Скорее всего, вы знакомы с библейской историей о том, как юный Давид победил Голиафа, филистимского воина гигантского роста (1 Цар. 17). Но знаете ли вы, как и когда Давид овладел Иерусалимом, который стал столицей Израиля?
В этой статье мы расскажем вам о некоторых интересных подробностях этого исторического события.
Краткая история
Впервые Иерусалим под названием Салим упоминается в Ветхом Завете в Быт. 14:18. Мелхиседек, царь Салима и священник Бога Всевышнего благословил Авраама, который возвращался после победы над царями, взявшими в плен Лота, племянника Авраама.
Согласно Псалму 76:2, Салим, названный позже Иерусалимом, стал местом Божьей обители. Но прежде, чем стать таким местом, Иерусалим под названием Иевус (Суд. 19:10) в течение столетий принадлежал иевусеям, одному из семи племён, которые жили в земле, текущей молоком и мёдом (Исх. 3:17). Эти племена были более многочисленные и могущественные, чем народ Израиля, который был приведён Богом в эту землю (Втор. 7:1).
Бог повелел Своему народу полностью уничтожить эти племена (Втор. 20:17; Исх. 23:23), но дети Израиля так и не смогли до конца исполнить это повеление. Иевус находился на границе между коленом Иуды на юге и коленом Вениамина на севере (Иис. Н. 15:1 и 8). Во времена Иисуса Навина этот укреплённый город не смогли взять дети Иуды (Иис. Н. 15:63), а во времена судей это не смогли сделать дети Вениамина (Суд. 1:21). Хотя оба эти колена были смелыми и победоносными, их победа была неполной, поскольку они не лишили владения иевусеев.
Только спустя четыреста лет после того, как дети Израиля под руководством Иисуса Навина начали овладевать доброй землёй, и спустя семь с половиной лет после того, как Давид воцарился над коленом Иуды, место Божьей обители было освобождено от занимавших его иевусеев.
Кратко о взятии Иерусалима рассказано в 1 Пар. 11:1-9. Согласно этому отрывку Писаний, Давид после воцарения над всеми коленами Израиля пошёл взять Иерусалим, называемый Иевусом, и здесь записана только одна фраза, сказанная иевусеями Давиду: «Ты не войдёшь сюда». Давид объявил своему войску, что тот, кто первым поразит иевусеев, будет главным и военачальником. Первым пошёл Иоав, сын Саруйи, и он обеспечил победу Давида, который взял это укреплённое место. Таким образом, Иерусалим стал городом Давида и столицей для всех колен Израиля, а Иоав стал военачальником войска Давида.
Каким был Иерусалим в те времена
Иерусалим или Иевус в древние времена представлял собой хорошо укреплённый небольшой город, который располагался на горном хребте — узкой возвышенности, окружённой с трёх сторон глубокими долинами. В Библии это укреплённое место также называется Сионом (2 Цар. 5:7). В верхней, узкой части города, где не было естестевненной преграды в виде долины, располагалась крепость. Долины, окружающие город, и мощная крепостная стена, проходившая по верхней части склонов, делали город практически неприступным.
На картине ниже показано, как мог выглядеть Иерусалим во времена Давида.
Справа от города, на восточной стороне, вы видите долину Кедрон и склон Элеонской горы, а слева от города — долину Терапион. Обе эти долины в нижней, южной части города переходят в долину сына Хиннома, по которой проходила граница между коленом Вениамина и коленом Иуды (см. Иис. Н. 15:8 и прим. 1). В Новом Завете это место соединения долин названо Геенной (см. Мф. 5:228).
В верхней, северной части города можно увидеть дороги, ведущие на плоскую вершину холма, где располагалось гумно Аравны иевусея (см. 2 Цар. 24:16-25). Во времена Авраама это место называлось горой Мориа, на которой Авраам принёс в жертву Исаака (Быт. 22:2 и прим. 2). Впоследствии на этой горе царь Соломон построил храм Божий (2 Пар. 3:1).
Возвышенность и окружавшие её долины не были единственной причиной выбора места для крепости.1:33).
Секретом Иевуса были не только мощные крепостные стены на вершине крутых склонов, но и источник воды, который снабжал весь город. Название этого источника — Гихон — встречается в ветхозаветной истории позже, уже во времена Соломона (3 Цар.Источник Гихон
Источник Гихон находится у подножия восточного склона горы, на которой располагался Иевус. В этом месте иевусеи выкопали глубокий бассейн для хранения воды и окружили его крепостной стеной с оборонительной башней, которая соединялась с основной стеной города.
На картине ниже показано, как предположительно выглядел Иерусалим во времена иевусеев. Картина основана на археологических раскопках, сделанных в этом месте на рубеже XX-XXI веков. Чтобы развернуть картину на весь экран, кликните по ней.
В мирное время жители города, скорее всего, спускались к источнику воды по крепостной стене. На случай осады иевусеи прокопали в склоне горы тоннель, который вёл из города вниз к источнику с бассейном, окружённому крепостной стеной. По этому тоннелю население снабжалось водой, когда город находился в осаде.
Кроме тоннеля, иевусеи прокопали глубокий канал, водопровод, для орошения полей, расположенных в долине Кедрон. Водопровод проходит от источника Гихон по склону долины к нижней, южной части города. Сверху этот водопровод закрыт каменными плитами и засыпан землёй, поэтому снаружи его не видно. Вдоль него располагались отверстия, отводящие воду к полям в долине.
Тоннель в склоне горы, спускающийся из города к источнику Гихон, и подземный водопровод, идущий вдоль долины, были обнаружены археологами в конце XIX века. Раскопки, в ходе которых были найдены и изучены укрепления вокруг источника и бассейн для сбора воды, проводились совсем недавно — в 1995—2010 гг.
Подземный водопровод
Подземный водопровод упоминается во 2 Цар. 5, где история взятия Иерусалима приводится более подробно, чем в 1 Пар. 11. Давайте рассмотрим дополнительные детали, показанные во 2 Цар. 5, чтобы увидеть картину более полно.
Иевусеи не только заявили Давиду: «Ты не войдёшь сюда», как сказано в 1 Пар. 11:5, но и добавили: «тебя отгонят даже слепые и хромые!» (2 Цар. 5:6). Они имели в виду, что их укреплённый город был настолько неприступен, что его могли оборонять даже калеки. Эта реплика выглядела, как насмешка, брошенная ими с крепостной стены в адрес Давида и его людей.
В ответ на это Давид отдал приказ поразить этих хромых и слепых, имея в виду то, что они сами себя так назвали (ст. 8Б). При этом в своём приказе Давид указал на способ, которым может быть взят этот неприступный город: «Всякий, кто будет поражать иевусеев, пусть дойдёт до водопровода» (ст. 8А). Напомним также, что Давид пообещал награду тому, кто первым поразит иевусеев, и первым стал Иоав (1 Пар. 11:6).
Возможно, под покровом ночи воины, которых вёл Иоав, скрытно пробрались к отверстию водопровода и прошли по этому подземному каналу до бассейна с водой, защищённого башней и крепостными стенами. Вероятно, там они поразили охрану, поднялись по тоннелю в город и открыли ворота для основной группы воинов Давида. Все эти подробности являются предположениями, но они становятся очень убедительными, если пройти через этот древний водопровод, который сегодня доступен в Иерусалиме туристам, и подняться по тоннелю в город Давида, увидев этот маршрут своими глазами.
Так или иначе, во 2 Цар. 5:8 Давид в своём приказе о взятии города упоминает водопровод, и этот водопровод является секретом взятия Иевуса. О том, какое отношение эта история имеет к нам, новозаветным верующим, и каким может быть её духовное применение, мы расскажем в следующей статье.
P. S.
Все отрывки Писания на этой странице цитируются по Восстановительному переводу Библии. Читатели других переводов могут обратить внимание на то, что в некоторых переводах вместо слова «водопровод» во 2 Цар. 5:8 используются другие слова.
Например, в Синодальном переводе приказ Давида в этом стихе звучит так: «…всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьём и хромых и слепых…» Вместо водопровода здесь ошибочно говорится о копье, поэтому смысл сказанного Давидом в этом стихе для большинства читателей Синодального перевода остаётся закрытым.
Значение древнееврейского слова, которое во 2 Цар. 5:8 переведено как «водопровод», мы рассмотрим в отдельной статье, где приведём примеры разных переводов.