Комментарии к статье «Библейские долгожители»

Нам задали вопрос в отношении статьи «Библейские долгожители», опубликованной на одном из сайтов атеистической направленности. В статье высказывается известное предположение о том, что написанное в Библии уходит корнями в шумерские мифы, и утверждается, что «возраст библейских персонажей завышен примерно на порядок».

Шумерские мифы

Для подтверждения своей теории автор приводит цитату из так называемого «Ниппурского царского списка». В этой цитате перечисляются древние цари, каждый из которых правил в течение десятков тысяч (!) лет. Затем автор статьи пишет: «После потопа периоды правления царей значительно уменьшились вплоть до 1 года. Всё это соответствует библейским данным».

В статье не приводятся примеры из Библии, согласно которым какие-либо цари правили десятки тысяч лет и согласно которым до потопа были цари, но делается вывод, что «всё это соответствует библейским данным». Если это утверждение и могло кого-то убедить, то точно не тех, кто знаком с Библией, в которой таких данных нет.

Удивительные вычисления

После этого (судя по всему, уже для тех, кто читал первые главы Бытия и удивился приведённым числам) автор упоминает гипотезу о том, что срок жизни и правления царей в Месопотамии измерялся не в годах, а в Акиту (это название одного из месопотамских праздников). «Согласно ещё одной версии» Акиту праздновался не ежегодно, а в новомесячье и, соответственно, в году было двенадцать Акиту. Таким образом, по мысли автора время жизни библейских персонажей нужно делить на 12.

«Пересчитаем, — пишет автор и продолжает, — Получается, что Адам прожил 77 с половиной лет, Сиф — 76, Енос — 75,4, Каинан — 75,8…» и т. д. Из чего в статье делается следующий вывод: «Если это предположение окажется верным, то возраст библейских персонажей был завышен примерно на порядок».

Здесь сделаем небольшое отступление и отметим, что автору статьи нужно отдать должное в умении манипулировать предположениями и грамотно использовать условные предложения типа «если это предположение окажется верным». Да и в целом статья, скорее всего, выглядит довольно аргументированной для читателей, далёких от Библии: цитаты, ссылки и в конце пронумерованный перечень источников, как в научной работе, среди которых даже публикация из журнала «Огонёк».

Тем не менее, статье не хватает некоторого развития. Предположим, что Моисею ничто не помешало продолжать пользоваться «шумерской» системой счисления, и в той же книге Бытия он использует её, упоминая возраст следующих патриархов. Как говорится, «пересчитаем» и выясним, что Авраам и Исаак жили около 15 лет, а Иаков — только 12, успев обзавестись двумя жёнами и двенадцатью сыновьями. «Если это предположение не окажется верным», то «согласно ещё одной версии» Моисей по каким-то причинам начал пользоваться другой системой счисления где-то в 11-й главе Бытия, но при этом упоминал те же единицы измерения — годы.

Библейские данные

«Шумерские» числа никак не соответствуют библейским данным, какие бы вычисления ни применялись. В начале Библии, в пятой главе Бытия, приведено родословие, которое охватывает первые десять поколений человечества — от Адама до Ноя. Согласно этому родословию люди в то время жили действительно в течение столетий. Адам жил 930 лет и видел Ламеха из девятого поколения, который жил 777 лет. Ламех был отцом Ноя, во времена которого весь человеческий род в своём падении стал плотью, и Бог сказал: «Не будет Мой Дух вечно бороться с человеком, потому что он плоть; будут же его дни сто двадцать лет» (Быт. 6:3). Таким образом, решение о сокращении продолжительности человеческой жизни было принято Богом ещё до потопа.

Позже Моисей сказал в Псалме 90:10А: «Дней наших лет — семьдесят лет, или, разве что по причине крепости, восемьдесят лет…» Это указывают на то, что ко временам Моисея продолжительность жизни людей сократилась до 70-80 лет. Во всех своих Писаниях Моисей говорит о годах, которые примерно соответствуют тому, что мы называем годами сегодня (если не учитывать различия в разных календарях и ежегодные смещения, из-за которых имеют место високосные годы). И далее в стихе 12 записана молитва Моисея: «Научи же нас исчислять наши дни, чтобы мы приобрели сердце мудрости». Именно этого мы желаем всем нашим читателям — учиться исчислять свои дни в Боге и иметь мудрость, чтобы жить для Божьего замысла, жить жизнью, полной смысла.