В этой статье рассматриваются три отрывка в синоптических Евангелиях, в которых говорится о двух наибольших заповедях ветхозаветного закона.
В Евангелии от Матфея
В 22-й главе Евангелия от Матфея записан разговор Иисуса с одним из фарисеев, который задал вопрос, чтобы испытать Его. Прочитаем этот отрывок (ст. 35-40):
36 Учитель, какая заповедь самая большая в законе?
37 А Он сказал ему: «Люби Господа, твоего Бога, всем твоим сердцем, и всей твоей душой, и всем твоим разумом».
38 Это самая большая и первая заповедь.
39 А вторая подобна ей: «Люби твоего ближнего, как самого себя».
40 На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки.
Первая заповедь записана во Втор. 6:5: «И люби Иегову, твоего Бога, всем твоим сердцем, и всей твоей душой, и всей твоей силой». Она повторяется в Ветхом Завете более десяти раз, в основном, во Второзаконии, которое можно назвать книгой о любви Бога к Своему народу.
Вторая заповедь записана в Лев. 19:18: «Детям твоего народа не мсти и не держи на них зла, а люби твоего ближнего, как самого себя; Я Иегова». Похожая заповедь о любви к пришельцу записана ещё в двух стихах. В Лев. 19:34 написано: «Пришелец, пришедший жить у вас, пусть будет для вас как коренной житель среди вас, и люби его, как самого себя; ибо вы были пришельцами в Египетской земле; Я Иегова, ваш Бог». И во Втор. 10:19 сказано: «Поэтому любите пришельца, ибо вы были пришельцами в Египетской земле».
Примечательно, что Господь выделил именно эти две заповеди, на которых держится (букв. «висит») весь Закон и Пророки. Он показал два «кристалла» в ветхозаветных Писаниях, без которых исполнение Закона не имеет смысла и написанное пророками лишено действительности. Любовь является духом всех Божьих заповедей и пророческих писаний — любовь не только к Богу, но и к ближнему.
В Евангелии от Марка
История, записанная в Мф. 22:35-40, изложена также в Мк. 12:28-34, но с некоторыми дополнительными подробностями. В этом отрывке отмечается, что религиозные люди спорили с Господом из-за своего мёртвого знания Писаний. Как это ужасно!
29 Иисус ответил: Первая — это: «Слушай, Израиль: Господь, наш Бог, — один Господь;
30 И люби Господа, твоего Бога, от всего твоего сердца, и от всей твоей души, и от всего твоего разума, и от всей твоей силы».
31 Вторая такова: «Люби твоего ближнего, как самого себя». Нет другой заповеди, большей, чем эти.
32 И книжник сказал Ему: Хорошо, Учитель; истинно Ты сказал, что Он один и нет другого кроме Него;
33 И любить Его от всего сердца, от всего рассудка и от всей силы и любить ближнего, как самого себя, — это гораздо больше всех всесожжений и жертв.
34 И Иисус, увидев, что он разумно ответил, сказал ему: Недалеко ты от царства Божьего. — И никто больше не смел спрашивать Его.
Матфей сообщает, что вопрос о самой большой заповеди задал Господу законник, профессиональный юрист, который не только толковал, но и применял закон на практике. Марк назвывает его книжником. «Книжники» — более широкое понятие, которое означает тех, кто изучает и толкует ветхозаветные Писания; это понятие включает в себя законников.
Во Второзаконии несколько раз повторяется заповедь любить Бога всем сердцем и всей душой. Цитируя эту заповедь, Господь Иисус после слов о сердце и душе добавляет фразу «и всем твоим разумом», подчёркивая важность этой части души в нашей любви к Богу. Слова «и всей твоей силой» подразумевают физическую силу и указывают на наше тело. Это означает, что в этой любви должно участвовать всё наше существо.
В Евангелии от Луки
Третий раз о двух наибольших заповедях написано в Лк. 10:25-28:
26 А Он сказал ему: В законе что написано? Как ты читаешь?
27 И он сказал в ответ: «Люби Господа, твоего Бога, от всего твоего сердца, и всей твоей душой, и всей твоей силой, и всем твоим разумом; и твоего ближнего, как самого себя».
28 И Он сказал ему: Ты правильно ответил; исполняй это, и будешь иметь жизнь.
Диалог об этих заповедях, записанный в первых двух Евангелиях, произошёл в конце служения Господа, когда Он в последний раз пришёл в Иерусалим перед распятием. Разговор, записанный в Евангелии от Луки, судя по всему, произошёл в начале служения Господа. И здесь вопрос законнику (очевидно, другому законнику и в другом месте) задаёт Сам Господь: «В законе что написано? Как ты читаешь?»
Этот толкователь закона в своём ответе сказал о тех же двух заповедях. Это показывает, что в то время некоторые книжники видели саму суть, средоточие ветхозаветного закона, которая включала в себя две наибольших заповеди — заповеди любить Господа и заповеди любить ближнего, как самого себя. При этом заповедь о любви к ближнему записана только в 19-й главе Левита. Она включена в перечисление различных заповедей и никак не выделяется среди них, но именно эта «неприметная» заповедь является одной из двух наибольших в законе.
Апостол Павел писал, что «весь закон исполнен в одном слове — в этом: „Люби твоего ближнего, как самого себя“» (Гал. 5:14) и что «если есть какая-нибудь другая заповедь — она заключается в этом слове, а именно: „Люби твоего ближнего, как самого себя“» (Рим. 13:9). Иаков называет эту заповедь царским законом (Иак. 2:8), т. е. принципом, который является царём всех законов, охватывающим и исполняющим все законы.
«А кто мой ближний?»
У разговора, записанного Лукой, есть продолжение. Законник, который правильно ответил на вопрос Господа, «желая оправдать себя, сказал Иисусу: „А кто мой ближний?“» (Лк. 10:29). Судя по всему, это был один из фарисеев, так как те всегда оправдывали себя (
; ). Иисус, подхватив его слова, рассказал одну из самых известных сегодня притч, которая приведена только в Евангелии от Луки, — притчу о добром самарянине.P. S. Об этой замечательной притче мы расскажем в отдельной статье.
Что значит любить Бога всем своим сердцем?
История посвящения: Любить Иисуса лучшей любовью
Заговор, предательство и любовь
Любовь в Тематическом указателе