Новозаветный канон

В нашей статье Последовательность книг Нового Завета было сказано, что «новозаветный канон, то есть совокупность книг Нового Завета, формировался постепенно на протяжении более чем трёх столетий». Это утверждение вызвало ряд дополнительных вопросов: Кем был составлен и утверждён новозаветный канон? В чём заключалась сложность? Почему в Новый Завет вошли именно эти тексты? Почему другие тексты, в которых тоже говорится о Христе, не включены в канон?

Прежде всего необходимо отметить, что 27 книг Нового Завета, которые есть у нас сегодня, были широко известны всем церквям с I века по Р. Х. и их авторитет не вызывал сомнений. Но наряду с ними начали появляться и распространяться другие тексты об Иисусе Христе и христианском учении. Об этом говорит евангелист Лука в самом начале своего Евангелия, написанного приблизительно в 60 г. по Р. Х.:

Поскольку многие взялись составить повествование о полностью совершившихся среди нас событиях, как нам и передали их те, что от начала стали очевидцами и служителями слова, показалось нужным и мне, тщательно исследовав всё с самого начала, по порядку написать о них, превосходнейший Феофил, чтобы ты полностью познал достоверность того, в чём был наставлен.

Евангелие от Луки 1:1-4

По мере распространения церквей в разные части древнего мира в I-III вв. всё более важным становился вопрос о том, какие тексты о евангельских событиях и апостольском учении использовать в церквях. Широкая география церквей — от Британии до Индии, а также языковые и культурные различия делали проблему канона новозаветных Писаний чрезвычайно острой и глобальной. Среди церквей распространялись как рукописи, авторами которых были апостолы, так и рукописи, которые приписывались апостолам, но не были таковыми. Появлялись разные варианты описания евангельских событий, а также некоторые сомнительные тексты. При таком многообразии рукописей и их переводов на разные языки с течением столетий некоторыми христианскими учителями стали высказываться сомнения и в подлинности некоторых апостольских Посланий, например, Послания к евреям, Второго послания Петра и др.

По причине вышесказанного отцами церкви была проведена важная и чрезвычайно сложная работа. Среди множества текстов, претендующих на богодухновенность, с особой тщательностью были отобраны те, которые действительно обладали духовными авторитетом и ценностью. Процесс включения в канон некоторых из этих текстов был непростым и сопровождался широким обсуждением среди руководителей церквей по всему миру вплоть до конца IV века. Например, на Западе очень долго сомневались относительно Послания к евреям, а на Востоке — относительно Откровения. Эти две важнейшие книги Нового Завета были окончательно признаны частью канона только в 397 году на соборе в Карфагене (Северная Африка). Вместе с ними на этом соборе были признаны частью божественного откровения также Послание Иакова, Второе и Третье послания Иоанна, Второе послание Петра и Послание Иуды. Таким образом, с 397 года Новый Завет включает 27 книг, которые мы имеем сегодня. Примерно в тот же период Ветхий и Новый Заветы были объединены в одну книгу.

Следует принимать во внимание, что в те времена не было каких-то централизованных религиозных структур. Решения принимались на соборах с участием представителей поместных церквей по всей земле. То, что новозаветный канон, который мы используем сегодня и называем Новым Заветом, был признан всеми церквями древнего мира, является удивительным фактом в церковной истории.


Полезные материалы по теме можно найти в книге Брюса Мецгера «Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение».

P. S.

Периодически возникает вопрос о том, почему в новозаветный канон не были включены некоторые другие древние или претендующие на древность тексты, информацию о которых можно найти во многих публикациях в Интернете. Обычно эти публикации либо демонстрируют желание их авторов произвести сенсацию, либо предлагают читателям или зрителям заняться исследованием, которое, хотя и может быть интересным в определённых аспектах, в результате не оказывает подлинной духовной помощи.

Содержание Библии настолько богато и глубоко, что в большинстве случаев человеческой жизни не хватает на то, чтобы полностью погрузиться во все богатства и глубины Святых Писаний. Их богодухновенность подтверждается и отцами церкви, и серьёзными исследователями Библии на протяжении всех столетий вплоть до наших дней, и переживаниями бесчисленного множества верующих. Если древние тексты и, в частности, апокрифы не связаны с вашим образованием или профессией, подумайте, стоит ли тратить свою жизнь на то, что не принесёт вам настоящей пользы?


Источник Библии — Бог или человек?
Слово Божье — четыре необходимых качества
Польза Писания
Что такое апокрифы и неканонические книги?