Книгу «Хождение пред Богом» можно назвать русскоязычной версией известной в христианском мире книги брата Лаврентия «The Practice of the Presence of God» — «Практика Божьего присутствия» или «Практика присутствия Бога». О брате Лаврентии (1614–1691) рассказывается в отдельной статье на нашем сайте.
Первые публикации
Первая книга брата Лаврентия была издана в 1692 году, через год после его смерти, парижским священником Жозефом де Бофором. Это была книга карманного формата на французском языке под названием «Духовные размышления». Она включала записи бесед престарелого монаха и его письма, а также его краткое жизнеописание. Через два года де Бофор опубликовал вторую книгу, которую для краткости можно назвать «Практика пребывания в Божьем присутствии».
Переводы на другие языки
Книги брата Лаврентия в переводах на другие языки немного отличаются по содержанию, поскольку они составлялись из бесед, наставлений и писем брата Лаврентия, а также описаний его жизни, изданных де Бофором в разных книгах. Некоторые издатели соединяли книги де Бофора в одно издание, некоторые публиковали их отдельно. Самой известной в христианском мире стала книга брата Лаврентия под названием «Практика Божьего присутствия».
Перевод на русский язык
В интернете можно найти несколько вариантов перевода книг брата Лаврентия на русский язык. В печатном формате, насколько нам известно, единственным изданием является небольшая книга под названием «Хождение пред Богом». Она была опубликована в 2014 году к 400-летию со дня рождения брата Лаврентия христианской миссией «Триада».
Как и в переводах на другие языки, основную часть этой книги составляют четыре беседы и шестнадцать писем брата Лаврентия, а также некоторые его записи. Подробнее о содержании книги можно прочитать, развернув блок ниже.
Избранные цитаты
Несколько цитат о любви к Господу и практике жития в Божьем присутствии можно прочитать в статье «Кто такой брат Лаврентий?» Мы не будем их повторять, а приведём ещё несколько избранных цитат из книги «Хождение пред Богом». Первая цитата основана на Мк. и 1 Кор. :
Всё возможно тому, кто верит. Еще более — тому, кто надеется. Еще более — тому, кто любит. И еще более — тому, кто неустанно упражняется в этих трех добродетелях (стр. 136).
В следующей цитате приведены слова брата Лаврентия о его практике пребывания в Боге. Здесь он пишет о себе в третьем лице, как апостол Павел во 2 Кор.
:Пребывание в Боге — это соприкосновение нашего духа с Богом.
Я знаком с человеком, который без малого сорок лет практикует пребывание в Божьем присутствии. Чтобы удержаться в Божьем присутствии, он сосредотачивает свой разум. Такое делание он называет разными именами: иногда — действом простоты, иногда — ясным и четким сретением с Богом, иногда — смутным ви́дением, иногда — глядением на Бога с любовью, иногда — воспоминанием о Боге, иногда — вниманием к Богу, иногда — безмолвной беседой с Богом, иногда — упованием на Бога, иногда — жизнью и душевным покоем. Для него все эти слова, говорящие о Божьем присутствии, — суть синонимы. Они обозначают одно и то же состояние. В конце концов состояние это стало для него совершенно естественным. Вот как все происходит… (стр. 144-145).
В этой книге часто упоминаются упражнение, усилие воли, практика (делание), привычка и т. п. За многие годы практики Божьего присутствия брат Лаврентий выработал полезные привычки, главной из которых является привычка всегда обращать своё сердце и свой разум к Господу. Прочитаем продолжение предыдущей цитаты:
Волевым усилием постоянно напоминая душе о Божьем присутствии, он выработал у себя привычку: по завершении мирских дел или даже когда он чем-то сильно занят, острие его духа или наивысшая часть души возносится без всякого старания с его стороны к Богу и словно бы парит надо всем, сосредоточившись на Боге. Бог становится центром притяжения души, местом ее отдохновения. И в этот момент парения душе сопутствует вера. Ничего другого ему не нужно. Он называет это состояние истинным единением с Богом, которое заключает в себе все другие виды единения с Ним (стр. 145).
В одной из своих бесед брат Лаврентий рассказывал, что ему пришлось потрудиться, чтобы выработать эту полезную привычку:
В начале пути с Господом мне часто приходилось во время молитвы бороться с суетными помыслами и соблазнами. Я гнал их — они возвращались. Мне никак не удавалось исполнять молитвенное правило, как это делали остальные монахи. Начав молитву, я вдруг отвлекался на собственные мысли, причем, пришед в себя, даже понять не мог, откуда эти мысли взялись. Я не мог уразуметь, как это происходит…
Портят все именно помышления: всякое зло зарождается в помыслах! А потому следует быть крайне бдительным: лишь заприметил мысль, не имеющую никакого отношения к спасению твоему или к тому делу, которое ныне делаешь, — гони ее. А прогнав, возобновляй беседу с Богом, которая нам во благо (стр. 85).
Чтобы выработать у себя привычку постоянно беседовать с Богом и рассказывать Ему обо всех своих поступках, прежде всего требуется прилежание. Однако немного усилий — и без особого труда научаешься погружаться во всеохватную Божью любовь (стр. 83).
Брат Лаврентий говорил, что нужно приучать себя находиться в Божьем присутствии, то есть выработать привычку, «научить себя ремеслу», «снова и снова начинать начатое». Вот ещё одна его цитата о привычке обращать взор к Господу:
Занимаясь любой работой, время от времени подымай взгляд на Господа. По завершении любого дела тоже обращай взор к Нему. Чтобы подобное вошло в привычку, потребуется немало времени и усилий. Поэтому, если поначалу не получается, не унывай, а снова и снова возвращайся к своему деланию: любая добрая привычка вырабатывается с трудом. Но как только она у тебя появится, ты обретешь великую радость…
Вполне уместно, чтобы тот, кто лишь учится пребывать в Божьем присутствии, нашел для себя несколько фраз — обращений к Богу. Например: «Господи, я Твой и только Твой», «Бог любви, люблю Тебя всем сердцем!», «Господи, сделай меня человеком по сердцу Себе». Или говори любые другие слова, подсказанные любовью к Господу. Главное — оставаться внимательным, чтобы разум не блуждал, не обращался к мирскому, а сосредоточился лишь на одном Господе. Поначалу разум остается с Господом лишь по принуждению воли, но потом сам уже прилепляется к Нему. И тогда молиться становится легче (стр. 147-149).
Брат Лаврентий много говорил о важности разума и воли. Во втором письме, процитированном в книге «Хождение пред Богом», он пишет:
Все мы часто витаем мыслями где-то далеко. Мысли наши крайне переменчивы, однако нам дана воля, и именно в ней наша сила. Воля напоминает разуму о Боге, устремляет разум к Богу — к конечной нашей цели.
Если с самого начала не укротить разум свой, то он обрастет крайне дурными привычками: станет рассеян, безразличен к духовному, непокорен и, помимо нашей воли, будет тянуть нас к земному.
Думаю, лучшее средство от этого — исповедовать грехи свои Богу и смириться перед Ним… Привыкайте удерживать разум свой в присутствии Господнем. Если же отвлечетесь временами и подумаете о другом, не тревожьтесь. Встревоженный разум забывает обращаться к Господу. Зато воля помогает ему вернуться в Божье присутствие. Если вы будете упорны в таком духовном делании, Господь пошлет вам свою благодать (стр. 114-115).
Цитаты об обожении
Примечательно, что в этой книге несколько раз упоминается понятие «обожение». Брат Лаврентий никак не объясняет его, поэтому мы не знаем, насколько он понимал его суть, полную божественного откровения. Так или иначе, это понятие, которое дошло от отцов церкви до наших дней, звучало в его трудах.
Только вера помогает достигать совершенства во Христе, идти по пути обо́жения (стр. 35).
Каждый, кто крещен и верует, уже сделал первый шаг по пути обо́жения, к совершенству, и достигнет оных, если будет всегда взирать на Господа и во всем видеть Его… (стр. 136).
Себялюбие мешает расти, идти по пути обо́жениия (стр. 38).
Общий обзор книги
Содержание книги «Хождение пред Богом», состоящее из восьми частей, можно разделить на три категории, которые описаны ниже.
1. Сведения от издателей книги
В этой категории изложена биография брата Лаврентия в историческом контексте XVII века, а также рассказано о его первых публикациях и его современниках — Жанне Гийон и Франсуа Фенелоне, сочинения которых были запрещены католической церковью. В книге не показано, какое место занимает брат Лаврентий в истории церкви, и не рассказано о линии внутренней жизни, которая получила развитие в следующие столетия. Об этом можно прочитать в нашей статье о брате Лаврентии.
2. Свидетельства Жозефа де Бофора
В свидетельствах о брате Лаврентии, написанных де Бофором, ощущается некоторая идеализация. Кроме того, некоторые описанные им практики, возможно, считались нормальным в XVII веке в монашейской среде, но в том свете, который есть у верующих сегодня, их можно назвать странными. В нашей статье мы не приводим такие цитаты и считаем, что в любом случае нужно быть признательными Жозефу де Бофору за то, что он сохранил наследие брата Лаврентия для будущих поколений.
3. Беседы, письма и записи брата Лаврентия
В духовных переживаниях брата Лаврентия особенно выделяются два аспекта: его пламенная любовь в Господу и его постоянное упражнение для пребывания в Божьем присутствии. В этой статье в основном приведены избранные цитаты, относящиеся ко второму аспекту, аспекту пребывания в Божьем присутствии. Если воспринимать их в свете Божьего домостроительства, то они могут оказать ценную практическую помощь ищущим верующим.