О верующих и огненном озере

В Мф. 5:21-22 Господь Иисус сказал: «Вы слышали, что древним было сказано: «Не убивай; а кто убьёт, будет подлежать суду». А Я говорю вам, что всякий, кто гневается на своего брата, будет подлежать суду. А кто скажет своему брату: «Рака́», — будет подлежать суду синедриона; а кто скажет: «Морэ́», — будет подлежать Геенне огненной».

В Восстановительном переводе Нового Завета в примечании 3 к стиху 22 отмечается, что слово «брат» доказывает, что эти слова Царя обращены к верующим, а в примечании 8 объясняется значение слова «Геенна»:

Слово «Геенна», т. е. «долина Енны», соответствует еврейскому «Ге-Хинно́м», т. е. «долина Хиннома». Другое её название — Тофет (4 Цар. 23:10; Ис. 30:33; Иер. 19:13). Это глубокая долина вблизи Иерусалима, которая служила городской свалкой, куда выбрасывались для сожжения всякие нечистоты и тела преступников. Поскольку в ней непрерывно горел огонь, она стала символизировать место вечного наказания, огненное озеро (Отк. 20:15). Это слово употребляется также в ст. 29-30; 10:28; 18:9; 23:15, 33; Мк. 9:43, 45, 47; Лк. 12:5 и Иак. 3:6.

В связи с этим один из читателей задал следующий вопрос: «Означают ли слова Господа в приведённых выше стихах, что верующие в Христа будут судимы посредством огненного озера?»

Суд огненного озера

Рассмотрим несколько стихов об огненном озере. В Отк. 2:11 Господь сказал: «Тот, кто побеждает, ни в коем случае не пострадает от второй смерти» (см. примечание 2 о выражении «вторая смерть»). Обратите внимание на то, что здесь Господь говорит не обо всех верующих, а только о тех, кто побеждает.

В этих словах подразумевается, что побеждённые христиане пострадают от второй смерти. Что такое «вторая смерть»? В Отк. 20:14 сказано: «И смерть и ад были брошены в огненное озеро. Это — вторая смерть, огненное озеро». То, что побеждённый верующий пострадает от второй смерти, означает, что каким-то образом огненное озеро затронет его.

В 1 Кор. 3:15 имеется в виду то же самое: «Если чьё-нибудь дело сгорит, то он потерпит утрату; сам же он будет спасён, но так, как сквозь огонь». Очевидно, что это огонь огненного озера, т. е. огонь Господнего суда. Побеждённым христианам придётся столкнуться с ним, но он не будет их вечной судьбой. В примечании к словам «сквозь огонь» сказано следующее:

Хотя те верующие, христианские дела которых не будут одобрены Господом при Его возвращении, спасутся, они спасутся так, как сквозь огонь. Выражение «сквозь огонь», разумеется, указывает на наказание. Речь ни в коем случае не идёт о чистилище, как утверждает еретическое учение, проповедуемое католичеством, которое суеверно искажает этот стих. Тем не менее эти слова должны стать для нас сегодня серьёзным предостережением в отношении наших христианских дел».

Три вида суда

Теперь давайте вернёмся к Мф. 5:22 и прочитаем примечание 4 в Восстановительном переводе:

В этом стихе представлены три вида суда. Первый — суд у ворот города, т. е. местный суд. Второй — суд, производимый синедрионом, т. е. суд более высокого уровня. Третий — суд, производимый Богом посредством Геенны огненной, т. е. высший суд. Новый Царь говорит здесь об этих трёх видах суда, используя образы из иудейского быта, поскольку вся Его аудитория состояла из иудеев. Однако применительно к людям царства, верующим Нового Завета, под всеми этими судами понимается суд Господа у судного престола Христа, показанный во 2 Кор. 5:10; Рим. 14:10, 12; 1 Кор. 4:4-5; 3:13-15; Мф. 16:27; Отк. 22:12 и Евр. 10:27, 30.

Это ясно показывает, что новозаветные верующие, хотя они прощены Богом навсегда, всё равно подлежат суду Господа — суду не для гибели, а для воспитательного наказания, — если они грешат против нового закона царства, который даётся здесь. Однако когда мы грешим против нового закона царства, мы получаем прощение и очищаемся кровью Господа Иисуса, если каемся и исповедуем свои грехи (1 Ин. 1:7, 9).