Согласно религиозным представлениям, которые сегодня широко распространены как среди многих верующих, так и среди неверующих, слово «святые» в христианстве обозначает почитаемых людей, канонизированных после их кончины на основании каких-либо выдающихся достижений, добродетелей и благочестия.
Мы как христиане принимаем в качестве стандарта истины Божье Слово, Библию, поэтому мы не можем согласиться с таким определением слова «святые». Давайте посмотрим, кого называют святыми авторы Нового Завета.
Призванные святые
В первую очередь обратим внимание на то, как апостол Павел обращается к христианам, которым он адресует свои Послания.
В Первом послании к коринфянам он пишет: «Павел, призванный апостол Христа Иисуса волей Божьей, и Сосфен, брат, — церкви Божьей, которая в Коринфе, освящённым в Христе Иисусе, призванным святым…» (1:1-2).
А вот начало его Послания к римлянам: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божьим, призванным святым…» (1:7).
Послание к эфесянам он начинает так: «Павел, волей Божьей апостол Христа Иисуса, — святым, находящимся в Эфесе и верным в Христе Иисусе» (1:1).
Очевидно, что апостол Павел в своих письмах обращался не к тем, кто после своей кончины получил титул «святого», а ко всем верующим в Христа, которые жили в упомянутых городах: Коринфе, Риме и Эфесе
Во Втором послании к фессалоникийцам 1:10 сказано, что Господь Иисус «придёт, чтобы прославиться в Своих святых и чтобы Его с удивлением увидели во всех, кто уверовал…» Отсюда видно, что Его святые ― это все, кто уверовал в Него.
Все верующие в Христа
В Новом Завете верующие в Христа, христиане, много раз называются святыми: Деян. 9:32; 26:10; Рим. 8:27; 16:15; 1 Кор. 14:33; 16:1; 16:15; 2 Кор. 1:1; 8:4; 9:1, 12; 13:13; Эф. 1:15, 18; 3:8, 18; 4:12; 5:3; 6:18; Флп. 1:1; 4:21, 22; Кол. 1:2, 4, 22; 3:12; Флм. 7; Евр. 6:10; 13:24; Отк. 5:8; 8:3, 4; 13:10; 22:21 и др.
Апостол Павел писал, что он служил святым, передавая пожертвования для бедных среди святых в Иерусалиме (Рим. 15:25-26), и он воодушевлял участвовать в нуждах святых (Рим. 12:13).
Здесь совершенно ясно, что он не имел в виду умерших и канонизированных людей.
Итак, святые ― это все верующие в Христа, все, кто призывает Его имя (Деян. 9:13-14). Совершенно нормально обращаться к живущим сегодня верующим, называя их святыми.
Вопрос: если верующие в Христа уже святые, почему Библия говорит о необходимости освящения?
Освящение, о котором говорит Библия, имеет два аспекта: по положению и по предрасположенности.
Божье освящение по положению направлено на то, чтобы отделить нас для Бога внешне. Когда мы уверовали в Христа, мы были освящены верой в Него (Деян. 26:18Б). Наше положение и наше назначение изменились (1 Кор. 6:11), из обыденного и мирского положения мы были перенесены в положение отделённости для Бога. Именно по этой причине апостол Павел называет верующих освящёнными в Христе Иисусе, призванными святыми (1 Кор. 1:2), и именно на этом основании верующие в Христа называются в Новом Завете святыми.
Но освящение — это вопрос не только внешнего положения, но и внутренней предрасположенности. В примечании 2 к Рим. 6:19 говорится следующее:
Освящение по предрасположенности — это внутренний процесс, который длится всю нашу жизнь и требует нашего содействия. Для освящения по предрасположенности нам нужно приходить к Господу и проводить с Ним время в молитве и в Его слове. В Ин. 17:17 Иисус молился Отцу: «Освяти их в истине; Твоё слово — истина». В примечании 1 к этому стиху сказано:
Таким образом, согласно Библии святым является человек, который уверовал в Господа Иисуса Христа и посредством Его искупления отделился от мира для Бога (освящение по положению) и который, следуя за Господом и пропитываясь Им посредством Его раздаяния через Слово, меняется в своей внутренней сущности (освящение по предрасположенности). Такой человек отвечает на призыв в 1 Пет. 1:15: