Старые мехи в Мф. 9:17

В Мф. 9:14 рассказано о том, как к Иисусу подошли ученики Иоанна Крестителя и спросили: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» Ответ Господа на их вопрос содержится в стихах 15-17. В стихе 17 Он сказал: «И не наливают молодое вино в старые мехи; а иначе рвутся мехи, и вино выливается, и мехи пропадают; напротив, молодое вино наливают в новые мехи, и сохраняется и то и другое».

В Восстановительном переводе в примечании 2 к Мф. 9:17 объясняется смысл этого ответа:

Старые мехи обозначают религиозные практики, такие как пост, которого придерживались фарисеи, принадлежавшие к старой религии, и ученики Иоанна, принадлежавшие к новой религии. Все религии — это старые мехи. Молодое вино, налитое в старые мехи, прорывает мехи в результате брожения. Наливать молодое вино в старые мехи — значит помещать Христа как бодрящую жизнь в какую бы то ни было религию. Именно этим занимаются сегодня так называемые фундаменталисты и пятидесятники. Они пытаются втиснуть Христа в свои религиозные обряды, формальности и практики различного рода. Люди царства никогда не должны заниматься этим. Они должны наливать молодое вино в новые мехи.

См. также прим. 1 к стиху 14.

Сказанное Господом не означает, что в посте нет необходимости, а указывает на то, что из-за влияния религии всё в христианской и церковной жизни может стать формальным и лишённым действительности. История христианства показывает, что многие вещи, в том числе упоминаемые в Библии, со временем превратились в религиозные обряды и традиции.

Приведём пример. В ветхозаветном веке был праздник Пасхи, который иудеи должны были соблюдать согласно предписаниям закона. Но в Рим. 10:4 Павел сказал, что «Христос — конец закона к праведности всякого, кто верит». На кресте Христос упразднил в Своей плоти закон заповедей в предписаниях (Эф. 2:15) и стал действительностью того, что в Ветхом Завете было прообразами и тенями (Кол. 2:17), в том числе действительностью всех праздников, новомесячий и суббот (ст. 16). Это означает, что Он является настоящим праздником, реальным новомесячьем и подлинной субботой для Своих верующих.

В Ин. 6:4 Пасха названа иудейским праздником, а не христианским. Действительной Пасхой для новозаветных верующих является Сам Христос (1 Кор. 5:7), живая Личность. Тем не менее, празднование этого иудейского праздника со временем вошло в христианскую традицию и подавляющее большинство христиан отмечает определённый день в году как праздник Пасхи, хотя этой практики не найти в церковной жизни, описанной в Новом Завете, в Деяниях и Посланиях апостолов.

Если сегодня вы скажете, что не отмечаете Пасху в определённый день весны, потому что одинаково судите о каждом дне и не считаете один день выше другого (Рим. 14:5), а принимаете Христа как свою Пасху каждый день в году, то скорее всего многие христиане не поймут вас. Под влиянием традиций на протяжении столетий христиане привыкли ко многим религиозным практикам, без которых они не представляют себе христианскую жизнь.

Как сказано в вышеприведённом примечании, «этим занимаются сегодня так называемые фундаменталисты и пятидесятники». Эти две категории верующих упомянуты здесь как две части христианства, одна из которых уделяет особое внимание Слову, а другая — Духу. Безусловно, необходимо уделять внимание и Слову, и Духу, но также нужно заботиться о том, чтобы церковная жизнь была подобна новым мехам, которые могут быть наполнены Христом как молодым вином, внутренней бодрящей жизнью, лишённой формальностей, традиций и обрядов (см. прим. 1 и прим. 3 к Мф. 9:17).


Наша Пасха — Христос