О каком пророке говорил Моисей?

Среди последователей ислама есть мнение о том, что Моисей во Втор. 18:15 и 18 имел в виду Мухаммеда, основателя и центральную фигуру их религии. Нам задали вопрос о том, почему мы считаем, что Моисей говорил здесь об Иисусе Христе, а не о Мухаммеде, и чем Иисус похож на Моисея. В этой статье мы рассматриваем заданный вопрос с библейской точки зрения.

Прочитаем Втор. 18:15 и 18:

15 Пророка воздвигнет тебе Иегова, твой Бог, из твоей среды, из твоих братьев, как меня; Его слушайте.
18 Пророка Я воздвигну им из среды их братьев, как тебя; и Я вложу Мои слова в Его уста, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему.

Учителя ислама утверждают, что и Иисус, и Мухаммед являются Божьими пророками, но главным пророком считают Мухаммеда. Они полагают, что выражение «из среды их братьев» во Втор. 18:18 относится к потомкам Измаила, одним из которых является Мухаммед. Что об этом говорит Библия?

Шесть аргументов

Согласно истории, записанной в 16-й главе Бытия, Измаил был сыном Авраама, рождённым от его наложницы, служанки-египтянки Агари (см. ст. 1 и 15). У Авраама были определённые чувства к своему первому сыну, и это можно увидеть по его молитве в Быт. 17:18: «О, пусть бы Измаил жил перед Тобой!»

Но Бог сказал ему: «Нет — твоя жена Сарра родит тебе сына, и ты назовёшь его именем Исаак; и Я установлю Мой завет с ним как вечный завет для его семени после него. А об Измаиле Я услышал тебя; да, Я благословил его, и Я распложу его и умножу его чрезвычайно. Двенадцать князей он родит, и Я сделаю из него великое племя. Но завет Мой Я установлю с Исааком, которого Сарра родит тебе в это назначенное время в следующем году» (ст. 19-20).

Когда согласно Божьему обещанию родился Исаак, Измаил начал насмехаться над ним, и Сарра сказала Аврааму: «Изгони эту служанку и её сына, ибо сын этой служанки не будет наследовать с моим сыном Исааком» (21:9). Это очень огорчило Авраама, но Бог сказал Ему: «Не огорчайся из-за мальчика и из-за твоей служанки. Что бы ни сказала тебе Сарра, слушай её голос, ибо в Исааке будет названо твоё семя. А из сына служанки Я тоже сделаю племя, потому что он твоё семя» (ст. 12-13).

Из дальнейшего повествования в Бытии можно увидеть, что Бог сохранил жизнь Измаила, и от него действительно произошло великое племя. Но семя Авраама названо именно в Исааке и именно его потомки получили наследие. В дальнейшем Божьим народом Моисей называет исключительно народ Израиля (Исх. 3:10; 5:1 и др.). Совершенно очевидно, что выражение «из среды их братьев» относится к потомкам Авраама в Исааке, а не в Измаиле. Это был первый аргумент.

Второй аргумент заключается в том, что сказанное во Втор. 18:15-19 цитируется апостолом Петром в Новом Завете в Деян. 3:22 и применяется к Христу, Иисусу (ст. 20). Это указывает на то, что Христос — это и есть Пророк, обещанный Богом Его народу, детям Израиля. Как и Моисей, Он говорил слово Божье, раздавая Бога, изрекая Бога и вкладывая Его в других. Прочитаем слова Петра об Иисусе в Деян. 3:22-23:

22 Моисей сказал: «Пророка воздвигнет вам Господь, ваш Бог, из ваших братьев, как меня; Его слушайте во всём, что бы Он ни сказал вам.
23 И будет: всякая душа, которая не послушает того Пророка, будет истреблена из народа».

Третий аргумент мы видим во многих свидетельствах, записанных в Евангелиях. «Толпы говорили: Это пророк Иисус из Назарета Галилейского» (Мф. 21:11), «а другие говорили: Он пророк, как один из пророков» (Мк. 6:15). «Они прославляли Бога и говорили: Великий пророк воздвигнут среди нас, — и: Бог посетил Свой народ!» (Лк. 7:16). В Лк. 24:19 двое учеников говорили об Иисусе Назарянине, «который был Пророк, сильный в деле и слове перед Богом и всем народом», а в Ин. 6:14 тысячи людей, увидевших чудо насыщения народа хлебами и рыбами, говорили: «Это истинно Пророк, который должен прийти в мир». В этих свидетельствах идёт речь о великом пророке, и это соответствует словам Петра, который процитировал в отношении Иисуса Втор. 18:15.

Четвёртый аргумент. Сказанное в Деян. 3:22 о Христе как об обещанном Моисеем пророке подтверждается также в 7:37 словами Стефана: «Это тот Моисей, который сказал сыновьям Израиля: «Пророка воздвигнет вам Бог из ваших братьев, как меня». Говоря в ст. 39 о Моисее, Стефан отметил, что «ему наши отцы не захотели стать послушными, а оттолкнули его, и обратились в своих сердцах к Египту».

Пятый аргумент прозвучал, когда Иисус преобразился на горе перед своими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном. «Светлое облако осенило их, и вот, голос из облака говорит: Это Мой Сын, Возлюбленный, в котором Я нашёл отраду. Слушайте Его!» (Мф. 17:5; Мк. 9:7). И Моисей во Втор. 18:15, и Сам Бог в Лк. 9:37 сказали в отношении Иисуса одно и то же: «Его слушайте».

Шестой аргумент можно найти в 5-й главе Евангелия от Иоанна. Отвечая неверующим иудеям, Иисус сказал: «Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом; есть для вас обвинитель — Моисей, на которого вы возложили надежду. Ибо если бы вы верили Моисею, то верили бы Мне; ибо он писал обо Мне» (ст. 45-46).

Это не все аргументы, а самые очевидные. Для христиан, принимающих Библию в качестве божественного откровения, совершенно ясно, что Моисей во Втор. 18:15 и 18 пророчествовал о Христе, а не о ком-либо другом. При этом мы понимаем, что у последователей ислама есть другая точка зрения, но отстаивать её, основываясь на Библии и, в частности, на Втор. 18 нет никакого смысла. В дальнейшей дискуссии они, скорее всего, будут утверждать, что Библия искажена, и подлинным Писанием является Коран. В этом случае можно посоветовать им изначально не ссылаться на Библию, излагая свои убеждения.

Девять аспектов

Мы ответили на первую часть вопроса, приведя шесть аргументов. Но есть ещё вторая часть вопроса: «Чем Иисус похож на Моисея?» Мы отвечаем на эту часть вопроса не для того, чтобы доказать, что Моисей во Втор. 18 говорил об Иисусе, поскольку это уже доказано. Мы отвечаем, чтобы показать связь между ними, связь удивительную, свидетельствующую о том, что Моисей является прообразом Христа. Ниже приведены девять аспектов этой связи.

Первый аспект был упомянут выше: Моисей во Втор. 18:15 и 18 пророчествовал о Христе, который должен прийти, а Иисус в Ин. 5:46 сказал, что Моисей говорил о Нём. Говорил ли Махаммед о том, что Моисей говорил о нём?

Второй аспект можно увидеть в том, что и Моисей, и Иисус после своего рождения были под угрозой расправы со стороны правителей, но каждый из них был спасён от гибели. Фараон, царь Египта, приказал каждого родившегося у евреев сына бросать в реку (Исх. 1:22), но Моисей был избавлен от этой участи (2:1-10), в то время как множество мальчиков погибло.

Спустя полторы тысячи лет царь Ирод искал родившегося у Марии ребёнка, чтобы уничтожить Его (Мф. 2:13). Но Иисус был спасён благодаря тому, что Его родители бежали в Египет (см. ст. 13-15), в то время как Ирод «расправился со всеми мальчиками, которые были в Вифлееме и во всех его пределах, от двух лет и младше» (ст. 16).

Третий аспект заключается в том, что и Моисей, и Иисус были самыми кроткими людьми на земле. В Числ. 12:3 написано: «А человек Моисей был очень кротким, более, чем любой человек, который был на лице земли». В Мф. 11:29 Иисус сказал: «Примите Моё ярмо на себя и научитесь у Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем…» Когда Он въезжал в Иерусалим на ослёнке, исполнилось сказанное о Нём через пророка, который говорит: «Скажите дочери Сиона: „Вот, твой Царь идёт к тебе, кроткий и сидящий на ослице и на ослёнке, детёныше вьючной“» (Мф. 21:4-5; Зах. 9:9). В отношении Иисуса также исполнилось пророчество Исайи в 42:1-3, согласно которому «надломленной тростинки Он не переломит и дымящего льна не погасит» (см. Мф. 12:17-21).

Четвёртый аспект показан в том, что, как Моисей был послан Богом, чтобы спасти Божий народ от притеснения фараона в Египте (Исх. 3:7-10), так и Христос был послан Богом на землю, чтобы спасти Свой народ от их грехов (Мф. 1:21) и из царства Сатаны (Кол. 1:13). Поэтому в 3-й главе Послания к евреям Иисус сравнивается с Моисеем, который был ветхозаветным апостолом: «…задумайтесь об Апостоле и Первосвященнике нашего исповедания — Иисусе, который был верен Тому, кто сделал Его таковым, как и Моисей был верен во всём Его доме» (ст. 1Б-2).

Пятый аспект. Как было сказано ранее, Христос подобно Моисею говорил слово Божье (Ин. 3:34; 7:16-17; 8:18; Евр. 1:2А), раздавая Бога, изрекая Бога и вкладывая Его в других. Благодаря служению Моисея «Иегова заключил завет с детьми Израиля, когда они вышли из Египетской земли» (3 Цар. 8:9), который впоследствии стал ветхим заветом. Благодаря служению Иисуса, Бог заключил с верующими в Христа новый завет (Иер. 31:31; Лк. 22:20; см. Евр. 8:13), лучший завет (см. ст. 5-6). Моисей был посредником ветхого завета, а Иисус является Посредником лучшего завета, который узаконен на основании лучших обещаний (Евр. 8:6).

Шестой аспект уже рассматривался выше. Стефан, свидетельствуя о Моисее, сказавшем сыновьям Израиля: «Пророка воздвигнет вам Бог из ваших братьев, как меня», отметил, что «ему наши отцы не захотели стать послушными, а оттолкнули его, и обратились в своих сердцах к Египту» (Деян. 7:37, 39). Дети Израиля много бунтовали против Моисея и против Бога в пустыне, обращая свои сердца к Египту, поэтому они подвергались различным наказаниям. Но в следующих поколениях детей Израиля не было сомнения в том, что Моисей был пророком от Бога.

В той же 7-й главе Деяний Стефан говорит иудеям: «Жестоковыйные и необрезанные сердцами и ушами! Вы всегда противитесь Святому Духу; как ваши отцы, так и вы. Кого из пророков не гнали ваши отцы? И они убивали тех, кто заранее возвещал о пришествии Праведника, предателями и убийцами которого теперь стали вы» (ст. 51-52). Но согласно пророчеству в Зах. 12:10, однажды дети Израиля покаются, «они будут смотреть на… Того, которого они пронзили; и будут причитать о Нём причитанием», они поверят в Христа и примут Его. Так весь Израиль будет спасён (Рим. 11:26-27).

Седьмой аспект. В Числ. 21 рассказывается история о том, что народ стал проявлять нетерпение в пустыне и говорил против Бога и против Моисея: Зачем вы вывели нас из Египта умирать в пустыне?» (ст. 4-5). «Тогда Иегова послал в народ ядовитых змеев, и они жалили народ, так что умерло много народа из Израиля» (ст. 6). Когда они осознали свой грех, Моисей помолился за них и Бог сказал ему: «Сделай ядовитого змея и помести его на шест; и всякий, кто будет ужален, увидев его, останется жив. И Моисей сделал бронзового змея и поместил его на шест; и если человека жалил змей, он, взглянув на бронзового змея, оставался жив» (ст. 8-9).

В Новом Завете в Ин. 3:14-15 Иисус сказал: «И как Моисей поднял змея в пустыне, так должен быть поднят Сын Человеческий, чтобы всякий, кто верит в Него, имел вечную жизнь». Во времена Моисея для спасения от ядовитых змей нужно было с верой посмотреть на бронзового змея на шесте. Этот змей был прообразом Господа Иисуса, который был распят в подобии плоти греха как наша Замена и Заместитель, чтобы мы могли «взглянуть» на Него (уверовать в Него) и получить вечную жизнь (Числ. 21:9, прим. 1).

Восьмой аспект. В Первом послании к коринфянам 10:1 апостол Павел говорит, что все дети Израиля «были крещены к Моисею в облаке и в море». Отсюда видно, что их переход через Красное море (Исх. 14:21-30) является прообразом крещения новозаветных верующих в Христа (Рим. 6:3-4). Будучи крещены к Моисею, дети Израиля начали святое состязание для исполнения Божьего замысла — состязание, целью которого было войти в добрую землю и построить храм, чтобы у Бога было царство с Его выражением на земле. Это служит прообразом того, как новозаветные верующие крестятся в Христа (Гал. 3:27), чтобы у Бога было Его царство с церковью как Его выражением на земле (см. 1 Кор. 10:2, прим. 1 и 2).

Наконец, девятый аспект. В Евр. 8:5 написано, что Моисей получил от Бога указание, когда ему предстояло завершить скинию; ибо «Смотри, — сказал Он, — сделай всё по образцу, который был показан тебе на горе» (см. Исх. 25:40). Моисею было поручено Божье строение в ветхозаветном веке, Иисусу поручено Божье строение в новозаветном веке и вечности. В Мф. 16:18 Господь сказал: «Я построю Мою церковь, и ворота ада не одолеют её». Этим строением являются верующие в Христа, которые в Эф. 2:20-22 названы «святым храмом в Господе».

Перечисленные аспекты связи между Моисеем и Иисусом убедительно свидетельстуют о том, что Моисей является прообразом Христа. Возможно, последователи ислама могут привести какие-то сравнения между Моисеем и Мухаммедом, но вряд ли в истории человечества можно найти кого-либо связанного с Моисеем так же, как с ним связан Иисус Христос. Кроме того, Библия ничего не говорит о Мухаммеде и не упоминает никого, кто был бы похож на него.

Мы понимаем, что мусульмане относятся к Мухаммеду, как великому пророку, принёсшему людям Коран. Но их попытки с помощью Библии убедить христиан в своих взглядах, основанных на Коране, являются заведомо бессмысленными.

Подробнее о сравнении Моисея и Христа можно прочитать в сообщении 15 Жизнеизучения Послания к евреям.


Комментарии к утверждениям Закира Найка об Иисусе