В предыдущей статье мы говорили о том, что в Восстановительном переводе текст Писаний разделён подзаголовками на смысловые отрывки. Один из подзаголовков в Евангелии от Марка звучит так: «Заговор, предательство и любовь» (14:1-11). Давайте рассмотрим эту часть Нового Завета.
В Мк. 14:1-11 объединены три события: противники Господа составляют заговор, чтобы убить Его, Иуда замышляет предать Его, а Господь наслаждается любовью Своих учеников.
Заговор религиозных вождей
В 14:1 написано, что «через два дня наступала Пасха и праздник Бесквасного хлеба» и что «главные священники и книжники искали способа, как бы им схватить Его хитростью и убить». Они говорили: «Только не в праздник, чтобы не было волнения народа» (ст. 2).
Под праздником здесь имелась в виду ветхозаветная Пасха, во время которой иудеи закалывали ягнёнка. Об этом можно прочитать в примечании 1 к Мф. 26:2:
Пасха (от еврейского «паса́х» — «пройти мимо») была прообразом Христа (1 Кор. 5:7). Христос был сделан Агнцем Божьим, чтобы Бог «прошёл мимо» нас, грешников, как показано в прообразе пасхи в Исх. 12. Для исполнения этого прообраза Христос как пасхальный ягнёнок должен был быть убит в день Пасхи.
В прообразе в течение четырёх дней, предшествовавших дню Пасхи, нужно было исследовать пасхального ягнёнка на предмет его совершенства (Исх. 12:3-6). Перед Своим распятием Христос в последний раз пришёл в Иерусалим за шесть дней до Пасхи (Ин. 12:1), и точно так же в течение нескольких дней Его исследовали иудейские вожди (Мф. 21:23—22:46). В Нём не нашлось никакого порока, и было доказано, что Он совершенен и что Он вправе быть для нас пасхальным ягнёнком. См. прим. 1 к Мк. 12:37.
В результате заговора главных священников и книжников Господь Иисус был убит именно в праздник (Мф. 27:15). Так по Божьему всевластию исполнился прообраз Пасхи.
Предательство Иуды
В Ин. 13:2 сказано, что во время ужина, который упоминается в Мк. 14:1-11, дьявол вложил в сердце Иуды Искариота, одного из двенадцати, предать Иисуса. Он «пошёл к главным священникам, чтобы выдать Его им» (14:10) и «он искал способа, как бы выдать Его при удобном случае» (ст. 11). Такой случай представился ему в Гефсиманском саду, куда он привёл большую толпу с мечами и дубинками (Мф. 26:47; Мк. 14:43) и даже когорту римских воинов (Ин. 18:3).
Иуда любил деньги и, судя по всему, умел считать их. Когда во время ужина женщина разбила алебастровый сосуд, чтобы помазать Господа дорогим нардом, некоторые из учеников вознегодовали и говорили: «К чему была такая трата мира? Ведь это миро можно было продать более чем за триста динариев и дать нищим. — И они были в ярости из-за неё» (Мк. 11:4-5). Согласно Ин. 12:5 стоимость мира назвал именно Иуда. В следующем стихе Иоанн прокомментировал его слова: «Он сказал это не потому, что заботился о нищих, а потому что был вор и, имея при себе денежный ящик [для пожертвований], забирал то, что туда клали».
Вы знаете, насколько большой суммой были триста динариев в то время? В примечании 1 к Ин. 6:7 сказано, что «динарий был основной серебряной монетой у римлян; один динарий считали хорошей платой за день работы (см. Мф. 20:2)». Следовательно, эта женщина пожертвовала для Господа сумму, соответствующую годовому доходу.
Однако, когда Иуда предавал Господа Иисуса, он оценил Его жизнь всего в тридцать серебреников (Мф. 26:15), т. е. тридцать сиклей серебра, что составляет около ста двадцати динариев. В примечании 1 к этому стиху указано, что это цена раба (Исх. 21:32). Пророчество об этих тридцати серебрениках было изречено Иеремией (Мф. 27:9) и записано Захарией (Зах. 11:12-13) более чем за пятьсот лет до предательства Иуды.
Любовь Симона
В то время как религиозные вожди ненавидели Иисуса и составляли заговор против Него, а Иуда искал возможности выдать Его, были те, кто любил Его и тепло заботился о Нём. В Мк. 14:3 сказано, что в последний вечер перед распятием Иисус был в Вифании, и он возлежал за трапезой в доме Симона-прокажённого. Давайте прочитаем примечание 1 к Мф. 26:6:
Прокажённый обозначает грешника (Мф. 8:2 и прим. 1). Симон, прокажённый, был, судя по всему, исцелён Господом. Из благодарности и любви к Господу он приготовил в своём доме трапезу (ст. 7) для Господа и Его учеников, чтобы насладиться Его присутствием. Спасённым грешникам всегда хочется сделать это.
Скорее всего, Симон знал, что Господа скоро убьют. Вероятно, он понимал, что для него это последняя возможность выразить свою любовь к Господу. Поэтому он воспользовался этой возможностью для ещё одной сокровенной встречи с Господом в любви. Он открыл свой дом, приготовил трапезу и пригласил Господа и всех, кто любит Его.
Любовь Марии
В Мк. 14:3 говорится, что «в то время как Он возлежал за трапезой, пришла женщина с алебастровым сосудом мира, очень дорогого чистого нарда, и, разбив алебастровый сосуд, вылила Ему на голову». Это была Мария (Ин. 12:3), сестра Лазаря и Марфы, которые тоже были на этой трапезе (ст. 2). «А ученики, увидев это, вознегодовали и говорили: К чему такая трата?» (Мф. 26:8). Посмотрите примечание к слову «трата» в приведённом стихе. Это одно из самых трогательных примечаний в Восстановительном переводе:
Ученики считали жертву любви, которую Мария принесла Господу, тратой. На протяжении последних двадцати столетий тысячи драгоценных жизней, сокровищ сердца, высоких положений и радужных перспектив были «потрачены» ради Господа Иисуса. Для тех, кто любит Его с такой силой, Он бесконечно прекрасен и достоин их жертвы. То, что они изливают на Него, — не трата, а благоуханное свидетельство Его сладости.
В ответ на негодование учеников Иисус сказал: «Почему вы беспокоите женщину? Она благое дело сделала для Меня. Ибо нищих вы всегда имеете с собой, но Меня не всегда имеете» (Мф. 26:10-11). Эти слова указывают на то, что мы должны любить Господа и использовать каждую возможность, чтобы любить Его (прим. 1 к ст. 11).
Господь добавил: «Ибо, вылив это миро на Моё тело, она сделала это для Моего погребения» (ст. 12). Из этих слов следует, что у Марии была не только любовь к Господу, у неё было откровение о Нём. Она была женщиной, которая слушала Его слово (Лк. 10:39). Прочитайте примечание 1 к Мф. 26:12:
Мария получила откровение о смерти Господа из слов Господа в Мф. 16:21; 17:22-23; 20:18-19 и в ст. 2 этой главы. Поэтому она, пользуясь возможностью, излила на Господа лучшее, что у неё было. Чтобы любить Господа лучшим, что у нас есть, требуется откровение о Нём.
И ещё Господь сказал о Марии: «Истинно говорю вам: где бы ни было проповедано это благовестие во всём мире, там будет рассказано и о том, что сделала эта женщина, в память о ней» (Мф. 26:13). Под благовестием здесь имеется в виду благовестие о Его смерти, погребении и воскресении (прим. 1). В примечании 2 к этому стиху сказано:
История благовестия заключается в том, что Господь возлюбил нас, а история Марии — в том, что она возлюбила Господа. Мы должны проповедовать и то и другое: что Господь любит нас и что мы любим Господа. Первое нужно для нашего спасения, а второе — для нашего посвящения.
Испытание для всех людей
Как пасхальный ягнёнок, Христос был испытанием для всех людей. На протяжении всех столетий до наших дней Он остаётся таким же испытанием. Невозможно занимать нейтральное положение по отношению к Нему. Он испытает всё, чем является каждый человек. Мы должны сделать что-то по отношению к Нему и как-то отреагировать на Него. Наша реакция покажет, как мы относимся к этому пасхальному ягнёнку.
В Мк. 14:1-11 мы видим три категории людей: людей, которые ненавидят, людей, которые предают, и людей, которые любят. К какой категории принадлежите вы? Можете ли вы сказать, что вы уже открыли свой дом и приготовили пир для Господа Иисуса? Можете ли вы сказать, что вы разбили алебастровый сосуд и вылили миро на Его тело? Несомненно, мы любим Иисуса. Однако мы должны научиться любить Его до конца.
В этой статье использованы отрывки из сообщения 68 «Жизнеизучения Евангелия от Матфея».
Два преступника
Если Бог есть, то почему невинные люди страдают?