Четыре века в Библии

В Библии есть четыре разных века. В Ин. 1:17 говорится: «Ибо закон был дан через Моисея; благодать и действительность пришли через Иисуса Христа». Здесь мы видим, что закон связан с Моисеем, а благодать — с Иисусом Христом. Здесь подразумеваются два века: век закона и век благодати. Когда был воздвигнут Моисей, это было началом века закона. Когда пришёл Христос, это было началом века благодати.

Адам, Моисей и Христос

В 5-й главе Послания к римлянам упоминаются Адам и Моисей (ст. 14). Грех связан с Адамом, а закон, как мы уже увидели, связан с Моисеем. Таким образом, мы видим три личности: Адама, Моисея и Христа — и три вещи: грех, закон и благодать. Адам связан с грехом, Моисей связан с законом, а Христос связан с благодатью. Это показывает, что от Адама до второго пришествия Христа — три века: век греха, век закона и век благодати.

Многие из вас знакомы с богословским учением о семи устроениях, которые также называются диспенсациями. Это диспенсации невинности, совести, человеческого правления, обещания, закона, благодати и царства. Если мы говорим, что существуют эти семь диспенсаций, то в этом нет ничего ошибочного. Однако согласно повествованию Библии можно сказать, что до наступления тысячелетия есть только три века: век Адама, век Моисея и век Христа. После века благодати наступит век царства. Он будет представлять собой тысячу лет небесного царствования на земле. Таким образом, всего существуют четыре века: век греха, век закона, век благодати и век царства.

Схема четырёх устроений

Грех, закон, благодать и царство

Эти четыре века представляют собой времена. До начала первого из этих веков времени не было — была вечность в прошлом. И после этих четырёх веков времени уже не будет — будет вечность в будущем. В промежутке между этими двумя концами вечности — между вечностью в прошлом и в будущем — есть четыре века, четыре времени. Время Адама было временем греха, время Моисея было временем закона, время Христа — это время благодати, а время тысячелетия будет временем царства. Когда эти четыре времени исполнятся, наступит полнота времён, завершение веков.

Век Адама и век Моисея уже завершились, век благодати приближается к завершению, а век тысячелетия ещё не начался. После завершения четвёртого века наступит диспенсация, которую Павел называет полнотой времён [Эф. 1:10].

Когда Павел был на земле, в то время существовала некая диспенсация, которую он называл домоправлением благодати (3:2). Та или иная диспенсация существовала не только во времена Павла — она существовала и существует в каждом веке: в веке Адама, в веке закона и в веке благодати, и она, разумеется, будет существовать в будущем веке царства. При наступлении полноты веков будет завершающая, окончательная диспенсация.

Текст статьи является отрывком из книги Уитнесса Ли «Жизнеизучение Послания к эфесянам», сообщение 10 (стр. 103-105). Цитируется с соблюдением авторских прав. Заголовки добавлены редактором.

ЧТО ТАКОЕ ДИСПЕНСАЦИЯ?

В самом простом понимании диспенсация — это один из веков. В таком понимании диспенсация указывает на то, как Бог строит отношения с людьми в определённый период времени. Например, во время диспенсации невинности Бог строил отношения с человеком одним образом, а во время диспенсации совести — другим образом. Подобно тому, Бог по-разному строит отношения с людьми в века человеческого правления, обещания, закона, благодати и царства.

Хотя такое понимание диспенсации является правильным, оно недостаточно полное. Само слово «диспенсация» (англ. dispensation) буквально означает «раздаяние», «распределение» (как действие или факт). Под диспенсацией понимается то, что Бог раздаёт Себя в Своих избранных людей. В каждом веке Бог не только определённым образом строит отношения с людьми, но и раздаёт Себя в человека для осуществления Своего домостроительства.