Из письма читателя: 450 лет в Деян. 13:20 не согласуются с хронологией событий в Ветхом Завете.
Слова апостола Павла о периоде в 450 лет в Деян. 13:20 действительно представляют трудность для внимательных читателей Библии, которые стараются разобраться в ветхозаветной хронологии. У исследователей Библии нет однозначной точки зрения по этому вопросу. В этой статье мы изложим объяснение, которое представляется наиболее приемлемым.
Сначала прочитаем отрывок из Деян. 13 — стихи 17-22а:
17 Бог этого народа, Израиля, избрал наших отцов, и возвысил народ, когда они были пришельцами в Египетской земле, и высокой рукой вывел их из неё.
18 И на протяжении времени около сорока лет Он носил их, как кормилица, в пустыне.
19 И, сокрушив семь племён в Ханаанской земле, Он раздал их землю в наследие.
20 И после этого около четырёхсот пятидесяти лет Он давал им судей до пророка Самуила.
21 А потом они попросили царя; и Бог дал им Саула, сына Киса, человека из колена Вениамина, на сорок лет.
22а А когда Он отстранил его, Он воздвиг им царём Давида…
Шесть периодов
Для понимания хронологии событий в Деян. 13:17-22 необходимо учитывать продолжительность следующих шести периодов (датировка является приблизительной):
40 лет дети Израиля провели в пустыне: с 1491 по 1452 г. до Р. Х. (Исх. 16:35; Числ. 14:33; Втор. 2:7; Иис. Н. 5:6; Деян. 13:18 и др.). Этот период истории описан в Числах.
27 лет продолжалось овладение доброй землёй под руководством Иисуса Навина: с 1452 по 1426 г. до Р. Х. Эта история записана в Книге Иисуса Навина.
305 лет занимают события, описанные в Книге судей: с 1425 по 1120 г. до Р. Х., от смерти Иисуса Навина (Суд. 1:1) до смерти Самсона (16:30-31).
155 лет насчитывает история в Первой и второй книгах царств: с 1171 по 1017 г. до Р. Х. Давид начал царствовать после смерти Саула в 1056 г. до Р. Х. К этому моменту после исхода детей Израиля из Египта прошло примерно 435 лет.
40 лет царствовал Давид. Согласно Второй книге царств, Давид был царём над домом Иуды в Хевроне семь лет и шесть месяцев (2:11) и ещё тридцать три года он царствовал в Иерусалиме над всем Израилем и Иудой (5:5).
480 лет прошло от исхода детей Израиля из Египетской земли до начала строительства Соломоном храма в Иерусалиме в 1011 г. до Р. Х. Это записано в 3 Цар. 6:1 и согласуется с перечисленными выше периодами.
В чём трудность?
Согласно 3 Цар. 6:1, Соломон, сын царя Давида, начал строить храм через 480 лет после исхода детей Израиля из Египта, т. е. в 1011 г. до Р. Х. (1491–480=1011). Если предположить, что времена судей начались с Гофониила (первого судьи, упомянутого в Книге судей) и закончились спустя 450 лет смертью Самуила, то это должен быть примерно 975 г. до Р. Х. (1425–450=975), т. е. спустя 36 лет после начала строительства храма, что не соответствует историческим фактам. Очевидно, что 450 лет нужно отсчитывать не от появления Гофониила, а от какого-то другого события.
Объяснение периода в 450 лет
Вернёмся к Деян. 13:17-22. Важно понять, что точкой отсчёта и для записанного в ст. 18-19, и для записанного в ст. 20 является исход детей Израиля из Египта, о котором говорится в ст. 17. Другими словами, события в ст. 18-19 и события в ст. 20 происходили не последовательно, а параллельно.
Повторим ту же мысль подробнее. Во-первых, после того как Бог вывел Свой народ из Египта, «на протяжении времени около сорока лет Он носил их, как кормилица, в пустыне» и «сокрушив семь племён в Ханаанской земле, Он раздал их землю в наследие» (ст. 18-19). Во-вторых, после того как Бог вывел Свой народ из Египта («после этого»), «около четырёхсот пятидесяти лет Он давал им судей до пророка Самуила» (ст. 20).
В Восстановительном переводе Нового Завета в примечании 1 к Деян. 13:20 сказано следующее:
Это краткое объяснение в Восстановительном переводе Нового Завета помогает разобраться с вопросом о хронологии и продолжительности событий, о которых говорится в Деян. 13:20.
Аргумент в Исх. 18
Аргументом в пользу такого объяснения является история, описанная в 18-й главе Исхода. В этой главе показано, что Моисей фактически был судьёй для детей Израиля (ст. 13) и что по совету Иофора (ст. 5, 14-23) он назначил способных людей, которые «судили народ во всякое время» (ст. 24-26). Во Втор. 1:16 они названы судьями (ст. 13-16). Отсюда видно, что о судьях говорится не только в Книге судей, впервые они упоминаются ещё в Исходе, в начале путешествия детей Израиля в пустыне.
После смерти Моисея его место занял Иисус Навин. Затем в Книге судей говорится о двенадцати судьях от Гофониила до Самсона, а в начале Первой книги царств повествуется ещё о двух — Илие и Самуиле. Очевидно, что Самуил продолжал судить народ и после того, как царём был помазан Саул, который позже был отстранён Богом. Двое сыновей Самуила тоже были судьями (1 Цар. 8:1).
Аргумент во 2 Цар. 5
Период, начавшийся исходом детей Израиля из Египта, с точки зрения управления можно назвать веком судей. Последним этапом этого века были времена Самуила, которые закончились, когда Давид стал царствовать в полной мере и править всем народом Израиля (см. прим. 1 к Деян. 13:20). Это произошло около 1048 г. до Р. Х. и описано во 2 Цар. 5:3-5.
До событий, изложенных во 2 Цар. 5:3-5, Давид был царём только над домом Иуды (2:4) и правил в течение 7,5 лет в Хевроне только в пределах колена Иуды (2:11). Можно предположить, что над остальными коленами и после смерти Саула продолжали править судьи, наряду с Иш-Бошетом и другими людьми из дома Саула (2:8—3:1).
Заключение
Итак, век судей начался с исхода детей Израиля из Египта в 1491 г. до Р. Х. и продолжался по крайней мере до седьмого года царствования Давида, т. е. примерно до 1048 г до Р. Х. Этот период составил приблизительно 443 года. Таким образом, выражение «около четырёхсот пятидесяти лет» в Деян. 13:20 вполне согласуется с хронологией в Исходе, Числах, Книге Иисуса Навина, Книге судей и Первой и второй книгах царств.
P. S. Учитывая сложности с точной датировкой событий, записанных в исторических книгах Ветхого Завета, число 443 находится в пределах допустимого отклонения, которое подразумевается в выражении «около 450 лет».
P. P. S. Среди исследователей Библии существуют разные взгляды на хронологию событий в Ветхом Завете и разные системы датировок. В этой статье используется система датировки, принятая в Восстановительном переводе Библии. Такая же датировка вышеперечисленных событий изложена в «Кратком библейском словаре» издательства «Благая Весть», GBV (см. статью «Хронология»).