Дух и душа в примечаниях Восстановительного перевода

Восстановительный перевод Библии с подстрочными примечаниями заметно выделяется среди учебных Библий на русском языке изложением истины о человеческом духе и о различии между духом и душой человека.

Ниже приведены подстрочные примечания Восстановительного перевода к трём стихам о человеческом духе и душе: Быт. 2:7, 1 Фес. 5:23 и Евр. 4:12 (стихи цитируются по Восстановительному переводу).

Бытие 2:7

Иегова Бог образовал человека из земного праха и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой.

Примечание 3 к выражению «земной прах»:

Букв. «праха земли». Слову «земля» соответствует еврейское слово «адама». Тело человека, образованное из земного праха, — это внешняя форма человека и орган, позволяющий человеку соприкасаться с материальным миром.

Примечание 4 к выражению «дыхание жизни»:

Евр. «нешама». В Прит. 20:27 это же слово переведено как «дух»; это показывает, что дыхание жизни, которое Бог вдохнул в тело человека, стало его духом, человеческим духом (ср. Иов. 32:8). Дух человека — это его внутренний орган, при помощи которого он может соприкасаться с Богом, принимать Бога, содержать в себе Бога и впитывать Бога во всё своё существо как свою жизнь и всё для себя. Он был образован Богом как нечто особенное и по важности ставится в Божьем святом Слове в один ряд с небесами и землёй (Зах. 12:1). Человеческий дух предназначен для того, чтобы человек поклонялся Богу (Ин. 4:24), был возрождён Богом (Ин. 3:6Б) и соединился с Богом (1 Кор. 6:17; 2 Тим. 4:22), чтобы ходить и жить в органическом союзе с Богом (Рим. 8:4Б) для осуществления Божьего замысла.

Дыхание жизни, которое Бог вдохнул в ноздри человека, — это не Божья вечная жизнь и не Божий Дух. См. прим. 382 в Лк. 3. Человек получил Духа Божьего только тогда, когда Господь вдохнул в Своих учеников Святого Духа в день Своего воскресения (Ин. 20:22). Тем не менее, поскольку человеческий дух вышел из Божьего дыхания жизни, он очень близок к Духу Божьему. Поэтому между Богом Духом и духом человека может происходить передача и человеческий дух способен соприкасаться с Богом и быть единым с Богом (Рим. 8:16 и прим. 2; 1 Кор. 6:17 и прим. 2).

В человеческом духе есть три функции: совесть, позволяющая человеку знать, что Бог оправдывает и что Он осуждает (Рим. 9:1 и прим. 2), общение, позволяющее человеку соприкасаться с Богом, поклоняться Богу и общаться с Богом (Ин. 4:24; Эф. 6:18А; Рим. 1:9), и интуиция, дающая человеку непосредственное знание от Бога (Мк. 2:8; 1 Кор. 2:11).

Примечание 5 к слову «душа»:

Душа человека, которая есть его личность, он сам (Исх. 1:5; Деян. 2:41), не была образована из какого-то элемента, а возникла в результате соединения человеческого духа с человеческим телом. Душа, включающая в себя разум человека, его чувства и его волю, обладает психологическим сознанием для соприкосновения с психологическим миром.

Бог триедин — Отец, Сын и Дух (Мф. 28:19), а человек трёхчастен — дух, душа и тело (1 Фес. 5:23). Триединый Бог сотворил этого трёхчастного человека как живой сосуд, чтобы человек мог содержать в себе Бога и органически соединяться с Богом (Ин. 15:4-5; Рим. 11:17-24). Благодаря этому человек может быть организмом Бога, чтобы выражать Его в человечестве. См. прим. 235 в 1 Фес. 5 и прим. 122 и 123 в Евр. 4.

Первое послание к фессалоникийцам 5:23

И Сам Бог мира пусть освятит вас полностью и ваш дух, и душа, и тело пусть сохранится в целости, безукоризненно, при пришествии нашего Господа Иисуса Христа.

Примечание 5 к выражению «дух, душа, и тело»:

Эти слова убедительно показывают, что человек состоит из трёх частей: духа, души и тела. Дух, как наша самая глубинная часть, является внутренним органом, который обладает богосознанием и связывает нас с Богом (Ин. 4:24; Рим. 1:9). Душа — это само наше «я» (ср. Мф. 16:26; Лк. 9:25), посредник между духом и телом, который обладает самосознанием и делает нас личностью. Тело, наша внешняя часть, является внешним органом, который обладает миросознанием и связывает нас с материальным миром. Тело содержит в себе душу, а душа — это сосуд, который содержит в себе дух. В духе обитает Бог как Дух, в душе обитает наше «я», а в теле обитают физические чувства. Бог освящает нас, во-первых, завладевая нашим духом путём возрождения (Ин. 3:5-6), во-вторых, распространяясь как животворящий Дух из духа в душу, чтобы пропитать и преобразовать её (Рим. 12:2; 2 Кор. 3:18), и наконец оживляя наше смертное тело через нашу душу (Рим. 8:11, 13) и преображая наше тело Своей жизненной силой (Флп. 3:21). См. прим. 122 и 123 в Евр. 4.

Послание к евреям 4:12

Ибо слово Божье живо, и действенно, и острее всякого обоюдоострого меча, и проникает даже до разделения души и духа, суставов и мозга, и может распознавать мысли и намерения сердца.

Примечание 2 к выражению «души и духа»:

Согласно Библии, человек — это трёхчастное существо; у него есть дух, душа и тело (1 Фес. 5:23). Здесь, в этом стихе, мы видим суставы и костный мозг, т. е. части тела, а также душу и дух.

В предыдущих стихах дети Израиля описаны как отпадающие от входа в покой доброй земли. С ними связаны три места: 1) Египет, из которого они были выведены, 2) пустыня, по которой они блуждали, и 3) Ханаан, в который они вошли. Их история, связанная с этими тремя местами, обозначает три стадии их участия в Божьем полном спасении. Это прообраз того, как мы, новозаветные верующие, участвуем в Божьем полном спасении. На первой стадии мы принимаем Христа; мы искуплены и избавлены от мира. На второй стадии мы становимся блуждающими странниками в следовании за Господом; наше блуждание всегда происходит в нашей душе. На третьей стадии мы причащаемся Христа и наслаждаемся Им в полной мере; мы переживаем это в своём духе. Когда мы ищем удовольствий в материальном и греховном, мы находимся в мире, прообразом которого служит Египет. Когда мы блуждаем в своей душе, мы в пустыне. Когда мы наслаждаемся Христом в своём духе, мы в Ханаане. Когда израильтяне блуждали в пустыне, они всегда роптали, рассуждали и укоряли. Это, разумеется, происходило в их душе, а не в их духе. Но Халев и Иисус Навин поверили в слово Божье, послушались Господа и устремились к цели. Это, разумеется, происходило не в их душе, а в их духе. В то время адресаты этой книги, еврейские верующие, недоумевали относительно того, что им делать со своей старой еврейской религией. Это недоумение в их разуме было блужданием в душе, а не переживанием Христа в духе. Поэтому автор этой книги сказал, что слово Божье, т. е. то, что было процитировано из Ветхого Завета, могло проникнуть в их недоумение как пронзающий обоюдоострый меч и отделить их душу от их духа. Как костный мозг скрыт глубоко внутри суставов, так дух находится глубоко внутри души. Чтобы отделить костный мозг от суставов, необходимо прежде всего сокрушить суставы. Точно так же, чтобы отделить дух от души, необходимо сокрушить душу. Душа еврейских верующих с её недоумевающим разумом, её сомнениями относительно Божьего пути спасения и её вниманием к собственным интересам должна была быть сокрушена живым, действенным и проникающим словом Божьим, чтобы их дух был отделён от души.

Наша душа — это само наше «я» (Мф. 16:25; ср. Лк. 9:25). Следуя за Господом, мы должны отрекаться от своей души, от самого своего «я» (Мф. 16:24; Лк. 9:23). Наш дух — это самая глубокая часть нашего существа, духовный орган, которым мы соприкасаемся с Богом (Ин. 4:24; Рим. 1:9). Именно в духе происходит наше возрождение (Ин. 3:6). Именно в духе обитает и работает Святой Дух (Рим. 8:16). Именно в духе мы наслаждаемся Христом и Его благодатью (2 Тим. 4:22; Гал. 6:18). Поэтому автор этой книги советовал еврейским верующим не колебаться в блуждании своей души, от которой им нужно было отречься, а, продвигаясь дальше, в свой дух, причащаться небесного Христа и наслаждаться Им, чтобы участвовать в покое царства, в Его царствовании в тысячелетии. Если бы они колебались в блуждании своей души, они уклонились бы от Божьей цели и были бы лишены полного наслаждения Христом и покоя царства.

Сравнение с другими библейскими комментариями

Быт. 2:7, 1 Фес. 5:23 и Евр. 4:12 — это далеко не все стихи о духе и душе в Писаниях, но они являются ключевыми и выбраны для сравнения Восстановительного перевода с другими учебными Библиями на русском языке. Ни в одном из этих изданий не найти такого ясного, точного, подробного и практичного изложения истины о человеческом духе и объяснения различия между духом и душой человека. Вы можете убедиться в этом сами с помощью следующей статьи.


Дух и душа в библейских комментариях
Что такое человеческий дух согласно Библии?
В чём разница между душой и духом?

Дух (человеческий) в Тематическом указателе