Сегодня мир полон катастроф невиданного размаха: войны, эпидемии, экономическая нестабильность, бессмысленное насилие и социальные волнения. То, о чём мы и подумать не могли, вдруг обрушилось на людей, затронув каждого из нас. Кажется, что из этого нет выхода, – конвейер круглосуточных новостей постоянно приносит нам очередную порцию информации.
Но в Послании к филиппийцам 4:6 Павел увещевает верующих делать то, что кажется невозможным:
Как же тут не беспокоиться? Неужели в наши дни эти слова Павла уже не имеют смысла? Давайте подробно рассмотрим Флп. 4:6-7 с примечаниями в Восстановительном переводе Нового Завета, чтобы увидеть, как сегодня можно освободиться от беспокойства.
Божье Слово никогда не меняется
Слово Божье неизменно вне зависимости от обстоятельств. Поэтому верующим нужно принимать всерьёз всё, о чём говорит Библия, в том числе слова о том, чтобы ни о чём не беспокоиться. Нам необходимо увидеть, почему у Павла была смелость сказать эти слова.
В нашем понимании не беспокоиться просто невозможно. На самом деле, чем больше мы пытаемся освободиться от беспокойства, тем больше мы начинаем беспокоиться и тем более невыполнимыми становятся для нас слова Павла в Флп. 4:6. Однако при изучении Библии нужно понимать один важный принцип – никогда не следует отделять какой-либо библейский стих от контекста и толковать его изолированно от других стихов. Контекст очень важен. Нам нужно взглянуть на то, что сказано до и после слов о том, чтобы ни о чём не беспокоиться.
Выражению «не беспокойтесь ни о чём» в стихе 6 предшествуют слова «Господь близко» в стихе 5. Это самое утешающее утверждение во всей Библии. Хотя здесь имеется в виду возвращение Господа, это также применимо и к Его присутствию с нами сегодня. Господь близок к нам сейчас. На самом деле Он настолько близок к нам, что находится в нас, живя в нашем человеческом духе. Это означает, что мы можем легко соприкасаться с Ним в любой момент, в любых обстоятельствах.
Молитва и прошение с благодарением
Итак, перед увещеванием не беспокоиться мы имеем заверение в том, что Господь близко и готов помочь нам. Теперь давайте посмотрим, что говорится в остальной части стиха 6:
Во всём – в любом деле, в любых обстоятельствах, неважно, насколько тяжёлыми они могут быть, – мы можем молиться и просить с благодарением Господа, который так близок к нам, и делать наши просьбы известными Ему. Примечания в Восстановительном переводе Нового Завета помогают нам понять, как применять этот стих. В примечании к слову «молитва» говорится:
Молитва — это более общее понятие; её сущность — поклонение и общение. Прошение — это более конкретное понятие; его цель — удовлетворение конкретных потребностей.
А примечание к слову «благодарение» обращает внимание на важный момент:
Не «и благодарения», а «с благодарением». И наша молитва, и наше прошение должны сопровождаться благодарением Господа.
Господь близок к нам и готов помочь. Таким образом, посредством молитвы мы можем общаться с Ним и просто рассказывать Ему обо всём, через что мы проходим. Мы также можем просить Его и совершать особые прошения о конкретных нуждах. Однако и наша молитва, и наше прошение должны быть с благодарением. Вне зависимости от того, через что мы проходим, мы можем благодарить Его за то, что Он всегда с нами и что Он слушает наши молитвы.
Передавать наши бремена Господу
Поскольку Господь живёт в нас, нам нет нужды нести наши бремена в одиночку. Вочман Ни, учитель Библии и христианский автор, однажды использовал пример трёх строителей, передающих строительные плиты вверх по лестнице. Первый строитель передаёт плиты с земли тому, кто стоит на лестнице, а тот передаёт их рабочему, который находится на верхнем уровне. Все идёт гладко, пока плиты продолжают двигаться. Но если второй человек перестанет передавать плиты, которые он получает, и будет удерживать их, то растущий вес груза вскоре раздавит его.
Мы часто подобны этому второму человеку. На протяжении всего дня нас одолевают заботы, беспокойства и бремена. Вместо того чтобы удерживать их, перегружая себя давлением беспокойств, мы должны передавать их дальше, «на уровень выше». Как это делать? Об этом говорится в конце стиха 6: «Пусть ваши просьбы делаются известными Богу». Примечание к последнему слову этого стиха очень озаряющее:
Греческий предлог, переданный здесь дательным падежом, часто переводится как предлог «у» (Ин. 1:1; Мк. 9:19; 2 Кор. 5:8; 1 Ин. 1:2). Он обозначает направленность к кому-либо в смысле живого союза и сообщества и подразумевает общение. Следовательно, выражение «делаются известными Богу» означает здесь «делаются известными в общении с Богом».
Это означает, что мы можем приходить к Богу и в общении с Ним делать наши просьбы известными Ему. Мы не обязаны находиться под давящим грузом наших бремён. В любое время мы можем сбросить их с себя, повернувшись к Господу в молитве. Мы можем рассказать Ему о наших заботах, а Он примет наши бремена. Какая чудесная поддержка!
Обещание мира
Следующий стих, стих 7, говорит нам о результате того, что мы молимся и просим с благодарением и делаем наши просьбы известными Богу:
Примечание к слову «мир» в этом стихе помогает нам увидеть, как мы можем переживать этот мир, превосходящий всякое разумение:
Если мы регулярно общаемся с Богом в молитве, то в результате мы наслаждаемся миром Божьим. Мир Божий — это, по сути, Сам Бог как мир (ст. 9), вливаемый в нас посредством нашего общения с Ним в молитве в качестве противовеса невзгодам и противоядия против беспокойства (Ин. 16:33).
Противовес – это фактор, сила или воздействие, которое уравновешивает или нейтрализует противоположный фактор. А противоядие – это препарат, который нейтрализует яд. Наши беды и заботы, безусловно, оказывают на нас влияние, и наши заботы подобны вредоносному яду. Но мир Божий, Сам Бог как наш мир, является противовесом всем нашим бедам и противоядием от нашего беспокойства.
Мы можем переживать мир Божий как такой противовес и противоядие, когда мы общаемся с Богом в молитве. В таком общении происходит нечто чудесное. Мы не просто рассказываем Богу о своих проблемах и изливаем своё бремя забот. Когда мы молимся, Он переливает Себя в нас как мир. Это удивительное обещание, данное нам, и именно так мы можем спасаться от беспокойства.
Мир Божий оберегает наши сердца
Мир Божий является не только противовесом и противоядием. Он действует и как наша охрана. В стихе 7 говорится:
Вот какое объяснение можно найти в примечании к словам «оберегать ваши сердца»:
Или: «стоять на страже ваших сердец». Бог мира несёт охрану наших сердец и мыслей в Христе, не допуская нарушения нашего спокойствия и умиротворённости.
Когда мы в молитве приносим свои заботы и бремена Богу, мы наслаждаемся общением с Ним. Результатом этого общения является то, что в нас переливается мир Божий, успокаивающий все наши тревоги. Его мир охраняет нас, находясь на страже наших сердец и мыслей.
Хотя тревожные обстоятельства, вызывающие беспокойства, могут и не измениться, мы чувствуем себя утешенными и заверенными в том, что Господь рядом и живёт прямо внутри нас. Мы можем делать наши просьбы известными Богу в любое время посредством молитвы и прошения с благодарением. Когда мы делаем это, мир Божий внедряется в нас. Даже посреди испытаний и невзгод Его мир будет хранить наши сердца и мысли в Христе Иисусе и избавит нас от тревог.
Перевод с английского статьи сайта «Библии для Америки». Используется с разрешения.
Как практиковать личную молитву, описанную в Евангелии от Матфея 6:6
Простой способ молиться
Лучшее время для общения с Господом
Почему верующим нужны духовные товарищи
Подключаться к источнику энергии для нашей христианской жизни
Беспокойство и мир (покой) в Тематическом указателе