Что значит быть нищими духом?

Как верующие в Христа все мы хотим быть под Его благословением. В 5-й главе Евангелия от Матфея Иисус сказал: «Блаженны нищие духом». Вы когда-нибудь задумывались, что это значит и как это применимо к вам?

В этой статье мы детально рассмотрим это выражение в Библии. С помощью примечаний Восстановительного перевода Нового Завета мы углубимся в смысл того, что значит быть нищими духом, и увидим, как это применяется к нам сегодня.

Предыстория этого благословения

В Новом Завете каждое Евангелие — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна — представляет жизнь и работу Иисуса на земле с определённой стороны. Евангелие от Матфея — это благовестие царства, раскрывающее, что Иисус Христос — это Спаситель-Царь.

Иисус пришёл на землю не для того, чтобы установить физическое, материальное царство с политическим устройством, а чтобы принести духовное царство, царство небес.

В главах 5–7 Евангелия от Матфея Господь Иисус говорит Своим ученикам обстоятельное слово, которое традиционно называют Нагорной проповедью. Однако при чтении этих глав становится ясно, что сказанное Иисусом было чем-то необычным, чем-то гораздо большим, чем просто проповедь, и это связано с Его царством.

Господь начинает с девяти благословений, известных как Заповеди блаженства. Самая первая из них описана в 3-м стихе 5-й главы:

Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небес.

Чтобы понять, что значит «блаженны нищие духом», мы разделим эту фразу на слова и отдельно рассмотрим каждое.

Блаженны нищие духом

Блаженны…

Прочитаем первую часть примечания 1 к слову «блаженны» в Восстановительном переводе Нового Завета. Здесь приводится определение этого слова и даётся краткий обзор глав 5–7 Евангелия от Матфея:

Греческое слово подразумевает «счастливы». То же в последующих стихах. Слова, сказанные новым Царём, будучи конституцией царства небес, являются откровением о духовной жизни царства небес и о его небесных принципах. Сказанное состоит из семи частей. Первая часть, ст. 3-12, описывает природу тех, кто составляет народ царства небес. Они обладают девятью блаженствами.

Из примечания мы видим, что этот стих связан с царством небес, поэтому, когда мы нищи духом, мы блаженны и счастливы не из-за внешних, материальных благ. Благо, которым мы наслаждаемся, — это нечто духовное.

Блаженны нищие духом

Теперь рассмотрим слово «нищие». Поскольку греческое слово, переведённое как «блаженны», подразумевает «счастливы», быть нищими духом не означает, что мы духовно обеднели или что мы не имеем перед Богом никакой духовной ценности. Если бы это было так, то как бы мы могли чувствовать себя счастливыми? На самом деле быть нищими духом — это нечто положительное и полезное для нашей христианской жизни.

В примечании 2 в Восстановительном переводе говорится:

Быть нищими духом — значит не только быть смиренными, но и быть опустошёнными в своём духе, не держась за старое, за то, что относится к старому устроению, а освободившись от этого “груза”, чтобы принять новое, принять то, что относится к царству небес.

Старое устроение, упомянутое в этом стихе, относится к устроению, или веку, Ветхого Завета. Поскольку первыми последователями Господа были иудеи, Его слово о том, чтобы быть нищими духом, являлось очень важным. Если бы они продолжали держаться за то, что относится к Ветхому Завету, они не были бы способны принять то, что относится к Новому Завету. Ученикам следовало быть нищими духом.

Сегодня мы, верующие, тоже должны быть нищими духом, то есть быть смиренными, опустошёнными и освобождёнными в нашем духе, чтобы принимать от Господа что-то новое.

О каком духе идёт речь

Нам нужно понимать, о каком духе говорится в Евангелии от Матфея 5:3. В этом стихе дух — это наш человеческий дух. Эта глубочайшая часть нашего существа сотворена Богом, чтобы мы могли соприкасаться с Богом, который есть Дух, и принимать Его. У нашего духа есть способность постигать духовное.

Примечание 3 к слову «дух» объясняет это:

Под духом здесь понимается не Дух Божий, а наш человеческий дух — глубочайшая часть нашего существа, орган, при помощи которого мы соприкасаемся с Богом и всё духовное становится действительным для нас. Нам нужно быть нищими, то есть опустошёнными, «разгруженными», в этой части нашего существа, чтобы царство небес стало действительным для нас и мы овладели им. Это подразумевает, что царство небес является духовным, а не материальным.

Чтобы нам получить это благословение, то есть чтобы царство небес — нечто духовное — стало действительным для нас и мы овладели им, нам нужно быть «разгруженными» в нашем духе.

Отрицательный пример

Размышление над отрицательным примером книжников и фарисеев в Евангелиях поможет нам осознать смысл и важность того, чтобы быть нищими духом. Книжники и фарисеи были знатоками в законе Божьем и во всём, что относится к Ветхому Завету, однако они отвергли Спасителя Иисуса Христа. Они противостояли Тому, о ком они читали в Ветхом Завете, Тому, кто в тот самый момент был рядом с ними. Как такое возможно?

Книжники и фарисеи были заняты, наполнены, ветхозаветными понятиями и гордились этим. Они не были нищими духом, поэтому они не могли принять что-то новое; они не могли принять нового Царя и Спасителя с Его царством. Эти религиозные люди не видели, что Божий путь изменился от Ветхого Завета к Новому Завету и что он полностью сосредоточен на удивительной личности Иисуса. Они же, напротив, возненавидели Иисуса и в конце концов распяли Его.

Мы можем многое почерпнуть из этого отрицательного примера. Мы, конечно же, должны знать содержание Библии, но мы не должны гордиться этим знанием или наполняться им настолько, чтобы быть неспособными принимать от Господа что-то новое.

Положительный пример

В противовес книжникам и фарисеям апостол Павел являл собой положительный пример человека, который был нищ духом. В Послании к филиппийцам 3:13-14 Павел свидетельствует:

Братья, я не считаю, что сам я овладел, но одно делаю: забывая то, что позади, и вытягиваясь к тому, что впереди, стремлюсь к цели за наградой, к которой Бог в Христе Иисусе призвал меня вверх.

Примечание 2 к слову «забывая» в стихе 13 поясняет:

Чтобы приобрести Христа в самой полной мере, Павел не только оставил свои переживания, полученные в иудаизме, но также не хотел задерживаться на своих прошлых переживаниях Христа. Он забывал прошлое. Если вместо того чтобы забыть наши прошлые переживания, мы задерживаемся на них, какими бы подлинными они ни были, то это мешает нашему дальнейшему стремлению за Христом.

Павел не хотел, чтобы что-то задерживало его или препятствовало ему больше переживать Христа и наслаждаться Им. Он хотел переживать Христа в наивысшей степени, потому что он получил откровение от Бога в отношении того, насколько Христос богат. В Послании к эфесянам 3:8 Павел сказал:

Мне, менее чем наименьшему из всех святых, была дана эта благодать, чтобы благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово.

Павел увидел, что Христос, которого он любит, неисследимо богат в том, кем Он является и что Он совершил. Он богат любовью, святостью, праведностью, добротой, терпением, долготерпением, верностью и ещё очень многим. Он богат во всём, что Он совершил и чего Он достиг в Своём рождении, совершенном человеческом житии, смерти и воскресении.

Таким образом, хотя Павел очень наслаждался Христом, но на тот момент, когда он писал Послание к филиппийцам, он не был удовлетворён. Он знал, что есть ещё многое в Христе, что можно переживать. Он жил христианской жизнью, постоянно забывая то, что позади, и вытягиваясь к новым переживаниям Христа впереди.

Как это применимо к нам сегодня

Каждый день, данный нам Господом, полон возможностей переживать Христа и наслаждаться Им. Вместо того чтобы держаться за вчерашние переживания или довольствоваться ими, нам нужно приходить к Господу с «разгруженным» духом. Тогда, проводя с Ним время в молитве и в Слове, мы будем по-свежему наслаждаться Им и получать от Него что-то новое.

Однако если мы полны гордости и думаем: «Я и так знаю, о чём говорится в этом стихе», то мы не сможем получить то, что Господь Иисус хочет сказать нам в этот момент. Вместо того чтобы гордиться, мы можем упражнять свой дух, молясь: «Господь Иисус, не позволяй мне считать, что я понимаю смысл этого стиха. Господь, опустоши и разгрузи меня. Сделай меня нищим духом Я не хочу упускать Твоё свежее говорение ко мне».

Ибо их есть царство небес

Господь Иисус сказал, что те, кто нищ духом, блаженны, то есть счастливы, ибо их есть царство небес. Иисус не сказал: «Ибо их будет царство небес», Он сказал: «Ибо их есть царство небес». Это значит, что нам не нужно ждать наслаждения царством небес в будущем, мы можем участвовать в нём уже сегодня.

Когда мы приходим к Господу и Его Слову опустошёнными и разгруженными от всего, что, как нам кажется, мы знаем, царство небес становится действительным для нас и мы овладеваем им каждый день. Поскольку царство небес — это нечто духовное, а не материальное или физическое, неудивительно, что нам необходимо быть нищими духом, чтобы овладевать и наслаждаться им.

Царство небес — это важная и глубокая тема в Новом Завете, особенно в Евангелии от Матфея, и её важность невозможно раскрыть полностью лишь в одной статье. Чтобы лучше разобраться в этом, мы воодушевляем вас прочитать примечание 4 в Евангелии от Матфея 5:3 в Восстановительном переводе Нового Завета. Это основательное примечание раскрывает, что такое царство небес и сопровождается множеством перекрёстных ссылок на эту же тему.

Перевод с английского статьи сайта «Библии для Америки». Используется с разрешения.


Что значит быть чистыми сердцем?
Что такое человеческий дух согласно Библии?
Три части человека – дух, душа и тело
Дух (человеческий), царство небес в Тематическом указателе