Одним из ключевых и глубочайших понятий в Новом Завете является общение (греч. койнониа). В словарях можно найти следующее определение этого понятия: поддержание взаимных отношений, включающее в себя встречи, обмен мнениями, разговоры на разные темы и собственно языковая коммуникация, информационный обмен с кем-либо или чем-либо. Общение также означает пребывание в духовной, интеллектуальной, эмоциональной связи с кем-либо или чем-либо и переживание, вызванное воздействием чего-либо, погружением во что-либо.
Этого определения достаточно для общего понимания того, что означает общение. Но, встречая это слово в Новом Завете, необходимо осознавать, что мы касаемся Божьего слова и нам требуется откровение для понимания божественной истины в отношении общения.
Учитывая то, как слово койнониа используется в новозаветном тексте, можно дать три определения общения. Самое простое определение таково: общение — это совместное участие, взаимное участие. Определение, связанное с глубинным смыслом этого слова, звучит более таинственно: общение — это течение вечной жизни внутри всех верующих, это вкладывание Триединого Бога — Отца, Сына и Духа — в верующих в качестве их вечной доли, которой они могут наслаждаться сегодня и вовеки (1 Ин. 1:3, прим. 3). И третье определение связано с тем, как слово койнониа используется в ряде библейских стихов, в которых общением названы пожертвования, материальное служение нуждающимся святым и финансовая поддержка благовестия (Флп. 1:5, прим. 1).
В этой статье рассматриваются тринадцать новозаветных выражений со словом «общение» и их объяснения в примечаниях Восстановительного перевода.
1. Общение апостолов
Деян. 2:42 — И они постоянно пребывали в учении и общении апостолов , в преломлении хлеба и молитвах.
В примечании 1 к этому стиху сказано, что «общение — это общность и связь между верующими в их общности и связи с Богом Отцом и Христом-Сыном… Помимо учения и общения апостолов у верующих в Христа не должно быть никакого другого учения или общения. В Божьем новозаветном домостроительстве есть только один вид учения, показанный и признанный Богом, — учение апостолов — и только один вид общения, который от Бога и который приемлем для Него, — общение апостолов, т. е. общение с Отцом и Сыном, Иисусом Христом (1 Ин. 1:3 и прим. 3), и это единое общение единой церкви, Тела Христова».
2. Общение с Триединым Богом
1 Ин. 1:3 — То, что мы видели и слышали, мы возвещаем и вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — с Отцом и с Его Сыном Иисусом Христом.
Примечание 3 к этому стиху можно назвать ключевым примечанием об общении в Восстановительном переводе. Прочитаем первую часть этого примечания:
Греческое слово означает «совместное участие», «общее участие». Общение вытекает из вечной жизни и, по сути, представляет собой течение вечной жизни внутри всех верующих, которые получили божественную жизнь и обладают ей. Его иллюстрацией служит течение воды жизни в Новом Иерусалиме (Отк. 22:1). В этом общении находятся все подлинные верующие (Деян. 2:42). Оно поддерживается Духом в нашем возрождённом духе. Поэтому оно называется «общением Святого Духа» (2 Кор. 13:14) и «общением [нашего] духа» (Флп. 2:1). Именно в этом общении вечной жизни мы, верующие, участвуем во всём, чем Отец и Сын являются, и во всём, что Отец и Сын сделали для нас; иначе говоря, мы наслаждаемся любовью Отца и благодатью Сына благодаря общению Духа (2 Кор. 13:14). Сначала такое общение было долей апостолов в их наслаждении Отцом и Сыном через Духа. Поэтому в Деян. 2:42 оно названо «общением апостолов», а в этом стихе — «нашим [апостольским] общением», общением с Отцом и с Его Сыном Иисусом Христом. Оно представляет собой божественную тайну. Это таинственное общение вечной жизни следует рассматривать как тему этого Послания.
3. Общение Святого Духа
2 Кор. 13:14 — Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святого Духа да будут со всеми вами.
Прочитаем два предложения из примечания 1 к этому стиху:
Общение Духа — это Сам Дух как передача благодати Господа с любовью Бога для нашего участия… Общение Духа — это наделение благодатью Господа с любовью Бога, поскольку Дух есть передача Господа с Богом — чтобы мы переживали Триединого Бога и наслаждались Триединым Богом: Отцом, Сыном и Святым Духом — с Их божественными добродетелями…
Полностью это примечание, одно из самых обширных примечаний о Божественной Троице в Восстановительном переводе, можно прочитать в электронной версии Нового Завета.
4. Общение духа
Флп. 2:1 — Итак, если есть какое-нибудь воодушевление в Христе, если есть какое-нибудь утешение любви, если есть какое-нибудь общение духа , если есть какое-нибудь милосердие и сострадание.
В этом стихе апостол Павел попросил верующих поделиться общением с ним. Такое взаимное общение верующих и апостола нужно для переживания Христа. Как сказано в примечании 3 к 1 Ин. 1:3, это общение поддерживается Духом в нашем возрождённом духе. Поэтому оно называется «общением духа», возрождённого человеческого духа.
5. Общение Его Сына
1 Кор. 1:9 — Верен Бог, через которого вы были призваны в общение Его Сына — Иисуса Христа, нашего Господа.
Прочитаем два отрывка из примечания 2 к выражению «в общение Его Сына»:
Т. е. причаститься общения союза с Божьим Сыном, Иисусом Христом, и участия в Нём. Бог призвал нас в такое общение, чтобы мы наслаждались Христом как данной нам от Бога долей. Эти слова, как и слова в ст. 2 о том, что Христос — их и наш, вновь подчёркивают тот важнейший факт, что Христос — это единственный центр для верующих, позволяющий решить проблемы среди них, особенно проблему разделения.
Далее в этом обширном примечании перечисляются драгоценные аспекты всеобъемлющего Христа, раскрытого в Первом послании к коринфянам, и в конце примечания говорится:
В общение такого Христа мы призваны Богом. Это общение Божьего Сына стало тем общением, которым апостолы делились с верующими (Деян. 2:42; 1 Ин. 1:3) в Его Теле, церкви, и именно оно должно быть тем общением, которым мы наслаждаемся, причащаясь Его крови и Его тела на Его трапезе (10:16, 21). Такое общение, которое осуществляется Духом (2 Кор. 13:14), должно быть единым, потому что Он един; оно не допускает никакого разделения среди членов Его единого Тела.
6. Общение крови и тела Христовых
1 Кор. 10:16 — Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли общение крови Христовой ? Хлеб, который мы преломляем, не есть ли общение тела Христова ?
Прочитаем первую часть примечания 1:
Или: «совместное участие в крови… в теле». Слово «общение» обозначает здесь общность верующих в совместном участии в крови и теле Христа. Это делает нас, участников в крови и теле Господа, едиными не только друг с другом, но и с Господом. Мы, участники, отождествляем себя с Господом в общении Его крови и тела. Этим примером апостол хотел показать, что еда и питьё делают тех, кто ест и пьёт, едиными с тем, что они едят и пьют…
7. Общение Тела Христова
1 Кор. 10:17-18 — Так как один хлеб, то мы, многие, — одно Тело ; ибо все причащаемся одного хлеба. Посмотрите на Израиля согласно плоти. Разве те, кто ест жертвы, — это не те, кто имеет общение с жертвенником?
Хотя в этих стихах нет выражения «общение Тела Христова», здесь подразумевается именно то общение, которое есть в Теле Христовом. Эта мысль выражена здесь довольно ясно. Прочитаем первую часть примечания 1 к словам «имеет общение с жертвенником» в стихе 18:
Или: «совместно участвует в жертвеннике». Те, кто ест жертвы с жертвенника, не только имеют общение друг с другом и с жертвенником, но и совместно участвуют в том, что едят. Их участие в том, что они едят, делает их едиными с жертвами, приносимыми на жертвеннике. Этот пример тоже показывает, что еда делает того, кто ест, единым с тем, что он ест…
Жертвенник в стихе 18 в прообразе указывает на страдания и смерть Христа.
8. Общение Его страданий
Флп. 3:10 — Чтобы узнать Его, и силу Его воскресения, и общение Его страданий , сообразовываясь с Его смертью.
Прочитаем примечание 3:
Участие в страданиях Христа (Мф. 20:22-23; Кол. 1:24), необходимое условие для переживания силы Его воскресения (2 Тим. 2:11) путём сообразования с Его смертью. Павел стремился узнать и пережить не только превосходство Самого Христа, но и жизненную силу Его воскресения и участие в Его страданиях. Христос сначала прошёл через страдания и смерть, а затем последовало воскресение; в нашем же случае сила Его воскресения предшествует участию в Его страданиях и сообразности с Его смертью. Сначала мы получаем силу Его воскресения, а затем эта сила делает нас способными участвовать в Его страданиях и жить распятой жизнью в сообразности с Его смертью. Такие страдания предназначены главным образом для произведения и созидания Тела Христова (Кол. 1:24).
9. Общение в свете
1 Ин. 1:7 — Но если ходим в свете , как Он есть в свете, то имеем общение друг с другом и кровь Иисуса, Его Сына, очищает нас от всякого греха.
Прочитаем примечание 2:
Когда мы ходим и живём в Божьем свете, мы имеем совместное наслаждение Триединым Богом и совместное участие в Его божественном замысле. Общение божественной жизни приносит нам божественный свет, а божественный свет сохраняет нас в общении, т. е. в совместном наслаждении Богом и совместном участии в Его замысле.
Этот аспект общения, но в отрицательном смысле, подразумевается и во 2 Кор. 6:14 — «Не впрягайтесь в разнородное ярмо с неверующими. Ибо какое соучастие у праведности и беззакония? Или какое общение у света с тьмой?»
10. Общение веры
Флм. 6 — Чтобы общение твоей веры стало действенным в полном знании всего того доброго, что в вас для Христа.
Общение, о котором говорит Новый Завет, общение, в котором находятся подлинные верующие, является общением Духа в нашем духе и оно происходит в сфере и элементе веры. Поэтому оно называется «общением веры».
Следующие три выражения связаны с дополнительным смыслом, который несёт слово койнониа в ряде стихов Нового Завета.
11. Общение служения святым
2 Кор. 8:4 — С большой мольбой они просили нас о благодати и общении служения святым.
Прочитаем примечание 1:
Македонские верующие просили апостолов о благодати, чтобы им участвовать (иметь общение) в служении нуждающимся святым. Их не просили принять участие в этом деле; напротив, они сами умоляли об этом. Они считали, что если апостолы позволят им участвовать в нём таким образом, то это будет благодать.
12. Общение даяния
2 Кор. 8:4 — А вы и сами знаете, филиппийцы, что в начале благовестия, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не имела со мной общения в счёте даяния и получения, кроме вас одних.
Оказывая апостолу материальную поддержку, филиппийские верующие тем самым «открыли счёт» в своих отношениях с апостолом, чтобы удовлетворить его потребности в благовестническом труде. Прочитаем примечание 1:
В данном случае общаться (делиться чем-то) — значит находиться в общении для распространения благовестия, о котором говорится в 1:5 и 4:14.
13. Общение для благовестия
Флп. 1:5 — [Благодарю моего Бога] за ваше общение для распространения благовестия с первого дня доныне.
Прочитаем примечание 1:
Слово «общение» здесь означает «участие», «связь». См. прим. 261 в Рим. 15. Святые в Филиппах имели общение для благовестия, участвуя в распространении благовестия, происходившем благодаря служению апостола Павла. Это участие включало в себя их финансовую поддержку апостола (4:10, 15-16), которая приводила к распространению благовестия. Такого рода общение, которое удерживало их от индивидуализма и разномыслия, подразумевает, что они были едины с апостолом Павлом и друг с другом. Это давало им основание переживать Христа и наслаждаться Им, что является главной темой этой книги. Жизнь переживания Христа и наслаждения Им — это жизнь в распространении благовестия, жизнь благовествования, жизнь не индивидуалистическая, а совокупная. Поэтому существует общение для распространения благовестия. Чем больше у нас общения в распространении благовестия, тем больше мы переживаем Христа и наслаждаемся Им. Это убивает наше «я», наши честолюбивые устремления, наши склонности и предпочтения.
См. общение и пожертвования в Тематическом указателе
Семь видов наставлений в Новом Завете
Наставники в Новом Завете
Отлучение в Новом Завете