Две наибольшие заповеди

В этой статье рассматриваются три отрывка в синоптических Евангелиях, в которых говорится о двух наибольших заповедях ветхозаветного закона.

В Евангелии от Матфея

В 22-й главе Евангелия от Матфея записан разговор Иисуса с одним из фарисеев, который задал вопрос, чтобы испытать Его. Прочитаем этот отрывок (ст. 35-40):

35 И один из них, законник, испытывая Его, спросил:
36 Учитель, какая заповедь самая большая в законе?
37 А Он сказал ему: «Люби Господа, твоего Бога, всем твоим сердцем, и всей твоей душой, и всем твоим разумом».
38 Это самая большая и первая заповедь.
39 А вторая подобна ей: «Люби твоего ближнего, как самого себя».
40 На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки.
СТИХИ С ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДЬЮ

Во Второзаконии:

  • 6:5 И люби Иегову, твоего Бога, всем твоим сердцем, и всей твоей душой, и всей твоей силой.
  • 10:12 И теперь, Израиль, чего требует от тебя Иегова, твой Бог, кроме как того, чтобы ты боялся Иеговы, твоего Бога, чтобы ходить всеми Его путями, и любить Его, и служить Иегове, твоему Богу, всем твоим сердцем и всей твоей душой.
  • 11:1 Итак, люби Иегову, твоего Бога, и соблюдай порученное Им, и Его постановления, и Его предписания, и Его заповеди всегда.
  • 11:13 И если вы будете обязательно слушать Мои заповеди, которые Я заповедую вам сегодня, любить Иегову, вашего Бога, и служить Ему всем вашим сердцем и всей вашей душой.
  • 11:22 Ибо если вы будете обязательно соблюдать всю эту заповедь, которую я заповедую вам исполнять, любить Иегову, вашего Бога, ходить всеми Его путями и прилепляться к Нему.
  • 13:3 То не слушай слов того пророка или того сновидца; ибо Иегова, ваш Бог, испытывает вас, чтобы узнать, любите ли вы Иегову, вашего Бога, всем вашим сердцем и всей вашей душой.
  • 19:9 Если ты будешь обязательно исполнять всю эту заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, любить Иегову, твоего Бога, и ходить Его путями всегда, то добавь себе ещё три города помимо этих трёх.
  • 30:6 И обрежет Иегова, твой Бог, твоё сердце и сердце твоего семени, чтобы тебе любить Иегову, твоего Бога, всем твоим сердцем и всей твоей душой, чтобы ты был жив.
  • 30:16 Если ты будешь слушаться заповедей Иеговы, твоего Бога, которые я заповедую тебе сегодня, любить Иегову, твоего Бога, и ходить Его путями, и соблюдать Его заповеди, и Его постановления, и Его предписания, то будешь жив и умножишься и Иегова, твой Бог, благословит тебя на земле, в которую ты входишь, чтобы овладеть ей.

В других книгах Ветхого Завета:

  • Иис. Н. 22:5 Только тщательно старайтесь исполнять заповедь и закон, которые заповедал вам Моисей, слуга Иеговы, — любить Иегову, вашего Бога, и ходить всеми Его путями, и соблюдать Его заповеди, и прилепляться к Нему, и служить Ему всем вашим сердцем и всей вашей душой.
  • Иис. Н. 23:11 Итак, тщательно берегите себя, чтобы любить Иегову, вашего Бога.
  • Пс. 31:23 Любите Иегову, все верные Его; / Иегова оберегает надёжных / И воздаёт с избытком / Поступающему высокомерно.

Первая заповедь записана во Втор. 6:5: «И люби Иегову, твоего Бога, всем твоим сердцем, и всей твоей душой, и всей твоей силой». Она повторяется в Ветхом Завете более десяти раз, в основном, во Второзаконии, которое можно назвать книгой о любви Бога к Своему народу.

Вторая заповедь записана в Лев. 19:18: «Детям твоего народа не мсти и не держи на них зла, а люби твоего ближнего, как самого себя; Я Иегова». Похожая заповедь о любви к пришельцу записана ещё в двух стихах. В Лев. 19:34 написано: «Пришелец, пришедший жить у вас, пусть будет для вас как коренной житель среди вас, и люби его, как самого себя; ибо вы были пришельцами в Египетской земле; Я Иегова, ваш Бог». И во Втор. 10:19 сказано: «Поэтому любите пришельца, ибо вы были пришельцами в Египетской земле».

Примечательно, что Господь выделил именно эти две заповеди, на которых держится (букв. «висит») весь Закон и Пророки. Он показал два «кристалла» в ветхозаветных Писаниях, без которых исполнение Закона не имеет смысла и написанное пророками лишено действительности. Любовь является духом всех Божьих заповедей и пророческих писаний — любовь не только к Богу, но и к ближнему.

В Евангелии от Марка

История, записанная в Мф. 22:35-40, изложена также в Мк. 12:28-34, но с некоторыми дополнительными подробностями. В этом отрывке отмечается, что религиозные люди спорили с Господом из-за своего мёртвого знания Писаний. Как это ужасно!

28 И подошёл один из книжников и услышал, как они спорят; и, поняв, что Он хорошо ответил им, спросил Его: Какая заповедь первая из всех?
29 Иисус ответил: Первая — это: «Слушай, Израиль: Господь, наш Бог, — один Господь;
30 И люби Господа, твоего Бога, от всего твоего сердца, и от всей твоей души, и от всего твоего разума, и от всей твоей силы».
31 Вторая такова: «Люби твоего ближнего, как самого себя». Нет другой заповеди, большей, чем эти.
32 И книжник сказал Ему: Хорошо, Учитель; истинно Ты сказал, что Он один и нет другого кроме Него;
33 И любить Его от всего сердца, от всего рассудка и от всей силы и любить ближнего, как самого себя, — это гораздо больше всех всесожжений и жертв.
34 И Иисус, увидев, что он разумно ответил, сказал ему: Недалеко ты от царства Божьего. — И никто больше не смел спрашивать Его.

Матфей сообщает, что вопрос о самой большой заповеди задал Господу законник, профессиональный юрист, который не только толковал, но и применял закон на практике. Марк назвывает его книжником. «Книжники» — более широкое понятие, которое означает тех, кто изучает и толкует ветхозаветные Писания; это понятие включает в себя законников.

Во Второзаконии несколько раз повторяется заповедь любить Бога всем сердцем и всей душой. Цитируя эту заповедь, Господь Иисус после слов о сердце и душе добавляет фразу «и всем твоим разумом», подчёркивая важность этой части души в нашей любви к Богу. Слова «и всей твоей силой» подразумевают физическую силу и указывают на наше тело. Это означает, что в этой любви должно участвовать всё наше существо.

В Евангелии от Луки

Третий раз о двух наибольших заповедях написано в Лк. 10:25-28:

25 И вот, один законник встал и, испытывая Его, сказал: Учитель, что мне сделать, чтобы унаследовать вечную жизнь?
26 А Он сказал ему: В законе что написано? Как ты читаешь?
27 И он сказал в ответ: «Люби Господа, твоего Бога, от всего твоего сердца, и всей твоей душой, и всей твоей силой, и всем твоим разумом; и твоего ближнего, как самого себя».
28 И Он сказал ему: Ты правильно ответил; исполняй это, и будешь иметь жизнь.

Диалог об этих заповедях, записанный в первых двух Евангелиях, произошёл в конце служения Господа, когда Он в последний раз пришёл в Иерусалим перед распятием. Разговор, записанный в Евангелии от Луки, судя по всему, произошёл в начале служения Господа. И здесь вопрос законнику (очевидно, другому законнику и в другом месте) задаёт Сам Господь: «В законе что написано? Как ты читаешь?»

Этот толкователь закона в своём ответе сказал о тех же двух заповедях. Это показывает, что в то время некоторые книжники видели саму суть, средоточие ветхозаветного закона, которая включала в себя две наибольших заповеди — заповеди любить Господа и заповеди любить ближнего, как самого себя. При этом заповедь о любви к ближнему записана только в 19-й главе Левита. Она включена в перечисление различных заповедей и никак не выделяется среди них, но именно эта «неприметная» заповедь является одной из двух наибольших в законе.

Апостол Павел писал, что «весь закон исполнен в одном слове — в этом: „Люби твоего ближнего, как самого себя“» (Гал. 5:14) и что «если есть какая-нибудь другая заповедь — она заключается в этом слове, а именно: „Люби твоего ближнего, как самого себя“» (Рим. 13:9). Иаков называет эту заповедь царским законом (Иак. 2:8), т. е. принципом, который является царём всех законов, охватывающим и исполняющим все законы.

«А кто мой ближний?»

У разговора, записанного Лукой, есть продолжение. Законник, который правильно ответил на вопрос Господа, «желая оправдать себя, сказал Иисусу: „А кто мой ближний?“» (Лк. 10:29). Судя по всему, это был один из фарисеев, так как те всегда оправдывали себя (16:14-15; 18:9-10). Иисус, подхватив его слова, рассказал одну из самых известных сегодня притч, которая приведена только в Евангелии от Луки, — притчу о добром самарянине.

Читать притчу

P. S. Об этой замечательной притче мы расскажем в отдельной статье.


Что значит любить Бога всем своим сердцем?
История посвящения: Любить Иисуса лучшей любовью
Заговор, предательство и любовь

Любовь в Тематическом указателе