 1945 года. Из-за этого многие братья и сёстры рассеялись; чтобы поддерживать общение между ними, Вочман Ни начал издавать журнал для церквей под названием «Открытая дверь».
С июля по сентябрь был в поездке на Филиппинах, проводил собрания в Маниле, столице страны, и Багио (стр. 240). В сентябре посетил Сингапур, Ситиаван и Пенан в Малайзии (стр. 240). В ноябре посетил Ханкоу и провёл конференцию, сообщения которой были включены в книгу «Нормальная христианская церковная жизнь» (стр. 238), выпущенной осенью этого года.
1938
34 года. В феврале провёл с церковью в Шанхае изучение истины о Святом Духе. Посетил Гонконг, где провёл с церковью несколько собраний изучения Библии (стр. 236), а также совершил поездку в Малайзию (стр. 240).
Имея соответствующее образование, основал в Шанхае небольшую фармацевтическую фабрику, чтобы обеспечивать полновременных служащих. Он занимался этим бизнесом около десяти лет.
В апреле отправился в поездку по Индии, а в мае второй раз посетил Европу. В Лондоне он снова встретился с Остин-Спарксом, участвовал в Кесвикской конференции (стр. 240) и сделал там ряд сообщений, которые впоследствии были собраны и опубликованы в нескольких книгах, ставших широко известными в христианском мире. В октябре посетил Данию, Норвегию, Германию, Швейцарию и Францию (стр. 241).
1939
35 лет. Во время пребывания в Европе в 1938—1939 гг. сделал сообщения, опубликованные позднее в книге «Нормальная христианская жизнь» (книга была издана на английском и переведена на китайский язык). В мае уехал из Англии и, проехав по пути через Индию и Сингапур, в июле вернулся в Шанхай.
В августе провёл в Шанхае особую одиннадцатидневную конференцию, на которой высвободил сообщения о принципах Тела Христова. Поскольку значительная территория Китая находилась под контролем японцев, на конференцию приехало немного святых.
Уитнесс Ли свидетельствовал, что именно во время этой конференции он был озарён и увидел Тело Христово (стр. 251, 372).Сделал серию сообщений о церкви как Теле Христовом, вошедших в книгу «Тайна Христа». Осенью в Шанхае начал проводить собрания для церкви и полновременных служащих, на которых он говорил о четырёх важных женщинах в Писаниях: Еве в Быт. 2, жене в Эф. 5, женщине в Отк. 12 и невесте в Отк. 21-22. Эти собрания продолжались до осени 1942 года, сделанные на них сообщения включены в книгу «Славная церковь».
1940
36 лет. Арендовал место в Шанхае, чтобы начать первое официальное круглогодичное обучение. С 1940 по 1942 гг. провёл много особых собраний, обучая соработников и помогая церкви в Шанхае созидаться практически. В этот период особый акцент он делал на необходимости увидеть Тело; тогда же были сделаны сообщения, опубликованные в книге «Бог Авраама, Исаака и Иакова» (стр. 251).
1941
37 лет. Посетил Гонконг. К концу года японская армия захватила Шанхай, из-за чего церковь в этом городе начала испытывать трудности, но на северо-востоке Китая церкви были укреплены и усваивали много ценных уроков.
1942
38 лет. В церкви в Шанхае, воздвигнутой благодаря служению Вочмана Ни, поднялось противостояние: большинство братьев и сестёр, включая соработников и старейшин, взбунтовались против него (стр 215). Из-за этого брат Ни прервал своё служение на шесть лет, издательская работа тоже была остановлена. Сестра Пис Ван была одной из немногих, у кого было ясное видение ситуации. В этом году церковь в Шанхае прекратила собираться.
Уитнесс Ли переехал в Чифу, и в конце года там произошло большое оживление. В течение ста дней собрания проходили каждый день с утра до вечера. В то время в Чифу было около восьмисот святых. В результате этого оживления в начале следующего года семьдесят святых отправились из Чифу во внутреннюю Монголию, чтобы распространять там церковную жизнь.
1943
39 лет. В период вынужденного прекращения служения Вочман Ни продолжал заниматься фармацевтическим бизнесом. На горе Кулин, недалеко от Фучжоу, он приобрёл более пятнадцати домов, которые раньше принадлежали западным миссионерам, уехавшим из страны из-за Второй мировой войны (стр. 254-255).
В мае Уитнесс Ли был арестован японскими властями и около месяца находился в заключении. После освобождения из тюрьмы он серьёзно заболел туберкулёзом лёгких (стр. 373).
1944
40 лет. В этом году Вочман Ни, отлучённый от церкви, не участвовал в служении; Уитнесс Ли не мог участвовать в служении из-за туберкулёза. В октябре брат Ли уехал из Чифу в Циндао и находился там около двух лет, восстанавливая здоровье. С тех пор он уже не приезжал в Чифу. После болезни брат Ли вернулся к служению только в 1946 году.
1945
41 год. Вочман Ни жил и занимался фармацевтическим бизнесом в Чунцине (внутренний Китай), куда он переехал из Шанхая, чтобы не быть арестованным японской полицией. Хотя его полноценное служение ещё не возобновилось, он провёл с церковью в Чунцине обучение по второй и третьей главам Откровения. Сообщения этого обучения были опубликованы в книге «Ортодоксия церкви» (стр. 236).
1946
42 года. Летом Вочман Ни вернулся из Чунцина в Шанхай и перевёл туда свою фармацевтическую фабрику. В то время его публичное служение ещё не было возобновлено, но он встречался и общался с Уитнессом Ли (стр. 373).
Церковь в Шанхае была восстановлена во многом благодаря брату Уитнессу Ли и сестре Пис Ван, которая играла важнейшую роль в том, чтобы поддерживать жизненную линию Господнего восстановления в это сложное время. Пис Ван пригласила Уитнесса Ли приехать в Шанхай и работать вместе с ней ради восстановления церковной жизни и служения Вочмана Ни (стр. 135). Брат Ли откликнулся на это предложение и провёл в Шанхае конференцию, на которой говорил о дереве жизни (стр. 373).
1947
43 года. В конце декабря брат Уитнесс Ли и сёстры Рахиль Ли и Пис Ван впервые посетили церковь в Гонконге, а затем поехали навестить другие церкви, включая церковь в Фучжоу, родном городе Вочмана Ни. В результате их трёхнедельного пребывания в Фучжоу и проведённой там конференции в церкви произошло оживление. После конференции они провели в личном общении с братом Ни еще две недели, чтобы ускорить восстановление его служения.
Некоторые святые поехали на Тайвань, чтобы с небольшим числом людей начать церковную жизнь. В следующем году на Тайвань приехало ещё некоторое число святых.
1948
44 года. В марте по просьбе Уитнесса Ли и двух сестёр Вочман Ни согласился общаться с соработниками и ведущими братьями в Шанхае. Впервые после шестилетнего перерыва он говорил на собрании церкви в Шанхае. В апреле-мае брат Ни провёл в Шанхае особую конференцию не только для поместных святых, но и для восьмидесяти ищущих святых из других городов страны. На этой особой конференции он говорил в основном о Господней работе.
Начиная с этой конференции служение Вочмана Ни было возобновлено полностью. Это произвело оживление в церкви в Шанхае и привело к тому, что многие святые передали своё имущество для Господней работы (стр. 251-252). Сам брат Ни передал работе свою фармацевтическую фабрику. Уитнесс Ли называл это оживление в Шанхае «большим взрывом». В 1948 году собрания в Шанхае проходили в семнадцати районах, в них участвовали примерно тысяча шестьсот святых.
С июня до конца сентября на горе Кулин, провинция Фуцзянь, Вочман Ни провёл своё первое обучение, в котором участвовало около восьмидесяти соработников со всего Китая (стр. 159, 255). В ноябре он созвал в Шанхае первую срочную конференцию для ведущих соработников.
Одновременно начали издаваться четыре журнала. Самым глубоким по содержанию был журнал «Нынешнее свидетельство», его издание возглавлял сам брат Ни. Второй журнал под названием «Путь» был более простым, похожим по содержанию на прежний журнал «Христианин», его издание было поручено Уитнессу Ли. Третий журнал назывался «Служители», он был аналогом издания с новостями для церквей. Четвёртым был евангельский журнал.
1949
45 лет. В конце 1948 — начале 1949 года по всему Китаю происходило оживление, которое было «золотым веком» Господнего восстановления в этой стране. Каждый месяц около десяти тысяч человек приходили к Господу. Огонь оживления, дух благовестия, рвение в служении и материальные пожертвования достигли небывалого уровня. Собрания проходили по всем городам, где были порты, вокзалы и окружные советы.
Власть в Китае переходила в руки коммунистов. В феврале Вочман Ни созвал вторую срочную конференцию для ведущих соработников, на которой принял решение остаться в Шанхае для работы Господнего восстановления, несмотря на политическую ситуацию в стране. В феврале и марте посетил город Тайбэй на Тайване (стр. 239). В конце апреля послал Уитнессу Ли телеграмму, в которой велел передать всё связанное с церковью в Шанхае старейшинам и немедленно уезжать на Тайвань.
В апреле Вочман Ни начал второе обучение на горе Кулин (стр. 265), недалеко от Фучжоу, его родного города. Большую помощь в заботе о сёстрах и молодых обучающихся оказывала сестра Пис Ван (стр. 136). У брата Ни было бремя проводить такое обучение каждый год, но из-за политической ситуации реализовать это было невозможно (стр. 265).
Сообщения, сделанные во время обучений на горе Кулин, опубликованы в книгах «Дела церкви», «Сокрушение внешнего человека и высвобождение духа», а также брошюрах из серии «Для новых верующих» (54 урока).
В конце мая гоминьдановские войска сдали Шанхай коммунистам, офисы большинства иностранных фирм были перенесены из Шанхая в Гонконг. В сентябре завершилось обучение на горе Кулин, и брат Ни вернулся в Шанхай, чтобы помочь церкви. В начале коммунистического переворота большинство христиан в Китае пользовались относительной свободой.
1950
46 лет. В январе приехал в Гонконг на два с половиной месяца, где встретился с Уитнессом Ли, который с предыдущего года начал служить на Тайване. Служение этих двух братьев привело к большому оживлению в церкви в Гонконге, в результате которого многие святые передали церкви своё имущество (стр. 239). В январе и феврале Вочман Ни провёл особую конференцию для церкви в Гонконге, на которой говорил о том, как победить богатство и как передать всё имущество для продвижения Господней работы (стр. 252).
Братья советовали Вочману Ни не возвращаться в Китай из-за опасности ареста, но его забота о церквях, соработниках и Господнем свидетельстве в Китае вынудила его вернуться. Он приехал в континентальную часть Китая в марте. В это время умерла его мать (стр. 147).
1951
47 лет. В 1950—1951 гг. Вочман Ни старался издавать по возможности больше книг, предчувствуя, что будет арестован и заключен в тюрьму. В начале 1951 года он сделал сообщения, опубликованные в книге «Дальнейшие беседы о церковной жизни». В них, главным образом, рассматриваются почва церкви, содержание церкви, единство церкви и служение церкви. В книгу также вошли сообщения по этой теме, сделанные начиная с 1948 года.
1952
48 лет. В марте Вочман Ни был арестован коммунистическими властями Китая и посажен в тюрьму (стр. 215). К этому времени было воздвигнуто около четырёхсот поместных церквей в Китае и более тридцати в странах Юго-Восточной Азии — Филиппинах, Сингапуре, Малайзии, Таиланде и Индонезии (стр. 329).
1956
52 года. После долгого суда был приговорён к пятнадцати годам тюремного заключения (стр. 215). В этом же году сёстры Руфь Ли и Пис Ван, как и он, были заключены в тюрьму и оставались там до своего ухода к Господу. Руфь Ли умерла в возрасте около семидесяти пяти лет, Пис Ван — в возрасте около семидесяти лет (стр. 130, 136).
Уитнесс Ли провёл в Тайбэе (Тайвань) обучение по служению, сообщения которого опубликованы в трёхтомном издании «Три аспекта церкви». Во втором томе под названием «Путь церкви» главы 16—18 посвящены служению Вочмана Ни.
1967
63 года. В этом году закончился пятнадцатилетний срок заключения Вочмана Ни, но он не был освобождён и провёл в заключении ещё пять лет.
1971
67 лет. В начале ноября скончалась жена Вочмана Ни, которая навещала его в заключении и была его единственной связью с внешним миром (стр. 148, 216-217).
1972
68 лет. 30 мая, проведя в заключении более двадцати лет, Вочман Ни закончил свой бег и завершил свой земной путь. Христос, которому он служил всю свою жизнь, стал его покоем (стр. 148). В этом году он написал восемь писем, последнее из которых было написано в день его смерти (стр. 216-225).
Вочмана Ни кремировали 1 июня. О его смерти и кремации была извещена только старшая сестра его жены. Она забрала его пепел и передала двоюродному племяннику, который похоронил его вместе с пеплом его жены в своём родном городе Гванчао, провинция Цжэцзян (стр. 226).
1973
Весной, через год после смерти Вочмана Ни, Уитнесс Ли провёл конференцию в Лос-Анджелесе, на которой сделал сообщения, вошедшие в книгу «История церкви и поместных церквей». Бо́льшая часть этой книги посвящена жизни и служению Вочмана Ни.
Читать онлайн или заказать печатное издание.
1974
В Англии издана книга «Против течения: история Вочмана Ни». Её автор — Ангус Кинниэр — свидетельствовал о том, что в его христианской жизни произошла революция в результате общения с Вочманом Ни в течение двух месяцев в 1938 году. Он опубликовал на английском языке четыре книги Вочмана Ни: «Нормальная христианская жизнь» (1957), «Что делать этому человеку?» (1961), «Сидеть, ходить, стоять» (1962) и «Не любите мир» (1968).
1977
Подготовлена к печати книга Уитнесса Ли «Вочман Ни: провидец божественного откровения в нынешнем веке». Эта биография брата Ни включает тридцать три главы, а также несколько приложений с письмами и фотографиями. Публикация этой книги была отложена на четырнадцать лет (стр. 10; ср. 2 Кор. 12:2). Она была издана на английском языке в 1991 году, на русском языке — в 2009 году.
В «Кратком вступлении» к этой книге Уитнесс Ли написал: «Когда на протяжении двадцати пяти лет я находился в тесном и духовном контакте с братом Вочманом Ни и участвовал с ним в одной работе для Господнего восстановления в течение столь длительного времени, я почувствовал заботу написать его биографию, чтобы жизнь и работа такого свидетеля Господа не исчезли для тех, кто будет после него; я хотел сохранить их, как и должно быть, для преподнесения Христа грядущим поколениям согласно Божьему желанию».
1989
В мае, через семнадцать лет после смерти, пепел Вочмана Ни и его жены был перевезён его двумя племянниками из Цжэцзяна на общественное кладбище в Шианьшане в городе Сучжоу, провинция Цзянсу (стр. 227).