Комментарии к утверждениям доктора Закира Найка об Иисусе

В этой статье по просьбе читателей мы комментируем утверждения индийского мусульманского проповедника доктора Закира Найка об Иисусе, опубликованных в видео на YouTube-канале Studio ISTIQAMA, которое набрало более миллиона просмотров.


На одном из мероприятий, записанных на видео, этому учителю ислама был задан следующий вопрос из зала: «В Коране, в суре о семействе Имрана в 50-м аяте говорится, что нам нужно подчиниться Иисусу. Почему же мы этого не делаем?»

Ответ на вопрос

Мы рассмотрим только первую часть ответа Закира Найка, связанную с его утверждениями о личности Иисуса. Свой ответ он начал так: «Есть ещё немало аятов, в которых говорится, что мы должны уверовать в Иисуса, мир ему… Во-первых, ислам — это единственная из всех религий, не считая христианства, которая считает веру в Иисуса одним из основных столпов веры. Мусульманин не считается мусульманином, пока не уверует в пророчество Иисуса, мир ему. Мы верим, что Иисус был одним из пяти пророков «улуль азм», твёрдых духом. Мы верим, что он — Мессия, мы верим, что он был рожден чудесным образом без отца, во что не верят многие современные христиане! Мы верим, что он оживлял мёртвых с позволения Аллаха, мы верим, что он исцелял слепых и прокаженных с позволения Аллаха! В этом… позиция мусульман и христиан совпадает.

Кто-то может спросить: тогда в чем же их позиции расходятся? Расхождение заключается в том, что многие христиане считают, что Иисус провозгласил себя Богом… Во всей Библии ни в одном месте Иисус не говорит о себе ясно, однозначно и прямо: «Я Бог, и поклоняйтесь Мне». Если хоть один христианин найдёт эти слова в Библии, где Иисус прямо и ясно говорит: «Я Бог, и поклоняйтесь мне», то я сегодня же готов принять это…» [конец цитаты]

Далее в своём ответе Закир Найк наизусть цитирует шесть стихов из Нового Завета (с точными ссылками), чтобы показать, что Иисус был послан Богом, и добавляет, что Иисус на самом деле был мусульманином и никогда не говорил, что Он Бог. «Мы, мусульмане, верим в то, что Иисус был одним из основных посланников Аллаха, а не Богом; это и есть главное различие», — сказал Закир Найк.

Обычный подход

Когда заходит речь о личности Иисуса Христа, те, кто отрицает, что Он является Богом, как правило, цитируют стихи из Нового Завета, показывающие, что Он является человеком, и не упоминают стихи, доказывающие, что Он является Богом. Доктор Закир Найк продемонстрировал поразительное знание новозаветного текста, которое позволяет предполагать, что он также знает те места Писаний, которые указывают на Божество Иисуса. Однако он не упоминает их для своих слушателей. Это обычный подход тех, кто не верит в истину о том, что Христос есть Бог над всеми, благословенный вовеки (Рим. 9:5).💬

Да, Иисус Христос, будучи Богом, явленным в плоти (1 Тим. 3:16) и живущим смиренной человеческой жизнью (см. Мф. 21:5), действительно не говорил о Себе: «Я Бог, поклоняйтесь Мне». На этом основании Закир Найк утверждает, что Иисус не является Богом. Но стоит также заметить, что Иисус никогда не провозглашал: «Я Мессия». Однако это не мешает Закиру Найку верить в то, что Иисус является Мессией.

Господь Иисус безусловно является Мессией (Христом), но в Новом Завете, в том числе в четырёх Евангелиях, об этом говорится не в тех фигурах речи, которые использует в своей аргументации Закир Найк. И о том, что Иисус является Богом, Писания говорят тоже не в тех выражениях, которые этот проповедник ислама предлагает найти в Библии христианам.

Иисус — Сын Божий

Прежде чем привести стихи из Нового Завета, указывающие на то, что Иисус является Богом, рассмотрим вопрос, который задал иудейский первосвященник во время суда над Иисусом, и краткий ответ Господа. В Евангелии от Марка 14:60-62А написано: «И первосвященник, встав посередине, спросил Иисуса: Ничего не отвечаешь? Что это, что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и ничего не ответил. Первосвященник опять стал спрашивать Его и говорит Ему: Ты Христос, Сын Благословенного? И Иисус сказал: Я…»

Ясный, однозначный и прямой ответ Иисуса здесь указывает на то, что Он является Христом (Мессией), Сыном Благословенного (Бога). Хотелось бы задать вопрос из зала знатоку Нового Завета: «Доктор, вы говорите, что верите в то, что написано в Инджиле (Евангелиях), и в то, что Иисус является Мессией; верите ли вы в то, что Он также является Сыном Божьим?»

Вряд ли доктор верит в это, поскольку Коран со всей определённостью отрицает то, что у Бога может быть Сын. В аяте 4:171 написано: «Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын».

Возможно, доктор ответит, что Иисус в Мк. 14:62 подтвердил, что Он является Мессией, но не сказал «ясно, однозначно и прямо» о том, что Он является Сыном Божьим. Тогда мы предложим ему процитировать наизусть Евангелие от Иоанна 10:32-36. Судя по всему, для него это не будет чем-то сложным. Ниже мы приводим этот отрывок из Нового Завета:

32 Иисус ответил им [иудеям]: Много добрых дел Я показал вам от Отца; за какое из этих дел вы Меня побиваете камнями?
33 Иудеи ответили Ему: Не за доброе дело мы побиваем Тебя камнями, а за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом.
34 Иисус ответил им: Разве не написано в вашем законе: «Я сказал: Вы боги»?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божье, а Писание не может быть нарушено,
36 То о Том, кого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «Богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?

Услышав от Иисуса слова «Я Сын Божий», иудеи однозначно расценили их как притязание на Божество, поэтому они «взяли камни, чтобы побить Его» (ст. 31) «за богохульство» (ст. 33). Нужно отдать им должное: они отлично понимали значение того, что сказал Иисус. Само выражение «Сын Божий» указывает на Его Божество. В Ин. 5:18 написано: «Итак, из-за этого иудеи ещё больше искали возможности убить Его, потому что Он не только нарушал субботу, но и называл Бога Своим собственным Отцом, делая Себя равным Богу». Отметим, что апостол Иоанн, написавший эти слова, тоже понимал глубинную суть того, кем является Христос.

Иисус — Сам Бог

Пожелаем доктору Закиру Найку действительно уверовать в Иисуса согласно тому, что говорит Инджил (Евангелия), а для наших читателей приведём ещё несколько стихов, подтверждающих то, что Иисус Христос является Богом.

Ин. 1:1, 14 — В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотью и поставило скинию среди нас (и мы созерцали Его славу, славу как Единородного от Отца), полное благодати и действительности.

Рим. 9:5 — Их [израильтян] — отцы, и из них, что касается того, что согласно плоти, — Христос, который есть Бог над всеми, благословенный вовеки. Аминь.

Флп. 2:5-6 — Пусть будет в вас эта мысль, которая была и в Христе Иисусе, который, существуя в виде Бога, не счёл, что быть равным Богу — это сокровище, за которое нужно ухватиться.

Кол. 2:9 — Ибо в Нём [в Христе, см. ст. 8] обитает вся полнота Божества телесно.

Евр. 1:8 — А о Сыне: «Твой престол, Боже, — во веки веков, и скипетр правоты — скипетр Твоего царства».

1 Ин. 5:20 — И мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам понимание, чтобы мы знали Того, кто истинен; и мы — в Том, кто истинен, в Его Сыне Иисусе Христе. Это есть истинный Бог и вечная жизнь.

Это далеко не все места Писания, показывающие, что Иисус Христос есть Бог. Другие стихи на эту тему вы можете найти, используя примечания и перекрёстные ссылки к приведённым выше стихам в Восстановительном переводе Нового Завета.


P. S. Необходимо иметь в виду, что мусульмане признают Инджил (Евангелия) «священным писанием, ниспосланным Аллахом про­ро­ку Исе (Иисусу)», но не считают богооткровенными описания ряда событий из жизни Иисуса, вошедшие в четыре новозаветных Евангелия. Также в исламе принято считать, что апостол Павел исказил истину Писаний, поэтому его Послания в исламе не принимаются во внимание.