Люди, желающие узнать что-то о поместных церквях и служении Уитнесса Ли, как правило, обращаются к интернету и обычно находят там критические статьи сомнительного содержания, которые, к сожалению, формируют у читателей искажённые представления. Несложно убедиться в том, что авторы таких статей не проводили каких-либо добросовестных исследований и писали с очевидным намерением публично компрометировать тех верующих, которых они считают еретиками, сектантами и т. п.
Если вас интересует краткое экспертное описание поместных церквей, их вероисповедания и практики не от «заинтересованных сторон», а от авторитетных специалистов в области религиоведения, мы рекомендуем вам статью в словаре «Религиоведение», информация о котором приведена ниже.
Религиоведение / Энциклопедический словарь, Академический проект, Москва, 2006. Издан в рамках федеральной программы «Культура России» под редакцией доктора философских наук А.П. Забияко, кандидата философских наук А.Н. Красникова и доктора философских наук Е.С. Элбакяна.
Статья «Поместная церковь» размещена на стр. 776-777. Её автором является Игорь Яковлевич Кантеров, советский и российский религиовед, один из крупнейших современных специалистов по католицизму, исследователь нетрадиционных религий и культов, доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1998—2007 годах он был заместителем председателя Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, а в 2007—2009 годах занимал такую же должность в Федеральной регистрационной службе. Подробнее об авторе можно прочитать в Википедии и на сайте МГУ.
Мы приводим статью, разделив её на абзацы для удобства чтения.
«ПОМЕСТНАЯ ЦЕРКОВЬ» — новое религиозное течение, члены которого считают свои объединения звеном в процессе восстановления библейского христианства, истин Священного Писания, практики раннехристианской церкви, не разделенной на конфессии и деноминации.
Возникновение и становление «П.ц.» как самостоятельного движения современной религиозной жизни связано с именами Вочмена Ни и Уитнесса Ли. Ни Шуцу (1903-1972), взявший впоследствии псевдоним Ни Тошен и получивший известность в западном мире как Вочмен Ни (англ. watchman — страж), родился в китайском городе Фучжоу в христианской семье. Взгляды Вочмена Ни формировались под влиянием течения, порожденного Реформацией и продолженного квакерами, Моравскими (Чешскими) братьями, методистами, Цинцендорфом, Джоном Нельсоном Дарби и Плимутскими братьями. Главную задачу представители данного течения видели в возвращении к библейским истокам христианского вероучения и организации церковной жизни.
Ли Чаншоу (1905-1997), принявший псевдоним Уитнесс (свидетель), родился в г. Чифу (Китай) в баптистской семье. В течение семи лет находился в общине Плимутских братьев. После встречи с Вочменом Ни он становится его ближайшим сподвижником (соработником). В 1949 покидает материковый Китай и переезжает на Тайвань, где основывает поместные церкви. В 1962 переехал в США, выступал с проповедями в Юж. Америке, Австралии, Новой Зеландии, европейских странах. Большинство его выступлений были изданы в виде книг и содержат в основном популярные толкования «практических сторон» христианской догматики, адресованные гл. обр. мирской аудитории.
Источником вероучения и практики «П.ц.» провозглашается Библия, понимаемая без искажений, порожденных разделением христианства на деноминации. В 1985 издательство «Живой поток» публикует «Восстановительный перевод Нового Завета», изданный в 1999 на рус. языке. «Восстановительный перевод» снабжен подстрочными примечаниями Уитнесса Ли, в которых дается толкование текстов Нового Завета и христианского вероучения.
В понимании Бога основной акцент делается на домостроительстве, в котором раскрывается высшая суть всемогущего, всеобъемлющего, вездесущего Бога — наполнение собой каждого человека. Завершение Божьего домостроительства по сотворению, искуплению и преобразованию состоит в универсальном слиянии Бога с человеком. К этому времени люди будут возрождены и преобразованы в своей природе и сообразованы с Богом по виду его. В то же время слияние человека с Богом не образует третьей природы. Бог остается полностью Богом, человек остается полностью человеком.
В теологии «П.ц.» различаются ветхозаветное и новозаветное явления Бога человеку и взаимоотношения Бога с человеком. В «…Ветхом Завете Бог не двигался в человеке. Он двигался только с людьми и среди людей. Лишь с наступлением Нового Завета Бог начал двигаться по земле в человеке». Выделяются пять шагов и пять итогов новозаветного движения Бога в человеке. [См. объяснение после словарной статьи]
Грехопадение трактуется как утрата способности человека исполнять свое предназначение в Божьем домостроительстве — соприкасаться с Богом, содержать Бога внутренне и выражать его внешне. Все трехчастное существо человека — дух, душа и тело — было осквернено и повреждено. Дух стал мертвым, душа человека, сама его личность, превратилась в эгоцентрическое «я», тело превратилось в плоть, полную страстей и вожделений.
Спасение, в понимании «П.ц.», дается человеку по благодати, а не по делам, через веру в Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Спасенными признаются все искупленные кровью Иисуса Христа и возрожденные Святым Духом, независимо от принадлежности к тем или иным христианским церквям.
В учении о природе церкви теология «П.ц.» исходит из положения, согласно которому церковь является осязаемым выражением Тела Христова и в соответствии с новозаветной практикой в каждом населенном пункте должна быть одна церковь. Названия, даваемое церквям в Писании, — это всегда названия городов, т. е. местных центров общественной жизни. Т. обр. поместная форма объединения верующих считается наиболее точным следованием библейскому предписанию относительно организационного строения образований последователей учения Христа.
Возникновение церквей, деноминаций, сект и религиозных групп трактуется как следствие разрушительных деяний Сатаны. Тело Христово (церковь) оказалось разделенным, а ее члены (христиане) лишились единства и растеклись по многочисленным течениям и толкам. Восстановление целостности Тела Христова мыслится как преодоление организационной и вероучительной раздробленности христиан, возвращение церкви к ее подлинному состоянию. В церкви, объединяющей всех христиан данной местности, не будет почвы для раздоров и появления группировок.
В «П.ц.» отсутствует деление верующих на мирян и духовенство. Руководство каждой «П.ц.» осуществляется группой старейшин, не имеющих сана и не наделенных какими-то правами или полномочиями, отличающими их от других верующих. «П.ц.» не управляются извне каким-либо органом или одним лицом. Вочмен Ни и Уитнесс Ли почитаются как учителя и проповедники, обладавшие большим духовным опытом и представляющие библейскую истину в наиболее полном виде.
Соблюдаются обряд водного крещения с полным погружением и воскресное хлебопреломление. Исповедь и иные обряды имеют только духовное содержание и совершаются без установленных внешних форм. На собраниях читается и изучается Библия, исполняются духовные песни. В «П.ц.» нет специально обученных или назначенных проповедников, акцент делается на личное участие в собраниях каждого члена церкви.
Первые группы последователей «П.ц.» в России возникают в 1991. В странах СНГ действуют 150 общин «П.ц.», в т. ч. 70 в России, численность последователей «П.ц.» в России — 2 тыс.
Не все тезисы в этой статье можно назвать абсолютно точными или достаточными, но в целом мы оцениваем её как вполне объективное экспертное описание, составленное в краткой форме на основе добросовестных исследований и опубликованное в авторитетном академическом издании.
В статье упоминаются «пять шагов и пять итогов новозаветного движения Бога в человеке», но не приведено объяснение этих шагов и итогов. Уитнесс Ли говорит о них в первой главе книги «Движение Бога в человеке» (см. цитату ниже).
Почему этот перевод называется «Восстановительным»?
Одобрен ли Восстановительный перевод Православной церковью?
Христианский исследовательский институт (США)
«Почему именно Поместная Церковь?»
К какой конфессии вы относитесь?