Что такое почва церкви?

Есть два вопроса, которые, скорее всего, задавал себе и Богу каждый христианин, любящий Господа, стремящийся узнать Божью волю и вникающий в Его слово. Первый вопрос: почему христиане разделены на разные конфессии? Второй вопрос: как верующим практиковать подлинное единство сегодня?

Можно услышать разные ответы на эти вопросы. При ответе на первый вопрос, как правило, приводятся разные причины, которые вызывали разделения среди христиан на протяжении всей истории церкви. При ответе на второй вопрос обычно говорят либо о единстве верующих в пределах какой-либо конфессии, либо о единстве экуменизма — идеи, согласно которой разные христианские деноминации должны найти какие-то способы взаимодействия друг с другом.

Можно отчасти согласиться с историческими причинами разделений при ответе на первый вопрос, но нельзя согласиться с теми вариантами единства, которые зачастую предлагаются при ответе на второй вопрос, потому что это не то единство, о котором говорят Писания. Примечательно то, что при ответе на эти два вопроса большинство христиан не принимают во внимание важную истину, показанную в Новом Завете, — истину о почве церкви, почве единства.

Основание и почва

В начале строительства любого здания нужно позаботиться о двух моментах: основании и почве, на которую кладётся основание. Основание — это фундамент, поддерживающий всё строение, а почва — участок земли, площадка, на которой закладывается фундамент.

Многие верующие, читающие Библию, знают, что основанием церкви является Христос, «ибо другого основания никто не может положить, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). С этим согласны все христиане, и здесь не возникает проблем с пониманием истины. Трудности связаны с почвой. Если вы построите здание на участке земли, который вам не принадлежит или принадлежит не полностью, то вы не сможете использовать это здание. Возможно, оно будет даже снесено, каким бы хорошим оно ни было, поскольку его местоположение является незаконным.

Если вы говорите, что для вас основанием является Иисус Христос, то это соответствует истине. Но если при этом вы пренебрегаете истиной о почве церкви, то вы не сможете практиковать подлинное единство, о котором говорит Библия.

Два аспекта почвы церкви

В Библии можно увидеть два аспекта почвы церкви: первый является вселенским, второй — поместным.

Первым аспектом почвы церкви является уникальное единство Тела Христова, которое в Эф. 4:3 названо единством Духа. Писания со всей определённостью утверждают, что есть один Бог, один Господь, один Дух и одно Тело Христово во вселенной (Эф. 4:4-6).

Принимая Христа в качестве основания церкви, мы также должны принимать тот духовный факт, что каждый, кто уверовал в Христа и был рождён от Бога (Ин. 1:12-13), стал членом уникального Тела Христова (1 Кор. 12:27). Подлинным единством, о котором говорит Библия, является органическое Тело Христово, включающее в себя всех верующих в Христа, а не та или иная организация.

Сказанное выше является чрезвычайно важным, но это ещё не всё. У вас может быть осознание духовного единства со всеми рождёнными от Бога, но как это единство должно быть выражено на практике? Вспомните второй вопрос, заданный в начале статьи: как верующим практиковать подлинное единство сегодня? Для ответа на этот вопрос необходим второй аспект почвы церкви.

Второй аспект связан с тем городом или населённым пунктом, в котором вы живёте. В Новом Завете говорится не только о вселенской церкви, но также о поместных церквях (Деян. 13:1А). И согласно образцу, показанному в Новом Завете, в одном городе может быть только одна церковь. Границами поместной церкви являются границы города, в котором эта церковь находится. Этот аспект почвы церкви мы называем почвой местности.

Новый Завет в этом вопросе очень последователен: в Деян. 8:1 упоминается церковь в Иерусалиме, в Деян. 13:1 — церковь в Антиохии, в Рим. 16:1 — церковь в Кенхреях (Кенхреи — это город в Ахайе, недалеко от Коринфа), в 1 Кор. 1:2 — церковь в Коринфе, в 1 Фес. 1:1 — церковь фессалоникийцев, т. е. жителей города Фессалоника в Македонии.

Согласно Отк. 1:11, апостолу Иоанну было сказано: «То, что видишь, напиши в свиток и пошли его семи церквям: в Эфес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сарды, и в Филадельфию, и в Лаодикию».💬 В этом стихе мы видим семь церквей в семи конкретных городах. Нигде в Новом Завете не говорится о том, что в каком-то городе было больше одной церкви.

Одна церковь в одном городе

Сказанного выше достаточно для того, чтобы кратко объяснить истину о почве церкви, которую можно увидеть в Писаниях. Если говорить совсем просто, делая акцент на поместном аспекте, то всё сводится к тому, что в одном городе может быть только одна церковь, включающая всех возрождённых верующих в этом городе. Если вы увидели эту истину, то блаженны вы, потому что не плоть и кровь открыла вам это, а Отец, который на небесах (ср. Мф. 16:17).

Несмотря на всю простоту этого образца поместной церкви, установленного Самим Богом, многие верующие, к сожалению, не видят его. Некоторые не считают его важным, а некоторые не могут принять его или даже противостоят ему, утверждая, что этот образец остался в прошлом и сегодня неприменим. Так или иначе, факт состоит в следующем: невозможно иметь подлинное единство, показанное в Библии, без откровения о почве церкви и без соответствующей этому откровению практики церковной жизни. Об этом свидетельствует вся история церкви. Надлежащий путь церковной жизни состоит в том, чтобы иметь Христа как основание на надлежащей почве единства.

Мы благодарим и хвалим нашего Бога и Господа Иисуса Христа за то, что Он показал нам почву церкви и привёл нас на эту почву единства. На основании божественного откровения в Слове и на основании истории церковной жизни мы со всей уверенностью свидетельствуем, что есть только одна вселенская церковь, являющаяся Телом Христовым, и что в каждом городе может быть только одна поместная церковь как выражение этого уникального Тела. Эта поместная церковь включает всех Божьих избранных, искупленных и возрождённых людей, живущих в том городе, где она находится.

P. S. В этой короткой статье мы привели лишь некоторые примеры того образца церкви, который был в начале церковной истории. Мы не рассматривали другие стихи в Новом Завете, касающиеся почвы церкви. Мы не упоминали многие отрывки из Ветхого Завета, в которых эта истина показана в прообразах. Мы не объясняли некоторые детали, связанные с почвой церкви, и мы не отвечали на вопросы, которые обычно возникают в связи с этой истиной. Задать интересующий вас вопрос можно здесь.


Почва церкви в Тематическом указателе


Чтобы глубже вникнуть в вопрос о почве церкви, предлагаем прочитать отрывки из некоторых книг:

  • «Почва церкви», брошюра;
  • «Практическое выражение церкви», глава 6 и глава 8;
  • «Небесное видение», глава 2;
  • «Управление церковью и служение слова», глава 14;
  • «Нормальная христианская церковная жизнь», глава 4 и глава 5;
  • «Жизненно важные факторы для восстановления церковной жизни», глава 4;
  • «Краткое изложение Господнего восстановления», глава 8;
  • «Сообщения конференции смешивания 1993 года о Господнем восстановлении и нашей нынешней необходимости», глава 1.