Кого Библия называет святыми?

Согласно религиозным представлениям, которые сегодня широко распространены как среди многих верующих, так и среди неверующих, слово «святые» в христианстве обозначает почитаемых людей, канонизированных после их кончины на основании каких-либо выдающихся достижений, добродетелей и благочестия.

Мы как христиане принимаем в качестве стандарта истины Божье Слово, Библию, поэтому мы не можем согласиться с таким определением слова «святые». Давайте посмотрим, кого называют святыми авторы Нового Завета.

Призванные святые

В первую очередь обратим внимание на то, как апостол Павел обращается к христианам, которым он адресует свои Послания.

В Первом послании к коринфянам он пишет: «Павел, призванный апостол Христа Иисуса волей Божьей, и Сосфен, брат, — церкви Божьей, которая в Коринфе, освящённым в Христе Иисусе, призванным святым…» (1:1-2).

А вот начало его Послания к римлянам: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божьим, призванным святым…» (1:7).

Послание к эфесянам он начинает так: «Павел, волей Божьей апостол Христа Иисуса, — святым, находящимся в Эфесе и верным в Христе Иисусе» (1:1).

Очевидно, что апостол Павел в своих письмах обращался не к тем, кто после своей кончины получил титул «святого», а ко всем верующим в Христа, которые жили в упомянутых городах: Коринфе, Риме и Эфесе

Во Втором послании к фессалоникийцам 1:10 сказано, что Господь Иисус «придёт, чтобы прославиться в Своих святых и чтобы Его с удивлением увидели во всех, кто уверовал…» Отсюда видно, что Его святые ― это все, кто уверовал в Него.

Все верующие в Христа

В Новом Завете верующие в Христа, христиане, много раз называются святыми: Деян. 9:32; 26:10; Рим. 8:27; 16:15; 1 Кор. 14:33; 16:1; 16:15; 2 Кор. 1:1; 8:4; 9:1, 12; 13:13; Эф. 1:15, 18; 3:8, 18; 4:12; 5:3; 6:18; Флп. 1:1; 4:21, 22; Кол. 1:2, 4, 22; 3:12; Флм. 7; Евр. 6:10; 13:24; Отк. 5:8; 8:3, 4; 13:10; 22:21 и др.

Апостол Павел писал, что он служил святым, передавая пожертвования для бедных среди святых в Иерусалиме (Рим. 15:25-26), и он воодушевлял участвовать в нуждах святых (Рим. 12:13).

Здесь совершенно ясно, что он не имел в виду умерших и канонизированных людей.

Итак, святые ― это все верующие в Христа, все, кто призывает Его имя (Деян. 9:13-14). Совершенно нормально обращаться к живущим сегодня верующим, называя их святыми.

Псалом 16:3


Вопрос: если верующие в Христа уже святые, почему Библия говорит о необходимости освящения?

Освящение, о котором говорит Библия, имеет два аспекта: по положению и по предрасположенности.

Божье освящение по положению направлено на то, чтобы отделить нас для Бога внешне. Когда мы уверовали в Христа, мы были освящены верой в Него (Деян. 26:18Б). Наше положение и наше назначение изменились (1 Кор. 6:11), из обыденного и мирского положения мы были перенесены в положение отделённости для Бога. Именно по этой причине апостол Павел называет верующих освящёнными в Христе Иисусе, призванными святыми (1 Кор. 1:2), и именно на этом основании верующие в Христа называются в Новом Завете святыми.

Но освящение — это вопрос не только внешнего положения, но и внутренней предрасположенности. В примечании 2 к Рим. 6:19 говорится следующее:

Освящение включает в себя не только перемену положения, т. е. переход из обыденного, мирского положения в положение отделённости для Бога, как показано в Мф. 23:17, 19 и в 1 Тим. 4:3-5; оно включает в себя и преобразование предрасположенности, т. е. преобразование природной предрасположенности в духовную посредством того, что Христос, будучи животворящим Духом, пропитывает всё наше внутреннее существо Божьей природой святости, как показано в 12:2 и 2 Кор. 3:18.

Освящение по предрасположенности — это внутренний процесс, который длится всю нашу жизнь и требует нашего содействия. Для освящения по предрасположенности нам нужно приходить к Господу и проводить с Ним время в молитве и в Его слове. В Ин. 17:17 Иисус молился Отцу: «Освяти их в истине; Твоё слово — истина». В примечании 1 к этому стиху сказано:

Божье живое слово работает в верующих, отделяя их от всего мирского. Тем самым они освящаются в Божьем слове, которое есть истина, действительность.

Таким образом, согласно Библии святым является человек, который уверовал в Господа Иисуса Христа и посредством Его искупления отделился от мира для Бога (освящение по положению) и который, следуя за Господом и пропитываясь Им посредством Его раздаяния через Слово, меняется в своей внутренней сущности (освящение по предрасположенности). Такой человек отвечает на призыв в 1 Пет. 1:15:

А согласно призвавшему вас Святому и сами будьте святы во всём образе жизни

Тематический указатель: освящение, святость, святые