Что такое апокрифы и неканонические книги?

Апокрифы — это древние тексты, претендовавшие на то, чтобы быть частью Библии, но не включённые в библейский канон, который был сформирован в первые века христианской истории. Таким образом, апокрифы — это и есть неканонические книги. Термин «апокриф» происходит от греческого слова ἀπό-κρῠφος (апокрюфос) — «скрытый, сокровенный, тайный».

Две категории апокрифов

Все апокрифы можно разделить на две категории. В первую категорию входят неканонические книги и дополнения, которые были включены в Септуагинту, а также в католические и православные издания Библии. Во вторую категорию входят все остальные апокрифические книги.

Апокрифы в Септуагинте

Септуагинта — это греческий перевод древнееврейского Танаха или Ветхого Завета, составленный в III-I вв. до Р. Х. Танах состоит из 22 книг, и его текст полностью соответствует каноническому тексту Ветхого Завета, состоящему из 39 книг (разница в количестве книг обусловлена только способом разделения текста на книги). Апокрифы были добавлены в текст Септуагинты, но они не признавались иудейскими богословами как часть Священного Писания.

Вот список двенадцати апокрифических книг Септуагинты:

  • Книга Иудифи (Юдифи);
  • Книга Товита;
  • Оды с молитвой Манассии;
  • Книга премудрости Соломона;
  • Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (сокр. Сирах);
  • Псалмы Соломона;
  • Книга пророка Варуха;
  • Послание Иеремии;
  • Первая книга Маккавейская;
  • Вторая книга Маккавейская;
  • Третья книга Маккавейская;
  • Четвёртая книга Маккавейская.

Кроме перечисленных выше книг, Септуагинта содержит несколько апокрифических дополнений — к Книге Эсфирь (1:1; 3:13; 4:17; 5:1-2; 8:12; 10:3), к Псалмам (дополнительные семь стихов, называемые 151-м Псалмом) и Книге пророка Даниила: молитва Азарии и песнь трёх отроков (3:24-90), повесть о Сусанне (глава 13) и история о Виле и Драконе (глава 14). Напомним, что в библейском каноне Книга пророка Даниила состоит из 12 глав.

Апокрифы в католической Библии

Латинская Вульгата, являющаяся официальным изданием Библии в Римской католической церкви, включает следующие семь неканонических книг в составе Ветхого Завета:

  • Книга Товита;
  • Книга Иудифи (Юдифи);
  • Книга премудрости Соломона;
  • Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (сокр. Сирах);
  • Книга пророка Варуха (шестая глава этой книги называется Посланием Иеремии);
  • Первая книга Маккавейская;
  • Вторая книга Маккавейская.

В Вульгату включены также некоторые апокрифические дополнения из Септуагинты — к Книге Эсфирь и Книге пророка Даниила.

В 1546 году на Тридентском соборе католической церкви перечисленные выше апокрифы были признаны богодухновенными, включены в католический канон Библии и стали называться второканоническими💬. Канонические книги в католической традиции называются протоканоническими.

Таким образом, католическая Библия (Вульгата) включает 73 книги: 46 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Напомним, что каноническая Библия состоит из 66 книг, из них 39 книг относятся к Ветхому Завету.

Некоторые издания Вульгаты включают в себя и другие апокрифы, как из Септуагинты, так и из других источников. К католицизме они не относятся к числу второканонических и в тех изданиях Вульгаты, где они присутствуют, они размещены в Приложении: Псалом 151, Третья и Четвёртая книги Ездры💬, а также Послание к лаодикийцам.

Апокрифы в православной Библии

Елизаветинская Библия на церковно-славянском языке, являющаяся официальным изданием Библии в Русской православной церкви, и Синодальный перевод Библии, который используется в православии «для домашнего чтения», кроме упомянутых выше семи апокрифических книг в составе Ветхого Завета, включает ещё четыре:

  • Вторая книга Ездры💬;
  • Послание Иеремии (не входит в состав Книги пророка Варуха, как в Вульгате);
  • Третья книга Маккавейская;
  • Третья книга Ездры💬.

В дополнение к апокрифическим отрывкам, включённым в католическую Библию, православные издания Библии включают также: молитву Манассии в конце Второй книги Паралипоменон и дополнительные семь стихов в Псалтири (так называемый 151-й Псалом).

Таким образом, православная Библия включает 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. В православии одиннадцать апокрифических книг, входящих в состав Ветхого Завета, официально не включены в библейский канон и не считаются богодухновенными, но рассматриваются как «полезные и назидательные», а также «рекомендуемые для чтения». Эти книги в православии называются неканоническими, а к апокрифам православные богословы относят вторую категорию апокрифической литературы.

Итак, выше были перечислены апокрифы из первой категории, имеющей отношение к содержанию Септуагинты, а также к католической и православной традициям. В протестантизме они называются апокрифами, в католицизме — второканоническими книгами, а в православии — неканоническими книгами.

Вторая категория апокрифов

Во вторую категорию апокрифов входят несколько десятков текстов, которые не признаются богодухновенными большей частью христианского сообщества. Среди них самыми известными являются Книга Еноха (есть Первая и Вторая книги Еноха), Книга Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов, Псалмы Соломона, Евангелие Иуды, Евангелие от Варнавы и др.

Эти апокрифы нередко претендуют на истинность среди людей, далёких от Библии. По большей части они относятся к жанру легенд.

Несколько аргументов

К какой бы категории ни относились те или иные апокрифы, есть несколько аргументов, которые оставляют апокрифические тексты за пределами канонической Библии.

Во-первых, ветхозаветные апокрифы отсутствуют в тексте еврейского Танаха. Как было сказано в начале статьи, апокрифы были добавлены в текст Септуагинты (греческого перевода Танаха), но они не признавались частью Священного Писания ни иудейскими богословами, ни отцами церкви.

Во-вторых, есть свидетельство Господа Иисуса и авторов Нового Завета. В Новом Завете очень часто цитируется Ветхий Завет, но вы не найдёте в новозаветном тексте ни одной цитаты (!) из апокрифов. Это доказывает, что апокрифы не были частью Писаний ни для Господа Иисуса, ни для Его апостолов.

В-третьих, есть свидетельство авторитетного иудейского историка Иосифа Флавия, жившего в I веке по Р. Х. Вот его слова: «Мы, иудеи, в отличие от греков, которые имеют множество книг, не согласующихся между собой и противоречащих друг другу, имеем только двадцать две книги, включающие все прошлые произведения, божественность которых точно признана. После столь долгого времени ни один человек не осмеливался ни добавлять, ни удалять, ни переделывать их». Это доказывает, что в I веке еврейский Танах состоял из двадцати двух книг, как и сегодня.

В-четвёртых, есть свидетельство одного из отцов церкви — Кирилла Иерусалимского (315-386 гг. по Р. Х.). Он говорил: «Пожалуйста, прочитайте Святое Писание, двадцать две книги Ветхого Завета, переведённые семьюдесятью двумя». Историкам не удалось выяснить, сколько человек участвовало в переводе Танаха на греческий язык (переводе, который был назван Септуагинтой) — семьдесят или семьдесят два. Но достоверно известно, что в IV веке Ветхий Завет тоже состоял из двадцати двух книг (если делить его на книги, как в Танахе).

Скорее всего апокрифы были добавлены в Ватиканский кодекс в IV веке, и это вызвало протест Восточной церкви, которая в 361 году созвала собор в Лаодикии, чтобы официально осудить использование неканонических книг в церкви. Это пятое доказательство того, что апокрифы не были частью Писаний и во второй половине IV века.

Иероним, который был автором латинской Вульгаты и работал над ней до 420 года, включил в неё два апокрифа, переведённые им с арамейского языка, — Книгу Товит и Книгу Иудифь. Но при этом он сам в своих посланиях характеризовал их как апокрифы. Это шестой аргумент. Судя по всему, другие апокрифы были добавлены в Вульгату теми, кто продолжил работу над латинской Библией после Иеронима.

Только в 1546 году на Тридентском соборе Римская католическая церковь утвердила авторитет апокрифов, объявила об их богодухновенности и включила их в свой библейский канон. В 1646 году более ста пятидесяти протестантских исследователей Библии составили «Вестминстерское вероисповедание», в котором заявили, что апокрифы не обладают божественным авторитетом и не отличаются от любого другого человеческого произведения.

Нам должно быть ясно, что библейский канон, утверждённый отцами церкви в первые века христианской истории, включает 66 богодухновенных книг: 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Какие-либо другие тексты не следует ставить на один уровень с этими каноническими книгами Библии.


Вульгата, латинский перевод Библии
Новозаветный канон
О «чистом слове» и «человеческих трудах»