Почему в примечании к Мф. 1:3 осуждается Фамарь?

Из письма читателя: Исследую Новый Завет с комментариями. Не могу понять, почему на стр. 7 осуждается Фамарь. Написано: «Какая порочность!» Бог не считает так, а почему комментатор осуждает Фамарь? …Фамарь не имела кровного родства с Иудой. Значит, кровосмешения не было. Отношения Фамари с Иудой не были безнравственными… Фамарь не была похотливой женщиной. Она хотела иметь наследника, первенца, хотела продлить род мужа.


В письме читателя упоминается примечание 2 к Евангелию от Матфея 1:3 в Восстановительном переводе Нового Завета. Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте подробнее рассмотрим историю Фамари.

История Фамари

Фамарь была женой Ира, первого сына Иуды. Как следует из Быт. 38, после смерти Ира, который был порочным (ст. 7), Иуда велел своему второму сыну Онану взять в жёны Фамарь и исполнить по отношению к ней долг деверя (ст. 8). Очевидно, в то время это было установлением, которое позже было включено во Второзаконие. Во Втор. 25:5-6 сказано: «Если братья будут жить вместе, и один из них умрёт, и у него не будет сына, то пусть жена умершего не выходит замуж за чужого, вне семьи; пусть её деверь войдёт к ней и возьмёт её себе в жёны и пусть он исполнит долг деверя по отношению к ней. И первородный, которого она родит, пусть примет имя его умершего брата, чтобы его имя не было стёрто из Израиля».

Уточним, кто такая невестка. Невестка — это женщина по отношению к семье своего мужа: его родителям, братьям, сёстрам и др. Фамарь была невесткой Иуды (Быт. 38:11), отца её первого мужа, Ира; она также была невесткой Онана (второго сына Иуды) и невесткой Шелы (третьего сына Иуды). Иуда приходился ей свёкром (ст. 13), а Онан и Шела — деверями (ст. 8).

Как известно, хотя Онан взял в жёны Фамарь, он не исполнил по отношению к ней долг деверя, и Бог умертвил его. Иуда, опасаясь за жизнь своего третьего сына Шелы, не стал соединять его с Фамарью. Фамарь, видя что Шела вырос и она не отдана ему в жёны, встретила Иуду под видом блудницы с закрытым лицом и зачала от него. Когда Иуде стало известно о беременности его невестки, он подумал, что она совершила блуд, и велел сжечь её. Но, узнав, что она забеременела от него, сказал: «Она праведнее меня, потому что я не отдал её моему сыну Шеле». И он уже больше не познавал её. Фамарь родила от Иуды двух близнецов — Фареса и Зару, и это упоминается в Мф. 1:3.

Нравственная сторона вопроса

Давайте посмотрим на ситуацию Иуды и Фамари с точки зрения Писаний, которые раскрывают личность, характер и качества Бога. Блудом являются безнравственные интимные отношения мужчины и женщины вне брака. Во-первых, Иуда и Фамарь не состояли в браке, который является условием для исполнения долга деверя (см. Втор. 25:5). Во-вторых, у Иуды не было возможности исполнить долг деверя, поскольку он был не деверем, а свёкром. Предписание во Втор. 25:5-6 в его случае неприменимо. Всё, что он мог сделать, это соединить в браке Фамарь и Шелу, своего третьего сына. Но он не сделал этого. Кроме того, он намеренно вошёл к женщине, которую счёл за блудницу. Если это не что-то безнравственное, то что тогда называется безнравственным?

Теперь посмотрим на Фамарь. Как вы думаете, она знала, что Иуда не может быть её мужем, по крайней мере, пока жив его сын Шела? Ответ очевиден. Знала ли она, что свёкор не может вступить в интимную связь со своей невесткой? В Лев. 18:15 совершенно ясно сказано: «Наготу твоей невестки не открывай; она жена твоего сына; не открывай её наготу». В этом стихе речь идёт о запрете свёкру вступать в интимные отношения с женой сына. В Лев. 20:12 написано: «Если будет человек, который ляжет со своей невесткой, пусть оба они обязательно будут преданы смерти. Они произвели смешение; их кровь пусть будет на них».

Вместо того, чтобы полагаться на Божье всевластие, Фамарь с помощью уловки вступила с Иудой во внебрачную связь, которая по закону наказывается смертью и мужчины, и женщины. И она усложнила обстоятельства, обманув Иуду. Представьте себе ситуацию, когда женщина хочет выйти замуж за мужчину, но, видя, что ничего не получается из-за его отца, соблазняет самого отца… Разве это не что-то безнравственное?

Обратите внимание на слово «смешение» в Лев. 20:12. В современном праве интимная связь между свёкром и невесткой не считается нарушением закона (особенно, учитывая то, что свёкор является вдовцом, а невестка — вдовой), но, судя по приведённому стиху, Бог смотрит на всё иначе. Между Иудой и Фамарью не было и не могло быть левиратного брака, поскольку Иуда не был деверем Фамари. По последним словам в Быт. 38:26 можно понять, что у них не было никакого брака, и Фамарь в Писаниях не называется женой Иуды. Иуда, осознав свою неправоту, сказал, что она праведнее его (ст. 26), но это не означает, что она не нарушила моральные нормы. В любом случае вся эта ситуация была порочной. Именно к этой ситуации в примечании 2 к Мф. 1:3 относится восклицание: «Какая порочность!» (строго говоря, это восклицание следует после рассказа о том, что сделал Иуда).

Фамарь родила от Иуды двоих сыновей, первый из которых, Фарес, стал наследником Иуды (возможно, у Шелы так и не было потомства). В глазах Бога дети не отвечают за грехи своих родителей (Втор. 24:16) и, скорее всего, Фарес вырос благочестивым человеком (см. Руф. 4:12). Так или иначе, то, что Фарес опередил Зару во время родов и стал первым, означает, что он был выбран Богом, а не человеком.

Взгляд с другой стороны

На историю Фамари можно посмотреть с другой стороны. Хотя Фамарь в определённой степени можно считать ответственной за произошедшее, она была праведна в своём стремлении к обладанию правом первородства. У нас, современных людей, иное происхождение и мы плохо понимаем, что такое право первородства и что оно значило для людей в те дни. Но Фамарь понимала, что была женой первого сына Иуды, вождя ведущего колена Израиля, и не хотела упускать благословение. Она хотела произвести наследника.

По сути, Иуда обманул Фамарь (Быт. 38:11-14), но она не отступила и, в свою очередь, обманула его. Она использовала неподобающие средства, чтобы приобрести право первородства. Но независимо от того, были ли эти средства неподобающими или нет, Фамарь сделала всё возможное, чтобы получить право первородства, которое она ценила. Если применить это к новозаветным верующим, то с сожалением можно сказать, что многие христиане не ценят своё право первородства, которое они получили в Христе в результате возрождения. Многие относятся к своему праву первородства небрежно и не сражаются за него. Но Фамарь в этом отношении была отчаянным человеком.

Ситуация Фамари, описанная в Быт. 38, была за границами того, что можно назвать достойным, но её имя записано в родословии Христа, потому что она была в числе тех людей, которые ценили первородство и в результате стали предками Христа. Да, Бог осуждает в нас всякий грех, но, с другой стороны, Он ценит, когда мы дорожим тем, что дорого в Его глазах. Он так милостив к нам, грешникам, и Он включил в родословие Христа имена грешников, чтобы у нас была надежда.

И в Быт. 38, и в нашей личной истории есть две стороны, две линии, которые прослеживаются в примечаниях к родословию Христа в Евангелии от Матфея: линия человеческих проступков и линия Божьей милости. Поэтому в примечаниях Восстановительного перевода есть не только восклицание «Какая порочность!» (Мф. 1:3, прим. 2), но и восклицание «Какая милость!» (Мк. 2:14, прим. 2).

Предлагаем вам прочитать в Восстановительном переводе три примечания о женщинах в родословии Христа: