Семь Духов Божьих в библейских комментариях

В Отк. 1:4 упоминаются «семь Духов, которые перед Его престолом», а в 3:1, 4:5 и 5:6 мы видим выражение «семь Духов Божьих» (в Синодальном переводе «семь духов Божьих»). В этой статье цитируются библейские комментарии к перечисленным стихам в следующих двадцати изданиях:

  1. Синопсис книг Библии Дж. Н. Дарби.
  2. Библия с комментариями Скоуфилда.
  3. Новая учебная Библия Томпсона.
  4. Комментарии к Новому Завету Уильяма Баркли.
  5. Лекции Уильяма Келли.
  6. Учебная Библия с комментариями Фонда «Лютеранское наследие» (Лютеранская Библия).
  7. Библия с комментариями издательства «Жизнь с Богом» (Брюссельская Библия).
  8. Новая Женевская учебная Библия.
  9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.
  10. Комментарии Уильяма Макдональда.
  11. Комментарии Даласской теологической семинарии.
  12. Библия с комментариями Джимми Сваггерта.
  13. Толковая Библия Лопухина.
  14. Толкование Мэтью Генри.
  15. Новый библейский комментарий.
  16. Комментарии Давида Стерна.
  17. Современный русский перевод Библии. Учебное издание (РБО).
  18. Библия тематическая с комментариями (Библейская лига).
  19. Библия в современном русском переводе под редакцией Кулакова.
  20. Полноценная жизнь. Библия с комментариями.

В Синопсисе Дарби, Библии с комментариями Скоуфилда и Новой учебной Библии Томпсона комментариев о семи Духах Божьих нет. Из остальных изданий упоминаются только те стихи, к которым есть содержательные комментарии.

Комментарии к Новому Завету Уильяма Баркли

Если не учитывать примечания в Восстановительном переводе Библии, то можно сказать, что у Баркли один из самых подробных комментариев о семи Духах Божьих в библейской справочной литературе на русском языке. «Подробность» в данном случае связана только с объёмом текста, но не с содержанием. Фактически Баркли не объясняет ничего в отношении семи Духов Божьих с точки зрения Божьего домостроительства.

Отк. 1:4: Каждого, кто читает этот отрывок, должен удивить приведенный здесь порядок ипостасей Троицы. Мы говорим: Отец, Сын и Святой Дух. Здесь же речь идет об Отце и Иисусе Христе, Сыне, а вместо Духа Святого — семь духов, находящихся пред престолом. Эти семь духов упоминаются в Откровении не один раз (3,1; 4,5; 5,6). Было дано три объяснения.

1. Иудеи говорили о семи ангелах присутствия, которых они прекрасно называли «первые семь белых» (1 Ен. 90,21). Это были, как мы их называем архангелы и они «возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» (Тов. 12,15). Имена у них не всегда одни и те же, но их часто называют Урил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Гавриил, Саракиил (Садакиил) и Иеримиил (Фануил). Они регулировали различные элементы земли — огонь, воздух и воду и были ангелами-хранителями народов. Это были наиболее знаменитые и близкие слуги Божии. Некоторые комментаторы полгают, что они-то и есть упомянутые семь духов. Но это невозможно; какими бы великими эти ангелы не были, они все же были сотворены.

2. Второе объяснение связано со знаменитым отрывком из Ис. 11,2-3а: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия и страхом Господним исполнится». Этот отрывок послужил основой для великой концепции семи даров Духа.

3. Третье объяснение связывает идею семи духов с фактом существования семи церквей. В Евр. 2,4 читаем о «раздаянии Духа Святого» по Его воле. В греческом выражении, переведенном на русский язык словом раздаяние, стоит слово мерисмос, которое дает каждому человеку долю Святого Духа. Таким образом, в данном случае идея заключалась в том, что эти семь духов символизируют доли Святого Духа, которые Бог дал каждой из семи церквей, и значение ее сводится к тому, что ни одно христианское общество не оставлено без присутствия, силы и освещенности Духа.

Лекции Уильяма Келли

Отк. 1:4: Здесь мы вновь видим описание Святого Духа, которое решительно отличается от того, с которым мы встречаемся в большей части Нового Завета. Можно провести параллель с 11-й главой книги пророка Исаии, где мы находим семикратную силу Святого Духа в период управления в связи с личностью Мессии и его царством: «И почиет на нем Дух Господень»… Поэтому я полагаю, что «семь духов» относятся к Святому Духу, действующему в сферах управления. Семь духов — это полнота силы Святого Духа, как верховной власти, и значение духов зависит от контекста, в котором они употреблены. В 3-ей главе они относятся ко Христу, решающему вопросы собрания, в 5-ой главе они упоминаются в связи с его отношением к земле, но как бы они ни употреблялись, они всегда означают полноту Святого Духа в его управлении и силе, а не его единство в образовании собрания как одного тела.

Учебная Библия с комментариями Фонда «Лютеранское наследие» (Лютеранская Библия)

Отк. 1:4: Ср. Зах. 4:2, 10 и состоящее из семи частей описание Святого Духа в Ис. 11:2: (1) Дух Господень, (2) дух премудрости, (3) разума, (4) совета, (5) крепости, (6) ведения, (7) благочестия.

Отк. 4:5: Возможный перевод — «семикратный Дух». См. комм. к 1:4. Обычное для книги Откровение описание Святого Духа. «Семь» символизирует полноту, завершенность или совершенство… Вероятно, число «семь» также символизирует завет.

В большинстве комментариев объяснение в отношении семи Духов ограничивается тем, что это семистороннее описание Духа Господнего в Ис. 11:2, названное у Баркли «великой концепцией семи даров Духа», а у других комментаторов — «семью служениями Духа», «семью проявлениями Духа», «полнотой действий Святого Духа» и т. п.

Библия с комментариями издательства «Жизнь с Богом» (Брюссельская Библия)

Отк. 1:4: «Семь духов» перед престолом Божиим означают, согласно толкованию св. Андрея Кесарийского, силу Духа Святого, проявляющуюся в Его семи дарах (Ис. 11:2), или полноту бесплотных сил.

Новая Женевская учебная Библия

Отк. 1:4: Святой Дух описывается в терминах семиричной полноты (4,5; Зах. 4,2.6). Источником благодати и мира является Троица: Бог Отец («Который есть»), Сын (1,5) и Дух (ср. 1 Пет. 1,2.2; 2 Кор. 13,14).

Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура

Отк. 1:4: Существуют два возможных значения: 1) ссылка на пророчество Исаии о семи служениях Святого Духа (Ис. 11:2); или 2) более вероятно, ссылка на светильник с семью лампадами у Захарии — также описание действия Святого Духа (см. пояснения к 4:5; 5:6; Зах. 4:1-10). В любом случае «семь» — это число, обозначающее завершённость, т.е. Иоанн подчёркивает полноту действия Святого Духа.

Комментарии Уильяма Макдональда

Отк. 1:4: Благодать и мир исходят также от семи духов, находящихся перед престолом Его. Это относится к Богу Святому Духу в Его полноте, так как семь — число совершенства и полноты. Неудивительно, что в этой заключительной книге Библии число семь встречается пятьдесят четыре раза.

Отк. 4:5: Семь огненных светильников представляют Дух Святой в Его полноте и величии. Дух Божий только один, но число семь здесь символизирует совершенство и полноту.

Отк. 5:6: Агнец имел семь рогов (всемогущество) и семь очей (всеведение). То, что Он обладал семью Духами Божьими, напоминает нам, что Господь Иисус был наделен Духом Святым не мерою (Ин 3:34). Семь Духов Божьих, посланных во всю землю, означают вездесущность.

Комментарии Даласской теологической семинарии

Отк. 1:4: Под семью духами, по-видимому, разумеется Святой Дух (ср. Ис. 11:2-3; Отк. 4:5; 5:6); столь необычно Он означен символически (заметим, что число семь — особенное число в Св. Писании; им выражается Божественная полнота).

Отк. 4:5: О семи горящих светильниках, увиденных Иоанном, сказано, что это семь духов Божьих. Их, однако, надо понимать как олицетворение единого Духа Святого, раздающего семь даров (см. Ис. 11:2-3), а не семь отдельных духов или ангелов (ср. Отк. 1:4: 5:6).

Библия с комментариями Джимми Сваггерта

В этом издании есть краткие примечания ко всем четырём стихам:

Отк. 1:4: Преподносится для нас именно таким образом, чтобы подчеркнуть семикратный аспект Действий Духа Святого (Ис. 11:2).

Отк. 3:1: Дух Святой во всей Своей полноте.

Отк. 4:5: Это полнота и универсальность Духа Святого. Семь — Божье число совершенства.

Отк. 5:6: Дух Святой, будучи Совершенным и универсальным, действует исключительно в рамках Сверешенного Дела Христова…

Толковая Библия Лопухина

Отк. 1:4: Это — не силы или добродетели Божии, не высшие ангелы, — ибо ангелы сами по себе никогда не называются подателями благодати и мира, как существа тварные, хотя бы и высшие. Большинство толкователей под семью духами разумеют Св. Духа. Право на такое толкование дают те аналогии, которые мы находим в других местах св. Писания (Ис. 11:2-3; Зах. 4:6, 10). Единая Ипостась Св. Духа символически изображается седмерицею духов (ни более ни менее) потому, что число семь — как бы печать духа и выражает собою полноту благодатных даров, раздаваемых от Св. Духа (1 Кор. 12:4-11).

Толкования Мэтью Генри

Отк. 4:5: Он видел семь светильников огненных, горевших пред престолом, (ст. 5); это символ многообразных даров, плодов и действий Духа Божьего в церквах Христовых; все они распределяются согласно воле и желанию Того, Кто сидит на престоле.

Отк. 4:6: …семь очей, которые суть семь духов Божиих, то есть имеющий Духа Святого без меры, во всей полноте света, жизни и силы, чтобы быть в состоянии учить всех и управлять всеми.

Новый библейский комментарий

Отк. 1:4: В этом контексте семь духов перед Его престолом должны обозначать Святого Духа; здесь напрашивается параллель с Зах 4:6, 10 (ср.: Откр 5:6) и со Святым Духом как Духом семи церквей, а потому со всей Церковью (ср.: 2:7 и др.).

Отк. 3:1: Воскресший Господь обладает семью духами Божьими; в контексте 1:4 речь может идти о Святом Духе, посланном семи церквам. Дух вдохновляет пророчество и воскрешает из мертвых; этой церкви должно прислушаться к предостережениям и стремиться получить животворящую силу Святого Духа.

Отк. 5:6: В Зах 4:10 именно Бог имеет семь очей, символизирующих всеведение; здесь они отождествляются с семью духами Божиими, посланными на всю землю, что согласуется с учением Иоанна (Ин 16:7−11).

Комментарии Давида Стерна

Речь идёт о комментариях Давида Стерна к Еврейскому Новому Завету. В этом переводе слова «семь Духов» в Отк. 1:4, 3:1, 4:5 и 5:6 переведены как «семисложный Дух».

Отк. 1:4: Семисложного Духа. Хотя я полагаю, что здесь имеется в виду Святой Дух, по причинам, приведённым в следующем абзаце, в пользу буквального перевода, «семь духов» (здесь и в 3:1, 4:5, 5:6), говорят убедительные аргументы. Духами могли быть семь ангелов, служащих Богу перед Его троном (иудаизм говорит о существовании семи архангелов: Михаэль, Гавриэль, Рафаэль, Уриэль, Суриэль, Фануэль и Йехиэль; см. ком. к 8:2). В Евр. 1:14 ангелы названы «служащими духами», что соответствует описанию семи глаз Ягнёнка (5:6), «которые являются семью духами, посланными во всю землю». Письмо Мессианским евреям 1:7 цитирует Псалом 103:4: «…Который делает ангелов Своих ветрами [др.-евр. рухот также можно перевести как «духи»], огнём пылающим — служителей Своих». Перевод «семь духов» сделал бы ст. 4:5 параллельным Псалму 103 (с обратным порядком терминов): «перед троном пылали семь факелов, которые являются семью духами Божьими».

Тем не менее, такое понимание содержит в себе несоответствие, так как подразумевает, что автор, противящийся поклонению ангелам (19:10, 22:8−9), включил в приветствие божественной личности, между Богом и Йешуа ссылку на семь сотворённых существ. Более того, два отрывка из Танаха позволяют провести связь между Святым Духом и числом семь. Это Книга Исайи 11:2, где перечисляются семь характеристик Духа, и Книги Захарии 4:2−10, где некоторые образы Книги Откровения, связанные с числом семь, ассоциируются с Духом.

Отк. 5:6: Семь глаз, которые являются семисложным Духом Божьим (см. ком. к 1:4) посланным во всю землю. Ср. Книгу Захарии 4:10. Трудный стих, значение которого, вероятно, состоит в том, что семь светильников из Зах. 4:2 (см. 1:12 и ком. выше) символизируют «очи Адоная, которые объемлют взором всю землю», не позволяя никому помешать строительству Второго Храма под руководством Зрубавеля (Зоровавеля). Если у Ягнёнка «семь глаз», это значит, что у него, вдобавок к полной власти, есть полное знание.

Современный русский перевод Библии. Учебное издание (РБО)

Отк. 1:4: Так как семь — символическое число полноты, то, возможно, это указание на единого Святого Духа в Его основных семи проявлениях (см. Ис. 11:2) или разносторонних функциях, но так могли быть названы и семь верховных ангелов (архангелов) еврейской традиции.

Библия тематическая с комментариями (Библейская лига)

Отк. 1:4: Или: и от семикратного Духа, находящегося пред престолом Его.

Библия в современном русском переводе под редакцией Кулакова

Отк. 1:4: Или: семикратного Духа; или Духа в полноте проявлений; то же в 3:1; 4:5.

Полноценная жизнь. Библия с комментариями

Отк. 1:4: «Семь духов» могут означать важность и руководство Святого Духа в церквах (ср. 4:5; 5:6; Ис. 11:2-3).

Восстановительный перевод Библии с примечаниями

Примечания Восстановительного перевода Библии в отношении семи Духов Божьих в рассматриваемых стихах разительно отличаются от всех вышеприведённых комментариев. Мы вынесли их в отдельную статью, в которой приведены также примечания к другим стихам по той же теме.

Семь Духов в Восстановительном переводе Библии


Семь Духов Божьих в Тематическом указателе