Где в Библии написано, что Христос является Богом?

В 16-й главе Евангелия от Матфея рассказывается о том, как Иисус привёл Своих учеников в земли Кесарии Филипповой в северной части Святой Земли. Господь намеренно привёл Своих учеников в такое удалённое от Иерусалима место, чтобы их мысли освободились от влияния старой иудейской религии и чтобы Он мог открыть им нечто новое о Себе и о церкви.

Здесь Господь задал Своим ученикам вопрос вопросов: «Кем люди считают Сына человеческого? И они сказали: Одни — Иоанном Крестителем, другие — Илиёй, а иные — Иеремией или одним из пророков. Он говорит им: А вы кем Меня считаете? И Симон Пётр сказал в ответ: Ты Христос, Сын живого Бога. И Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон Вариона, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, а Мой Отец, который на небесах» (Мф. 16:13-17💬).

Два аспекта личности Христа

В этом отрывке Евангелия от Матфея показаны два аспекта личности Христа — Он является Сыном человеческим и Сыном Божьим. Как Сын человеческий Он имеет человеческую жизнь и природу. Как Сын Божий Он обладает божественной жизнью и природой. Как Сын человеческий Он является человеком, а как Единородный Сын Божий Он является Богом.

Это чрезвычайно важное утверждение, и с его первой частью у читающих Библию обычно не возникает проблем. Однако его вторая часть вызывает упорное несогласие со стороны людей, которые не знают ответа на вопрос: «Где в Библии написано, что Христос является Богом?»

В этой статье мы отвечаем на этот важный вопрос, приводя двенадцать очевидных примеров из Писания, которые показывают, что Христос является Богом. Ссылки на эти примеры выделены в тексте жирным шрифтом.

Христос есть Бог над всеми

В Рим. 9:5 апостол Павел написал, что Христос произошёл от израильтян согласно плоти, а затем добавил, что Он является Богом над всеми. Здесь мы снова видим два аспекта личности Христа. Вот этот стих:

[Они израильтяне]; их — отцы, и из них, что касается того, что согласно плоти, — Христос, который есть Бог над всеми, благословенный вовеки. Аминь.

Похожее выражение содержится в Рим. 1:25, где Павел упоминает «Творца, который благословен вовеки. Аминь». Слова «Бог над всеми» со всей ясностью указывают на Всевышнего Бога, Творца на престоле, которого видел Исайя. В Ис. 6:1, 3, 5 сказано:

Я видел Господа, сидящего на высоком и превознесённом престоле… Святой, святой, святой, Иегова воинств; вся земля полна Его славы… Тогда я сказал: …мои глаза увидели Царя, Иегову воинств.

Как эти слова Исайи связаны с Иисусом?

В Ин. 12:37-41 апостол Иоанн говорит, что, хотя Иисус совершил перед иудеями столько знамений, они не верили в Него. Затем Иоанн процитировал слова Исайи из 6-й главы и добавил: «Исайя сказал это, потому что видел Его славу и говорил о Нём» (Ин. 12:41), т. е. об Иисусе. Здесь апостол Иоанн со всей определённостью утверждает, что Иисус — это Тот самый Господь Иегова на превознесённом престоле, которого видел Исайя и в которого не поверили иудеи.

Итак, Иисус Христос есть Бог над всеми, благословенный вовеки. Аминь. Те, кто не верит этому, «не увидели глазами, и не поняли сердцем» (Ис. 6:10; Ин. 12:40).

Перейдём к Посланию к евреям. В Евр. 1:1-2 сказано, что «Бог, многими частями и многими способами говоривший в древности отцам в пророках, в конце этих дней говорил нам в Сыне…» В Ветхом Завете Бог говорил в пророках, в людях, которые были носимы Его Духом (2 Пет. 1:21). В Новом Завете Он говорит в Сыне, в лице Сына. Об этом Сыне в Евр. 1:8 и 10 написано:

Твой престол, Боже, — во веки веков, и скипетр правоты — скипетр Твоего царства… Ты в начале, Господь, положил основание земли, и небеса — дела Твоих рук.

Здесь автор Послания к евреям называет Сына Богом на престоле, а также Господом, который сотворил небеса и землю (это цитаты из Пс. 45 и 102). В стихах 11-12 отмечено, что Он является вечным Господом, который пребывает постоянно и годы которого не иссякают.

В Тит. 2:13 апостол Павел говорит о явлении «славы нашего великого Бога и Спасителя, Иисуса Христа». Существует толкование, согласно которому здесь имеются в виду две отдельные личности — великий Бог и Спаситель Иисус Христос. Но в стихе 10 Павел уже упоминал «нашего Спасителя Бога». Так что в любом случае Спаситель Иисус Христос является Спасителем Богом (ср. 1:3-4), великим Богом, Богом над всеми (Рим. 9:5).

Христос есть Бог воплощённый

Пожалуй, самые известные стихи, которые говорят о Божестве Христа, — это Ин. 1:1 и 14:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотью и поставило скинию среди нас (и мы созерцали Его славу, славу как Единородного от Отца)…

На основании этих стихов мы с уверенностью утверждаем, что Слово (славу которого ученики созерцали в Иисусе) было Бог. Сын является Богом, который воплотился, чтобы явить славу Отца в Своём человеческом житии, смерти, воскресении и вознесении. В Флп. 2:6-8 апостол Павел написал:

[Христос Иисус], существуя в виде Бога, не счёл, что быть равным Богу — это сокровище, за которое нужно ухватиться, а опустошил Себя, приняв вид раба, став в подобии людей; и, найденный по облику как человек, Он смирил Себя, став послушным вплоть до смерти, притом смерти на кресте.

Текст этих стихов в разных переводах Нового Завета несколько отличается, но все они однозначно сообщают читателю Библии удивительный факт: принявший вид раба и ставший в подобии людей Христос Иисус равен Богу.

Утверждение о том, что Сын Божий равен Богу, выглядит нелогичным для людей, которые не верят в то, что Христос является Богом. Но для религиозных иудеев, современников Иисуса, это утверждение звучало абсолютно логично. Когда Он сказал: «Я Сын Божий», они обвинили Его в богохульстве, а когда Он сказал: «Я и Отец — одно», они взяли камни, чтобы побить Его (Ин. 10:36, 30-31). Прочитайте последовавший за этим диалог Иисуса с иудеями в Ин. 10:32-33:

Иисус ответил им: Много добрых дел Я показал вам от Отца; за какое из этих дел вы Меня побиваете камнями? Иудеи ответили Ему: Не за доброе дело мы побиваем Тебя камнями, а за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом.

Услышав от Иисуса слова «Я Сын Божий», иудеи однозначно расценили их как притязание на Божество. Нужно отдать им должное: они отлично понимали значение того, что сказал Иисус. В Ин. 5:18 апостол Иоанн написал, что «иудеи ещё больше искали возможности убить Его, потому что Он не только нарушал субботу, но и называл Бога Своим собственным Отцом, делая Себя равным Богу».

Когда Сын Божий умер на кресте, Он пролил «Свою собственную кровь… обретя вечное искупление» (Евр. 9:12). В Деян. 20:28 апостол Павел говорит, то это была собственная кровь Бога:

Смотрите за собой и за всем стадом, среди которого Святой Дух поместил вас блюстителями пасти церковь Бога, которую Он приобрёл через Свою собственную кровь.

Чтобы не оставалось никаких сомнений в отношении Божества Христа, Павел в Кол. 2:9 написал, что «в Нём обитает вся полнота Божества телесно». Слово «Божество» (греч. тео́тес) указывает на личность уникального Бога, а выражение «вся полнота Божества» указывает на то, что Христос является полным Богом, а не «третью Бога», как думают некоторые люди, неверно представляющие себе истину о Троице.

Знать Господа и Бога

В начале статьи мы упоминали вопрос, который Господь задал ученикам в землях Кесарии Филипповой: «Кем люди считают Сына человеческого?» (Мф. 16:13). Без небесного откровения люди в лучшем случае могут понять, что Христос является величайшим среди пророков; никто не может узнать, что Он Христос, Сын живого Бога (ст. 16). И без небесного откровения невозможно понять, что слова «Сын живого Бога» указывают на Второго в Триедином Боге.

Всем, кто пока не понимает этого, мы желаем получить откровение от Отца и сказать Иисусу то же, что сказал Ему Фома в Ин. 20:28: «Господь мой и Бог мой!» Это не вопрос знания доктрины или терминологии, а вопрос субъективного знания Христа и наслаждения неисследимым богатством Христовым (Эф. 3:8), т. е. всем, чем Христос является для тех, кто верит в Него.


Библия показывает, что Бог триедин
Откровение о Триедином Боге согласно чистому слову Библии
Где можно найти Троицу в Писаниях?
«Бог один или триедин?»
Два вопроса о Святом Духе