Вопрос читателя: Можете объяснить, есть ли разница между словам «жалость» и «милость», и что говорит об этом Библия?
Значения слов
Жалость — это внутреннее чувство, указывающее на сострадание, сочувствие, милосердие. Милость означает доброе, человеколюбивое отношение, благосклонность, проявляемую, главным образом по отношению к тому, кто нуждается в помощи, а также какое-то действие, вызванное таким отношением.
В истории о добром самарянине в 10-й главе Евангелии от Луки написано, что он сжалился над человеком, который попался грабителям (ст. 33), и оказал ему милость (ст. 37). Это означает, что самарянин не только выразил сочувствие попавшему в беду, но и проявил своё доброе отношение, оказав ему практическую помощь.
Жалость
В Восстановительном переводе к слову «сжалился» в Лк. 10:33 есть перекрёстные ссылки: Мф. 9:36; 14:14; 15:32 (Иисус сжалился над толпами и накормил их); 20:34 (Иисус сжалился над слепыми и исцелил их); Мк. 1:41 (Иисус сжалился над прокажённым и очистил его). В Лк. 7:13 написано, что Иисус сжалился над вдовой и воскресил её сына, а в 15:20 сказано, что отец, увидев возвращающегося сына, сжалился и побежал ему навстречу. В Евангелиях это слово применяется, главным образом, к Иисусу и указывает на Его трогательную человеческую добродетель.
Человеческое житие Христа заключалось в том, что Он жил Бога, выражая Божьи качества в человеческих добродетелях. И Своим богочеловеческим житием Он установил образец для нашего христианского жития, в котором Бог должен быть выражен в человечестве. Это показано в новозаветных Посланиях. В Эф. 4:32 содержится такое увещевание:
Примечание к слову «милосердны»: Греческое слово имеет тот же корень, что и слово, переведённое в Мф. 9:36 как «сжалился», и слово, переведённое в Флп. 1:8 как «внутренность». Только наслаждаясь Христом как благодатью и действительностью, можно быть милосердными и потому способными прощать друг друга.
Итак, внутреннее чувство, связанное с жалостью, можно передать словами «милосердие», «сострадание», «сочувствие», «внутренняя приязнь», «внутренность», «нежные чувства».
Милость
Понятие «милость» в Новом Завете применяется прежде всего к Богу, который являет милость (Рим. 9:16). В этом смысле оно упоминается в Лк. 1:50, 54, 58 и 72; Рим. 9:16 и 18; 11:30-31; 15:9; 1 Кор. 7:25; Эф. 2:4; 1 Тим. 1:2, 13 и 16; 2 Тим. 1:2 и 16; Евр. 4:16; 1 Пет. 2:10; 2 Ин. 3 и др.
Прочитаем Рим. 9:15 и примечание к подчёркнутым словам:
Под милостью понимается главным образом действие, совершаемое в ответ на несчастное состояние человека; следовательно, когда Бог являет человеку милость, это нечто внешнее. Под состраданием же понимается главным образом внутреннее чувство, которое выражается в стонах и слезах; следовательно, когда Бог являет человеку сострадание, это нечто внутреннее. Поэтому сострадание глубже милости.
В Эф. 2:4 сказано, что Бог богат милостью и что Он возлюбил нас великой любовью, а в примечании к этому стиху написано следующее:
Любить можно только того, чьё состояние делает его достойным любви, но милость всегда проявляют к тому, кто находится в жалком состоянии. Поэтому милость Бога простирается дальше, чем Его любовь. Бог любит нас, потому что мы избраны Им. Но в результате нашего падения мы оказались в жалком состоянии, мы даже стали мёртвыми в наших проступках и грехах, и поэтому нам нужна Божья милость. Из-за Своей великой любви Бог богат милостью, чтобы спасти нас из этого плачевного состояния и привести нас в состояние, подходящее для Его любви.
Блаженны милостивые
Поскольку Бог желает выразить Себя через человека, Он ожидает, что Его верующие тоже будут проявлять милость. В Рим. 12:8 говорится о тех, кто проявляет милость в радости. В примечании к этому стиху сказано:
Имеются в виду те, кто проявляет милость, сочувствуя и оказывая помощь. Проявление милости — это не природная щедрость, а качество, которое вырабатывается посредством преобразования.
В завершение прочитаем ещё один известный стих — Мф. 5:7: «Блаженны милостивые, ибо им будет явлена милость». Эти слова являются частью конституции царства небес, провозглашённой Господом на горе в начале Его служения и известной среди христиан как «Нагорная проповедь».
В примечаниях к этому стиху в Восстановительном переводе раскрывается ещё один аспект милости, которую верующие проявляют по отношению к другим.
Примечание 1: Быть праведными — значит давать человеку то, чего он заслуживает, а быть милостивыми — значит давать человеку то, чего он не заслуживает. Для царства небес нам нужно быть не только праведными, но и милостивыми.
Примечание 2: Получить милость — значит получить то, чего мы не заслуживаем. Если мы будем милостивы к другим, Господь даст милость нам (2 Тим. 1:16, 18), особенно у Своего судного престола (Иак. 2:12-13).
Внутренность в Флп. 1:8
Доброта и благость в Гал. 5:22
Тематический указатель: благость, внутренность, доброта, жалость, милосердие, милость, сострадание