Общение в Новом Завете

Одним из ключевых и глубочайших понятий в Новом Завете является общение (греч. койнониа). В словарях можно найти следующее определение этого понятия: поддержание взаимных отношений, включающее в себя встречи, обмен мнениями, разговоры на разные темы и собственно языковая коммуникация, информационный обмен с кем-либо или чем-либо. Общение также означает пребывание в духовной, интеллектуальной, эмоциональной связи с кем-либо или чем-либо и переживание, вызванное воздействием чего-либо, погружением во что-либо.

Этого определения достаточно для общего понимания того, что означает общение. Но, встречая это слово в Новом Завете, необходимо осознавать, что мы касаемся Божьего слова и нам требуется откровение для понимания божественной истины в отношении общения.

Учитывая то, как слово койнониа используется в новозаветном тексте, можно дать три определения общения. Самое простое определение таково: общение — это совместное участие, взаимное участие. Определение, связанное с глубинным смыслом этого слова, звучит более таинственно: общение — это течение вечной жизни внутри всех верующих, это вкладывание Триединого Бога — Отца, Сына и Духа — в верующих в качестве их вечной доли, которой они могут наслаждаться сегодня и вовеки (1 Ин. 1:3, прим. 3). И третье определение связано с тем, как слово койнониа используется в ряде библейских стихов, в которых общением названы пожертвования, материальное служение нуждающимся святым и финансовая поддержка благовестия (Флп. 1:5, прим. 1).

В этой статье рассматриваются тринадцать новозаветных выражений со словом «общение» и их объяснения в примечаниях Восстановительного перевода.

1. Общение апостолов

Деян. 2:42 — И они постоянно пребывали в учении и  общении апостолов , в преломлении хлеба и молитвах.

В примечании 1 к этому стиху сказано, что «общение — это общность и связь между верующими в их общности и связи с Богом Отцом и Христом-Сыном… Помимо учения и общения апостолов у верующих в Христа не должно быть никакого другого учения или общения. В Божьем новозаветном домостроительстве есть только один вид учения, показанный и признанный Богом, — учение апостолов — и только один вид общения, который от Бога и который приемлем для Него, — общение апостолов, т. е. общение с Отцом и Сыном, Иисусом Христом (1 Ин. 1:3 и прим. 3), и это единое общение единой церкви, Тела Христова».

ПРОЧИТАТЬ ПРИМЕЧАНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Первая группа верующих, произведённая в результате проповеди и преподнесения Христа апостолами в день Пятидесятницы, постоянно пребывала в четырёх вещах: учении, общении, преломлении хлеба и молитвах. Учение — это раскрытие Божьего новозаветного домостроительства в отношении Христа и церкви; общение — это общность и связь между верующими в их общности и связи с Богом Отцом и Христом-Сыном; преломление хлеба — это воспоминание о Господе в совершении Им Божьего полного искупления, а молитва — это взаимодействие с Господом на небе для осуществления Божьего новозаветного домостроительства на земле. Первые два понятия, «учение» и «общение», соединены союзом «и» в одну группу и, в отличие от преломления хлеба и молитв, принадлежат апостолам. Отсюда видно, что помимо учения и общения апостолов у верующих в Христа не должно быть никакого другого учения или общения. В Божьем новозаветном домостроительстве есть только один вид учения, показанный и признанный Богом, — учение апостолов — и только один вид общения, который от Бога и который приемлем для Него, — общение апостолов, т. е. общение с Отцом и Сыном, Иисусом Христом (1 Ин. 1:3 и прим. 3), и это единое общение единой церкви, Тела Христова. Последние два понятия, «преломление хлеба» и «молитва», которые также соединены союзом «и» в другую группу, представляют собой практики верующих в их христианской жизни и не связаны непосредственно с Божьим домостроительством для сохранения единства церкви, Тела Христова. Поэтому они не принадлежат апостолам, от которых исходит Божье новозаветное откровение и Божье общение среди всех верующих в Христа.


2. Общение с Триединым Богом

1 Ин. 1:3 — То, что мы видели и слышали, мы возвещаем и вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше  общение — с Отцом и с Его Сыном Иисусом Христом. 

Примечание 3 к этому стиху можно назвать ключевым примечанием об общении в Восстановительном переводе. Прочитаем первую часть этого примечания:

Греческое слово означает «совместное участие», «общее участие». Общение вытекает из вечной жизни и, по сути, представляет собой течение вечной жизни внутри всех верующих, которые получили божественную жизнь и обладают ей. Его иллюстрацией служит течение воды жизни в Новом Иерусалиме (Отк. 22:1). В этом общении находятся все подлинные верующие (Деян. 2:42). Оно поддерживается Духом в нашем возрождённом духе. Поэтому оно называется «общением Святого Духа» (2 Кор. 13:14) и «общением [нашего] духа» (Флп. 2:1). Именно в этом общении вечной жизни мы, верующие, участвуем во всём, чем Отец и Сын являются, и во всём, что Отец и Сын сделали для нас; иначе говоря, мы наслаждаемся любовью Отца и благодатью Сына благодаря общению Духа (2 Кор. 13:14). Сначала такое общение было долей апостолов в их наслаждении Отцом и Сыном через Духа. Поэтому в Деян. 2:42 оно названо «общением апостолов», а в этом стихе — «нашим [апостольским] общением», общением с Отцом и с Его Сыном Иисусом Христом. Оно представляет собой божественную тайну. Это таинственное общение вечной жизни следует рассматривать как тему этого Послания.

ПРОЧИТАТЬ ВТОРУЮ ЧАСТЬ ПРИМЕЧАНИЯ

Общение указывает здесь на отказ от личных интересов и соединение с другими людьми для определённой общей цели. Поэтому иметь общение с апостолами, быть в общении апостолов и иметь в апостольском общении общение с Триединым Богом — значит отказаться от своих личных интересов и присоединиться к апостолам и Триединому Богу для осуществления Божьего замысла. Этот замысел, согласно тому, что пишет Иоанн далее, является двояким: 1) верующие должны расти в божественной жизни путём пребывания в Триедином Боге (2:12-27) и на основании божественного рождения жить жизнью божественной праведности и божественной любви (2:28—5:3), побеждая тем самым мир, смерть, грех, дьявола и идолов (5:4-21); 2) должно осуществляться созидание поместных церквей как светильников для свидетельства Иисуса (Отк. 1—3), чтобы они навечно обрели завершённость в Новом Иерусалиме как полном выражении Бога (Отк. 21—22). Наше участие в апостольском наслаждении Триединым Богом — это наше присоединение к апостолам и к Триединому Богу ради Его божественного замысла, который является общим для Бога, апостолов и всех верующих.


3. Общение Святого Духа

2 Кор. 13:14 — Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и  общение Святого Духа  да будут со всеми вами.

Прочитаем два предложения из примечания 1 к этому стиху:

Общение Духа — это Сам Дух как передача благодати Господа с любовью Бога для нашего участия… Общение Духа — это наделение благодатью Господа с любовью Бога, поскольку Дух есть передача Господа с Богом — чтобы мы переживали Триединого Бога и наслаждались Триединым Богом: Отцом, Сыном и Святым Духом — с Их божественными добродетелями…

Полностью это примечание, одно из самых обширных примечаний о Божественной Троице в Восстановительном переводе, можно прочитать в электронной версии Нового Завета.

4. Общение духа

Флп. 2:1 — Итак, если есть какое-нибудь воодушевление в Христе, если есть какое-нибудь утешение любви, если есть какое-нибудь  общение духа , если есть какое-нибудь милосердие и сострадание.

В этом стихе апостол Павел попросил верующих поделиться общением с ним. Такое взаимное общение верующих и апостола нужно для переживания Христа. Как сказано в примечании 3 к 1 Ин. 1:3, это общение поддерживается Духом в нашем возрождённом духе. Поэтому оно называется «общением духа», возрождённого человеческого духа.

5. Общение Его Сына

1 Кор. 1:9 — Верен Бог, через которого вы были призваны в  общение Его Сына  — Иисуса Христа, нашего Господа.

Прочитаем два отрывка из примечания 2 к выражению «в общение Его Сына»:

Т. е. причаститься общения союза с Божьим Сыном, Иисусом Христом, и участия в Нём. Бог призвал нас в такое общение, чтобы мы наслаждались Христом как данной нам от Бога долей. Эти слова, как и слова в ст. 2 о том, что Христос — их и наш, вновь подчёркивают тот важнейший факт, что Христос — это единственный центр для верующих, позволяющий решить проблемы среди них, особенно проблему разделения.

Далее в этом обширном примечании перечисляются драгоценные аспекты всеобъемлющего Христа, раскрытого в Первом послании к коринфянам, и в конце примечания говорится:

В общение такого Христа мы призваны Богом. Это общение Божьего Сына стало тем общением, которым апостолы делились с верующими (Деян. 2:42; 1 Ин. 1:3) в Его Теле, церкви, и именно оно должно быть тем общением, которым мы наслаждаемся, причащаясь Его крови и Его тела на Его трапезе (10:16, 21). Такое общение, которое осуществляется Духом (2 Кор. 13:14), должно быть единым, потому что Он един; оно не допускает никакого разделения среди членов Его единого Тела.

6. Общение крови и тела Христовых

1 Кор. 10:16 — Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли  общение крови Христовой ? Хлеб, который мы преломляем, не есть ли  общение тела Христова ?

Прочитаем первую часть примечания 1:

Или: «совместное участие в крови… в теле». Слово «общение» обозначает здесь общность верующих в совместном участии в крови и теле Христа. Это делает нас, участников в крови и теле Господа, едиными не только друг с другом, но и с Господом. Мы, участники, отождествляем себя с Господом в общении Его крови и тела. Этим примером апостол хотел показать, что еда и питьё делают тех, кто ест и пьёт, едиными с тем, что они едят и пьют…

7. Общение Тела Христова

1 Кор. 10:17-18 — Так как один хлеб, то мы, многие, — одно  Тело ; ибо все причащаемся одного хлеба. Посмотрите на Израиля согласно плоти. Разве те, кто ест жертвы, — это не те, кто имеет  общение  с жертвенником?

Хотя в этих стихах нет выражения «общение Тела Христова», здесь подразумевается именно то общение, которое есть в Теле Христовом. Эта мысль выражена здесь довольно ясно. Прочитаем первую часть примечания 1 к словам «имеет общение с жертвенником» в стихе 18:

Или: «совместно участвует в жертвеннике». Те, кто ест жертвы с жертвенника, не только имеют общение друг с другом и с жертвенником, но и совместно участвуют в том, что едят. Их участие в том, что они едят, делает их едиными с жертвами, приносимыми на жертвеннике. Этот пример тоже показывает, что еда делает того, кто ест, единым с тем, что он ест…

Жертвенник в стихе 18 в прообразе указывает на страдания и смерть Христа.

8. Общение Его страданий

Флп. 3:10 — Чтобы узнать Его, и силу Его воскресения, и  общение Его страданий , сообразовываясь с Его смертью.

Прочитаем примечание 3:

Участие в страданиях Христа (Мф. 20:22-23; Кол. 1:24), необходимое условие для переживания силы Его воскресения (2 Тим. 2:11) путём сообразования с Его смертью. Павел стремился узнать и пережить не только превосходство Самого Христа, но и жизненную силу Его воскресения и участие в Его страданиях. Христос сначала прошёл через страдания и смерть, а затем последовало воскресение; в нашем же случае сила Его воскресения предшествует участию в Его страданиях и сообразности с Его смертью. Сначала мы получаем силу Его воскресения, а затем эта сила делает нас способными участвовать в Его страданиях и жить распятой жизнью в сообразности с Его смертью. Такие страдания предназначены главным образом для произведения и созидания Тела Христова (Кол. 1:24).

9. Общение в свете

1 Ин. 1:7 — Но если ходим  в свете , как Он есть в свете, то имеем  общение  друг с другом и кровь Иисуса, Его Сына, очищает нас от всякого греха.

Прочитаем примечание 2:

Когда мы ходим и живём в Божьем свете, мы имеем совместное наслаждение Триединым Богом и совместное участие в Его божественном замысле. Общение божественной жизни приносит нам божественный свет, а божественный свет сохраняет нас в общении, т. е. в совместном наслаждении Богом и совместном участии в Его замысле.

Этот аспект общения, но в отрицательном смысле, подразумевается и во 2 Кор. 6:14 — «Не впрягайтесь в разнородное ярмо с неверующими. Ибо какое соучастие у праведности и беззакония? Или какое общение у света с тьмой?»

10. Общение веры

Флм. 6 — Чтобы  общение твоей веры  стало действенным в полном знании всего того доброго, что в вас для Христа.

Общение, о котором говорит Новый Завет, общение, в котором находятся подлинные верующие, является общением Духа в нашем духе и оно происходит в сфере и элементе веры. Поэтому оно называется «общением веры».


Следующие три выражения связаны с дополнительным смыслом, который несёт слово койнониа в ряде стихов Нового Завета.

11. Общение служения святым

2 Кор. 8:4 — С большой мольбой они просили нас о благодати и  общении служения святым. 

Прочитаем примечание 1:

Македонские верующие просили апостолов о благодати, чтобы им участвовать (иметь общение) в служении нуждающимся святым. Их не просили принять участие в этом деле; напротив, они сами умоляли об этом. Они считали, что если апостолы позволят им участвовать в нём таким образом, то это будет благодать.

12. Общение даяния

2 Кор. 8:4 — А вы и сами знаете, филиппийцы, что в начале благовестия, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не имела со мной  общения в счёте даяния  и получения, кроме вас одних.

Оказывая апостолу материальную поддержку, филиппийские верующие тем самым «открыли счёт» в своих отношениях с апостолом, чтобы удовлетворить его потребности в благовестническом труде. Прочитаем примечание 1:

В данном случае общаться (делиться чем-то) — значит находиться в общении для распространения благовестия, о котором говорится в 1:5 и 4:14.

13. Общение для благовестия

Флп. 1:5 — [Благодарю моего Бога] за ваше  общение для распространения благовестия  с первого дня доныне.

Прочитаем примечание 1:

Слово «общение» здесь означает «участие», «связь». См. прим. 261 в Рим. 15. Святые в Филиппах имели общение для благовестия, участвуя в распространении благовестия, происходившем благодаря служению апостола Павла. Это участие включало в себя их финансовую поддержку апостола (4:10, 15-16), которая приводила к распространению благовестия. Такого рода общение, которое удерживало их от индивидуализма и разномыслия, подразумевает, что они были едины с апостолом Павлом и друг с другом. Это давало им основание переживать Христа и наслаждаться Им, что является главной темой этой книги. Жизнь переживания Христа и наслаждения Им — это жизнь в распространении благовестия, жизнь благовествования, жизнь не индивидуалистическая, а совокупная. Поэтому существует общение для распространения благовестия. Чем больше у нас общения в распространении благовестия, тем больше мы переживаем Христа и наслаждаемся Им. Это убивает наше «я», наши честолюбивые устремления, наши склонности и предпочтения.


См. общение и пожертвования в Тематическом указателе