Мк. 2:26 — Авиафар или Ахимелех? Ответ на вопрос

В предыдущей статье мы рассмотрели различные предположения, связанные с кажущимся противоречием между написанным в Мк. 2:25-26 и 1 Цар. 21:1-6. В этой статье мы отвечаем на один из самых непростых вопросов, являющийся предметом дискуссий на протяжении столетий.

Повторим вопрос, который задают критики библейского текста: Почему в Мк. 2:26 Иисус говорит об Авиафаре, если в 1 Цар. 21:1 идёт речь об Ахимелехе?

Поскольку Авиафар и Ахимелех являются священниками, начнём объяснение с первого священника, назначенного Богом в веке закона, — Аарона. У Аарона было четыре сына: Надав, Авиуд, Элеазар и Ифамар (Исх. 6:23). Все они были призваны Богом, чтобы служить священниками (28:1). Первые два сына, Надав и Авиуд, умерли перед Иеговой, когда принесли чуждый огонь (Лев. 10:1-2). После этого священниками служили Элеазар и Ифамар (Числ. 3:4; 1 Пар. 24:2), от которых происходят две линии священников.

Ахимелех и Авиафар в Первой книге царств

Священник Ахимелех, к которому, согласно 1 Цар. 21:1, пришёл Давид, упоминается также в 22:20: «Но спасся один сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и он убежал вслед за Давидом». В этом стихе мы видим небольшой фрагмент родословия: Ахитув → Ахимелех → Авиафар. Родословие в Эздр. 7:1-5 и 1 Пар. 6:4-8 показывает два важных исторических факта: во-первых, Ахитув, отец Ахимелеха, был потомком Элеазара; во-вторых, родным братом Ахимелеха был Садок. Итак, сыновьями Ахитува были Садок (очевидно, старший) и Ахимелех.

Ахимелех и Авиафар во Второй книге царств

Во 2 Цар. 8:17 написано: «И Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, были священниками, а Серайя был писцом». Согласно стиху 15, они были священниками, когда Давид царствовал над всем Израилем. На основании 2 Цар. 8:17 можно сделать два простых вывода: во-первых, Ахимелех в этом стихе — это не тот Ахимелех, о котором говорится в 1 Цар. 21—22 и который был убит Саулом; во-вторых, Ахимелех здесь назван сыном Авиафара, и это означает, что это не тот Авиафар, о котором говорится в 1 Цар. 22:20.

Ещё один важный стих — 1 Пар. 24:3 — открывает дверь для ответа на рассматриваемый вопрос: «И Давид вместе с Садоком из сыновей Элеазара и Ахимелехом из сыновей Ифамара разделил их по их должностям в их служении». Отсюда видно, что Ахимелех, о котором говорится во 2 Цар. 8:17, является потомком Ифамара.

Два Ахимелеха и два Авиафара

Изложенное выше со всей очевидностью показывает, что во времена Давида было два Ахимелеха и два Авиафара: одни были потомками Элеазара, другие — потомками Ифамара. Вот схема, на которой показано их происхождение:

Схема родословия

ОБ ОДИНАКОВЫХ ИМЕНАХ

Читателей, знающих Ветхий Завет, не должно удивлять наличие одинаковых имён в разных линиях родословий. Например, имя Финеес встречается и в линии Элеазара (Числ. 25:7; Эздр. 7:5), и в линии Ифамара (1 Цар. 1:3 — «И там были два сына Илия — Офни и Финеес»). Кроме того, некоторые имена могут повторяться в одной линии. Например, в родословии Элеазара по два раза встречаются имена Ахитув, Садок и Амария, а имя Азария встречается три раза (1 Пар. 6:4-15).


Глядя на схему, повторим суть правильного понимания рассматриваемых событий: в то время, когда первосвященником был Авиафар, потомок Ифамара (Мк. 2:25-26), Давид пришёл к священнику Ахимелеху, потомку Элеазара (1 Цар. 21:1), и попросил у него хлеба (ст. 3).

Сказанного выше достаточно для ответа на заданный вопрос, но для полной ясности (для тех, кто готов разобраться в некоторых «сложностях») рассмотрим хронологию дальнейших событий.

Дальнейшие события

Согласно 1 Цар. 21:4-6, у Ахимелеха не было обычного хлеба и он дал Давиду хлеб Присутствия, который был святой пищей. Саул узнал об этом и умертвил Ахимелеха, сына Ахитува, и ещё восемьдесят пять священников (22:17-18), а также всех жителей Нова, города священников (ст. 19). Но сын Ахимелеха по имени Авиафар спасся и убежал к Давиду (ст. 20). Этот Авиафар, у которого был эфод, вместе с Давидом скрывался от Саула и служил священником (23:6, 9). Учитывая его возраст, назовём его младшим Авиафаром.

Другой Авиафар, как показано в Мк. 2:26, был первосвященником во время царствования Саула. Этот Авиафар был священником по линии Ифамара. Основываясь на хронологии событий, назовём его старшим Авиафаром.

После смерти Саула Давид семь с половиной лет царствовал в Хевроне над Иудой и затем воцарился над всем Израилем и Иудой в Иерусалиме. Как написано во 2 Цар. 8:17 и 1 Пар. 18:16, в начале царствования Давида в Иерусалиме священниками были Садок, брат убитого Ахимелеха (по линии Элеазара), и Ахимелех, сын старшего Авиафара (по линии Ифамара). Почему священником вместе с Садоком был Ахимелех, а не его отец Авиафар, остаётся под вопросом, но это не влияет на ответ, изложенный выше.

ЕЩË ОДИН ВОПРОС ОБ АХИМЕЛЕХЕ

Здесь также может возникнуть вопрос о том, почему в начале царствования Давида в Иерусалиме, вторым священником был Ахимелех, сын первосвященника Авиафара (Мк. 2:26), а не младший Авиафар, который после смерти своего отца Ахимелеха убежал к Давиду и служил священником с эфодом.

Судя по всему, Давид хотел справедливо распределить священство между потомками Элеазара и Ифамара. Это предположение основано на 1 Пар. 24:3-6:

3 И Давид вместе с Садоком из сыновей Элеазара и Ахимелехом из сыновей Ифамара разделил их по их должностям в их служении.
4 Поскольку среди сыновей Элеазара было найдено больше главных людей, чем среди сыновей Ифамара, их разделили так: из сыновей Элеазара было шестнадцать — главы домов отцов; а из сыновей Ифамара, по домам их отцов, — восемь.
5 И разделили их по жребию наравне друг с другом; ибо были исполнители святилища и исполнители Божьи и из сыновей Элеазара, и из сыновей Ифамара.
6 И Шемайя, сын Нафанаила, писец из левитов, записывал их в присутствии царя, и вождей, и Садока, священника, и Ахимелеха, сына Авиафара, и глав домов отцов священников и левитов: один дом отцов выбирался по жребию от Элеазара и один выбирался от Ифамара.


Во 2 Цар. 15 приведена история о бунте Авессалома, одного из сыновей Давида, и о бегстве Давида из Иерусалима. К этому времени священниками были Садок и Авиафар (ст. 24, 27-29). Сложно сказать, о каком из двух Авиафаров здесь идёт речь. Это мог быть и сын Ахимелеха по линии Элеазара, и старший Авиафар по линии Ифамара. После бунта Шевы, описанного в главе 20, священниками при Давиде ещё раз названы Садок и Авиафар (ст. 25).

Времена воцарения Соломона

В 3 Цар. 1 рассказывается о том, что Давид состарился и Адония, младший брат Авессалома, стал возвышать себя, говоря: Я буду царём (ст. 5). К его бунту присоединились Иоав, начальник войска Давида, и Авиафар, священник (ст. 7). Судя по дальнейшему описанию, это был старший Авиафар из потомков Ифамара, тот, кто был первосвященником при Сауле (Мк. 2:26). Садок не последовал их бунту и по распоряжению Давида помазал на царство Соломона (3 Цар. 1:39, 45).

После смерти Давида Соломон умертвил Адонию (3 Цар. 2:24-25) и Иоава (ст. 28-34). Но он оставил в живых старшего Авиафара, несмотря на то, что он тоже присоединился к бунту. Он был помилован, поскольку носил Ковчег Иеговы перед Давидом (ст. 26). В стихе 27 написано: «И изгнал Соломон Авиафара, так что он больше не был священником Иегове, исполнив слово Иеговы, которое Он сказал о доме Илия в Силоме». Это очень важный стих. Он говорит о том, что с изгнанием Авиафара исполнилось пророчество о доме Илия, записанное в 1 Цар. 2:27-36. Это указывает на то, что Илий, как и старший Авиафар, был из потомков Ифамара.

В 3 Цар. 2:35 написано, что на место старшего Авиафара царь Соломон поставил Садока. Это косвенно указывает на то, что старший Авиафар участвовал в служении вплоть до конца царствования Давида. Предположительно, в то время ему было более девяноста лет.

Два Авиафара

Итак, в ветхозаветной истории говорится о двух Авиафарах. Старший Авиафар, упомянутый в Мк. 2:26, был первосвященником во время царствования Саула. Судя по всему, во время царствования Давида в течение какого-то времени он был священником вместе с Садоком. Из-за участия в бунте Адонии (в конце правления Давида) он был отстранён Соломоном и его место занял Садок; так исполнилось пророчество о доме Илия и закончилось первосвященство по линии Ифамара.

Младший Авиафар, сын убитого Саулом Ахимелеха, из потомков Элеазара, сначала служил священником при Давиде во времена царствования Саула. Затем, в начале царствования Давида, его заменил Ахимелех (сын старшего Авиафара). Возможно, в последующем он тоже служил при Давиде. Когда на престол Израиля взошёл Соломон, он отстранил старшего Авиафара и назначил вторым священником младшего Авиафара: «И Ванея, сын Иодая, был над войском; и Садок и Авиафар были первосвященниками» (3 Цар. 4:4).

Краткое заключение

После прочтения этой статьи вдумчивый читатель должен осознать, что есть действительно сложные вопросы, связанные с Библией. Как правило, претензии к тем или иным отрывкам Слова звучат весьма поверхностно, но при глубоком изучении некоторые из них помогают ещё раз убедиться в удивительной точности библейского текста.

При всём объёме информации, которую можно найти на бескрайних просторах интернета, получение ответа на заданный в этой статье вопрос является нетривиальной задачей. Мы выражаем благодарность Антонию Алексеевичу Чумакову за подробное исследование этой темы, опубликованное Санкт-Петербургской духовной академией. Ознакомиться с его работой можно по этой ссылке.


P. S. Если вы хотите задать вопрос, что-то прокомментировать или дать ссылку на другие материалы по этой теме, пишите ниже.

  • Аноним

    Вот это называется внимательным и обстоятельным изучением! Спасибо.

  • Аноним

    Пусть Господь благословит вас драгоценные братя.
    Пусть Господь укрепляет вас, и ведёт в вашем служении.

  • http://vk.com/id117679618 Тимур Булгаков

    Очень интересные две статьи! Читаются на одном дыхании! Слава Господу за Божье Слово в наших руках, которое Он не только хранит, но и раскрывает людям!

Комментарии для сайта Cackle