Христос и религия в Евангелии от Иоанна

Евангелие от Иоанна раскрывает два момента. Что касается положительной стороны, оно раскрывает, что Христос пришёл, чтобы стать нашей жизнью. Сын Божий — это Слово Божье, то есть выражение Бога. Будучи выражением Бога, Он пришёл в плоти, чтобы стать нашей жизнью. Эта центральная мысль прослеживается в каждой главе этого Евангелия.

Что касается отрицательной стороны, эта книга также показывает, что религия, даже иудейская религия, иудаизм, противостоит Христу как жизни. Внимательно читая эту книгу, вы видите, что даже правильная и подлинная религия противостоит Христу как жизни.

Противостояние со стороны религии

В первых десяти главах этого Евангелия наш Господь столкнулся с противостоянием, которое исходило исключительно от иудейской религии. Религия противостояла Ему, отвергала Его, отказывалась признать Его и гнала Его. В итоге, в конце 10-й главы, Он был вынужден покинуть религию. Он оставил храм, святой город и все хорошие составляющие иудейской религии и занял новое положение.

В главах с 1-й по 10-ю мы в каждой главе видим пример того, как религия противостоит Христу.

Путь религии отличается от пути жизни

В 1-й главе мы видим, что религия ожидала прихода великого вождя. Религия ожидала так называемого Мессию, Илию или обещанного пророка. Однако Христос пришёл не как великий вождь, а как маленький Агнец Божий, чтобы совершить искупление, с маленьким голубем, чтобы произвести преобразованные камни для Божьего строения. Поэтому даже в 1-й главе этого Евангелия содержится указание на то, что религия идёт неправильным путём, то есть путём, отличным от пути жизни. Между религией и жизнью существует огромная пропасть.

Религия пытается уничтожить жизнь

Во 2-й главе мы видим, что религия будет пытаться уничтожить, разрушить, жизнь, поскольку религия будет пытаться уничтожить Иисуса. Но Иисус как божественная жизнь воскреснет из этого разрушения. Жизнь способна не только противостоять этому разрушению, но и воскреснуть из разрушения, причинённого смертью.

Религиозные представления препятствуют жизни

В 3-й главе мы видим, что Никодим, человек из высшего сословия, имел религиозное представление о Господе Иисусе; он называл Его «Равви́» и считал Его учителем, посланным от Бога. Все эти представления являются религиозными.

В 4-й главе мы видим, что даже у бедной, порочной, безнравственной и принадлежавшей низшему сословию самарянки были свои религиозные представления. Беседуя с Господом, она в какой-то момент начала говорить о поклонении Богу. Хотя религия самарян не была ортодоксальной, тем не менее это была религия. У самарян были религиозные традиции и религиозное наследие.

Правила и предписания религии противостоят Господу

В 5-й главе мы видим, что религия начала противостоять жизни в полную силу. Это произошло из-за того, что Господь Иисус оживил бессильного человека в субботний день. В глазах иудеев Он нарушил их предписания в отношении субботы. Поэтому они начали противостоять Ему. Фактически они ополчились против Господа. Этот случай показывает, что правила и предписания религии противостоят Господу, который является жизнью для нуждающихся. Господь, который является нашей жизнью, — это одно, а религия со всеми её правилами и предписаниями — это другое. Христос как жизнь несовместим с религией и её предписаниями.

Религиозные представления не соответствуют жизни

В 6-й главе мы также видим что-то относящееся к религии. Люди, увидев, что Иисус накормил толпу пятью хлебами и двумя рыбами, говорили: «Это истинно Пророк, который должен прийти в мир» (6:14). Они собирались насильно взять Его, чтобы сделать своим Царём (6:15). Это было религиозное представление. Господь Иисус удалился от них, потому что Он хотел остаться маленьким хлебом, пригодным людям в пищу.

В 7-й главе мы видим ещё одно религиозное представление. Люди на религиозном празднике обсуждали Иисуса, но Иисус встал и воскликнул, призывая их оставить свою сухую религию и прийти к источнику живой воды.

В 8-й главе мы видим ещё одно проявление религии. Религиозные книжники и фарисеи попытались поймать Господа в ловушку; руководствуясь своими религиозными соображениями, они спросили Его, как им следует поступить с совершившей прелюбодеяние женщиной. Но Господь ответил, руководствуясь жизнью; Он изобличил их безрассудство, с которым они держались своей религии, и заставил их устыдиться и замолчать.

Господь намеренно нарушил мёртвые обряды мёртвой религии

В 9-й главе противостояние религии по отношению к жизни усиливается. В 5-й главе Господь оживил бессильного человека в субботу. В 9-й главе Он вернул зрение слепому. Он намеренно сделал это в субботний день. Почему Господь Иисус не пришёл к слепому до субботы или после неё? Он сделал это намеренно, чтобы нарушить мёртвые обряды мёртвой религии. Это вызвало противостояние религии по отношению к жизни. Господь намеренно нарушил предписание в отношении субботы на глазах у религиозных иудеев.

Глаза слепого прозрели, но глаза фарисеев ослепли из-за их противостояния. Иудеи считали, что Иисус против их религии, поскольку Он нарушил её предписания. Поэтому они очень рассердились на Господа и начали противостоять Ему. Они даже отлучили человека, которого Господь исцелил (9:34). Когда они изгнали слепого из своей синагоги, они отлучили его от своей иудейской религии.

Господь покинул религию и вышел из неё

Тогда Господь воспользовался возможностью сказать им, что иудаизм — это всего лишь овечий загон для временного содержания овец. Теперь, когда пастбище готово, овец нужно выпустить из загона и привести на пастбище. Господь Иисус дал им понять, что, когда они отлучили слепого от их религии, овца была выпущена из загона и приведена в Христа, на живое пастбище. В конце 10-й главы Господь вышел из загона иудейской религии.

В первых десяти главах этого Евангелия мы видим сражение, борьбу, между религией и жизнью. В итоге Господь покинул эту религию и вышел из неё. Где же Он сейчас? Он находится вне религии. Он не имеет с ней ничего общего…

Текст статьи является отрывком из второго тома книги Уитнесса Ли «Жизнеизучение Евангелия от Иоанна», сообщение 23 (стр. 320-323). Цитируется с соблюдением авторских прав. Заголовки добавлены редактором.


Первоочередная нужда человека
Царь пирует с грешниками
Заговор, предательство и любовь
Религия и политика в Тематическом указателе