В предыдущей статье мы рассмотрели различные предположения, связанные с кажущимся противоречием между написанным в Мк. 2:25-26И Он говорит им: Неужели вы никогда не читали, что́ сделал Давид, когда имел нужду и проголодался он сам и те, кто был с ним, — Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним? и 1 Цар. 21:1-6И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой? И Давид сказал Ахимелеху, священнику: Царь поручил мне одно дело и сказал мне: «Пусть никто ничего не знает о деле, по которому я послал тебя и которое я поручил тебе». А моим юношам я назначил встречу в таком-то месте. Итак, что у тебя есть под рукой? Дай пять хлебов в мою руку или что найдётся. И священник отвечал Давиду и сказал: Нет у меня под рукой обыденного хлеба; однако есть святой хлеб, но только если юноши хранили себя от женщин. И Давид отвечал священнику и сказал ему: Конечно же женщины не были допущены к нам, как прежде, когда я выходил; и сосуды юношей были святы, даже если это было обыденное путешествие. Тем более сегодня будут святы их сосуды! И священник дал ему святое, ибо не было там хлеба, кроме хлеба Присутствия, который был взят от лица Иеговы, чтобы положить взамен горячий хлеб в то время, когда он был взят.. В этой статье мы отвечаем на один из самых непростых вопросов, являющийся предметом дискуссий на протяжении столетий.
Повторим вопрос, который задают критики библейского текста: Почему в Мк. 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним? Иисус говорит об Авиафаре, если в 1 Цар. 21:1И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой? идёт речь об Ахимелехе?
Поскольку Авиафар и Ахимелех являются священниками, начнём объяснение с первого священника, назначенного Богом в веке закона, — Аарона. У Аарона было четыре сына: Надав, Авиуд, Элеазар и Ифамар (Исх. 6:23И Аарон взял себе в жёны Елизавету, дочь Аминадава, сестру Наассона; и она родила ему Надава и Авиуда, Элеазара и Ифамара.). Все они были призваны Богом, чтобы служить священниками (28:1И ты приблизь к себе Аарона, твоего брата, и его сыновей с ним из среды детей Израиля, чтобы он служил Мне священником: Аарона, Надава и Авиуда, Элеазара и Ифамара — сыновей Аарона.). Первые два сына, Надав и Авиуд, умерли перед Иеговой, когда принесли чуждый огонь (Лев. 10:1-2И Надав и Авиуд, сыновья Аарона, взяли каждый свою кадильницу, и вложили в них огонь, и положили на него курение, и преподнесли чуждый огонь перед Иеговой, чего Он не велел им. И вышел огонь от Иеговы и поглотил их, и они умерли перед Иеговой.). После этого священниками служили Элеазар и Ифамар (Числ. 3:4Но Надав и Авиуд умерли перед Иеговой, когда они принесли чуждый огонь перед Иеговой в пустыне Синай, а детей у них не было. Так что служили священниками Элеазар и Ифамар в присутствии Аарона, их отца.; 1 Пар. 24:2Но Надав и Авиуд умерли прежде своего отца, а детей у них не было; поэтому священниками служили Элеазар и Ифамар.), от которых происходят две линии священников.
Ахимелех и Авиафар в Первой книге царств
Священник Ахимелех, к которому, согласно 1 Цар. 21:1И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой?, пришёл Давид, упоминается также в 22:20: «Но спасся один сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и он убежал вслед за Давидом». В этом стихе мы видим небольшой фрагмент родословия: Ахитув → Ахимелех → Авиафар. Родословие в Эздр. 7:1-5А после этих событий, в царствование Артаксеркса, царя Персии, Эздра, сын Серайи, сына Азарии, сына Хелкии, Сына Шаллума, сына Садока, сына Ахитува, Сына Амарии, сына Азарии, сына Мераиофа, Сына Зерахии, сына Уззия, сына Буккия, Сына Авишуя, сына Финееса, сына Элеазара, сына Аарона, главного священника и 1 Пар. 6:4-8Элеазар родил Финееса; Финеес родил Авишуя, Авишуй родил Буккия, Буккий родил Уззия, Уззий родил Зерахию, Зерахия родил Мераиофа; Мераиоф родил Амарию, Амария родил Ахитува, Ахитув родил Садока, Садок родил Ахимааца показывает два важных исторических факта: во-первых, Ахитув, отец Ахимелеха, был потомком Элеазара; во-вторых, родным братом Ахимелеха был Садок. Итак, сыновьями Ахитува были Садок (очевидно, старший) и Ахимелех.
Ахимелех и Авиафар во Второй книге царств
Во 2 Цар. 8:17 написано: «И Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, были священниками, а Серайя был писцом». Согласно стиху 15И царствовал Давид над всем Израилем, и совершал Давид правосудие и праведность для всего своего народа., они были священниками, когда Давид царствовал над всем Израилем. На основании 2 Цар. 8:17И Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, были священниками, а Серайя был писцом. можно сделать два простых вывода: во-первых, Ахимелех в этом стихе — это не тот Ахимелех, о котором говорится в 1 Цар. 21—22 и который был убит Саулом; во-вторых, Ахимелех здесь назван сыном Авиафара, и это означает, что это не тот Авиафар, о котором говорится в 1 Цар. 22:20Но спасся один сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и он убежал вслед за Давидом..
Ещё один важный стих — 1 Пар. 24:3И Давид вместе с Садоком из сыновей Элеазара и Ахимелехом из сыновей Ифамара разделил их по их должностям в их служении. — открывает дверь для ответа на рассматриваемый вопрос: «И Давид вместе с Садоком из сыновей Элеазара и Ахимелехом из сыновей Ифамара разделил их по их должностям в их служении». Отсюда видно, что Ахимелех, о котором говорится во 2 Цар. 8:17И Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, были священниками, а Серайя был писцом., является потомком Ифамара.
Два Ахимелеха и два Авиафара
Изложенное выше со всей очевидностью показывает, что во времена Давида было два Ахимелеха и два Авиафара: одни были потомками Элеазара, другие — потомками Ифамара. Вот схема, на которой показано их происхождение:

ОБ ОДИНАКОВЫХ ИМЕНАХ
Читателей, знающих Ветхий Завет, не должно удивлять наличие одинаковых имён в разных линиях родословий. Например, имя Финеес встречается и в линии Элеазара (Числ. 25:7И Финеес, сын Элеазара, сына Аарона, священника, увидев это, встал из среды общества, и взял в свою руку копьё.; Эздр. 7:5Сына Авишуя, сына Финееса, сына Элеазара, сына Аарона, главного священника.), и в линии Ифамара (1 Цар. 1:3 — «И там были два сына Илия — Офни и Финеес»). Кроме того, некоторые имена могут повторяться в одной линии. Например, в родословии Элеазара по два раза встречаются имена Ахитув, Садок и Амария, а имя Азария встречается три раза (1 Пар. 6:4-15Элеазар родил Финееса; Финеес родил Авишуя, Авишуй родил Буккия, Буккий родил Уззия, Уззий родил Зерахию, Зерахия родил Мераиофа; Мераиоф родил Амарию, Амария родил Ахитува, Ахитув родил Садока, Садок родил Ахимааца, Ахимаац родил Азарию, Азария родил Иоханана, Иоханан родил Азарию (это тот, который служил священником в доме, который построил Соломон в Иерусалиме); Азария родил Амарию, Амария родил Ахитува, Ахитув родил Садока, Садок родил Шаллума, Шаллум родил Хелкию, Хелкия родил Азарию, Азария родил Серайю, Серайя родил Иоседека, А Иоседек пошёл в плен, когда Иегова увёл Иуду и Иерусалим рукой Навуходоносора.).
Глядя на схему, повторим суть правильного понимания рассматриваемых событий: в то время, когда первосвященником был Авиафар, потомок Ифамара (Мк. 2:25-26И Он говорит им: Неужели вы никогда не читали, что́ сделал Давид, когда имел нужду и проголодался он сам и те, кто был с ним, — Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним?), Давид пришёл к священнику Ахимелеху, потомку Элеазара (1 Цар. 21:1И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой?), и попросил у него хлеба (ст. 3Итак, что у тебя есть под рукой? Дай пять хлебов в мою руку или что найдётся.).
Сказанного выше достаточно для ответа на заданный вопрос, но для полной ясности (для тех, кто готов разобраться в некоторых «сложностях») рассмотрим хронологию дальнейших событий.
Дальнейшие события
Согласно 1 Цар. 21:4-6И священник отвечал Давиду и сказал: Нет у меня под рукой обыденного хлеба; однако есть святой хлеб, но только если юноши хранили себя от женщин. И Давид отвечал священнику и сказал ему: Конечно же женщины не были допущены к нам, как прежде, когда я выходил; и сосуды юношей были святы, даже если это было обыденное путешествие. Тем более сегодня будут святы их сосуды! И священник дал ему святое, ибо не было там хлеба, кроме хлеба Присутствия, который был взят от лица Иеговы, чтобы положить взамен горячий хлеб в то время, когда он был взят., у Ахимелеха не было обычного хлеба и он дал Давиду хлеб Присутствия, который был святой пищей. Саул узнал об этом и умертвил Ахимелеха, сына Ахитува, и ещё восемьдесят пять священников (22:17-18Потом царь сказал гонцам, стоявшим вокруг него: Повернитесь и умертвите священников Иеговы, потому что и их рука с Давидом и потому что они знали, что он убегает, и не открыли это моим ушам. — Но слуги царя не хотели простереть свою руку, чтобы напасть на священников Иеговы. И царь сказал Доику: Ты повернись и напади на священников. — И Доик, эдомитянин, повернулся, и он напал на священников. И умертвил он в тот день восемьдесят пять человек, носивших льняной эфод.), а также всех жителей Нова, города священников (ст. 19И Нов, город священников, он поразил остриём меча: и мужчин, и женщин; и младенцев, и грудных детей; и волов, и ослов, и овец — остриём меча.). Но сын Ахимелеха по имени Авиафар спасся и убежал к Давиду (ст. 20Но спасся один сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и он убежал вслед за Давидом.). Этот Авиафар, у которого был эфод, вместе с Давидом скрывался от Саула и служил священником (23:6И так случилось, что, когда Авиафар, сын Ахимелеха, убежал к Давиду в Кеилу, он пришёл с эфодом в своей руке., 9Но Давид, узнав, что Саул замышляет против него зло, сказал Авиафару, священнику: Принеси эфод.). Учитывая его возраст, назовём его младшим Авиафаром.
Другой Авиафар, как показано в Мк. 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним?, был первосвященником во время царствования Саула. Этот Авиафар был священником по линии Ифамара. Основываясь на хронологии событий, назовём его старшим Авиафаром.
После смерти Саула Давид семь с половиной лет царствовал в Хевроне над Иудой и затем воцарился над всем Израилем и Иудой в Иерусалиме. Как написано во 2 Цар. 8:17И Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, были священниками, а Серайя был писцом. и 1 Пар. 18:16И Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, были священниками, а Шауша был писцом., в начале царствования Давида в Иерусалиме священниками были Садок, брат убитого Ахимелеха (по линии Элеазара), и Ахимелех, сын старшего Авиафара (по линии Ифамара). Почему священником вместе с Садоком был Ахимелех, а не его отец Авиафар, остаётся под вопросом, но это не влияет на ответ, изложенный выше.
ЕЩË ОДИН ВОПРОС ОБ АХИМЕЛЕХЕ
Здесь также может возникнуть вопрос о том, почему в начале царствования Давида в Иерусалиме, вторым священником был Ахимелех, сын первосвященника Авиафара (Мк. 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним?), а не младший Авиафар, который после смерти своего отца Ахимелеха убежал к Давиду и служил священником с эфодом.
Судя по всему, Давид хотел справедливо распределить священство между потомками Элеазара и Ифамара. Это предположение основано на 1 Пар. 24:3-6:
3 И Давид вместе с Садоком из сыновей Элеазара и Ахимелехом из сыновей Ифамара разделил их по их должностям в их служении.
4 Поскольку среди сыновей Элеазара было найдено больше главных людей, чем среди сыновей Ифамара, их разделили так: из сыновей Элеазара было шестнадцать — главы домов отцов; а из сыновей Ифамара, по домам их отцов, — восемь.
5 И разделили их по жребию наравне друг с другом; ибо были исполнители святилища и исполнители Божьи и из сыновей Элеазара, и из сыновей Ифамара.
6 И Шемайя, сын Нафанаила, писец из левитов, записывал их в присутствии царя, и вождей, и Садока, священника, и Ахимелеха, сына Авиафара, и глав домов отцов священников и левитов: один дом отцов выбирался по жребию от Элеазара и один выбирался от Ифамара.
Во 2 Цар. 15 приведена история о бунте Авессалома, одного из сыновей Давида, и о бегстве Давида из Иерусалима. К этому времени священниками были Садок и Авиафар (ст. 24 И вот, также Садок и все левиты с ним несли Ковчег Завета Божьего; и они поставили Ковчег Божий, и Авиафар поднялся и ждал, пока весь народ не закончил переходить из города., 27-29И сказал царь Садоку, священнику: Ты провидец; возвращайся в город с миром вместе с Ахимаацем, твоим сыном, и Ионафаном, сыном Авиафара, — два ваших сына пусть будут с вами. Смотрите, я буду ждать у бродов в пустыне, пока не придёт слово от вас, чтобы известить меня. И возвратили Садок и Авиафар Ковчег Божий в Иерусалим и остались там.). Сложно сказать, о каком из двух Авиафаров здесь идёт речь. Это мог быть и сын Ахимелеха по линии Элеазара, и старший Авиафар по линии Ифамара. После бунта Шевы, описанного в главе 20, священниками при Давиде ещё раз названы Садок и Авиафар (ст. 25И Шеуа был писцом, а Садок и Авиафар — священниками.).
Времена воцарения Соломона
В 3 Цар. 1 рассказывается о том, что Давид состарился и Адония, младший брат Авессалома, стал возвышать себя, говоря: Я буду царём (ст. 5Тогда Адония, сын Аггифы, стал возвышать себя, говоря: Я буду царём. — И он приготовил для себя колесницу и всадников и пятьдесят человек, чтобы бежали перед ним.). К его бунту присоединились Иоав, начальник войска Давида, и Авиафар, священник (ст. 7И у него был разговор с Иоавом, сыном Саруйи, и с Авиафаром, священником; и они, последовав за Адонией, помогали ему.). Судя по дальнейшему описанию, это был старший Авиафар из потомков Ифамара, тот, кто был первосвященником при Сауле (Мк. 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним?). Садок не последовал их бунту и по распоряжению Давида помазал на царство Соломона (3 Цар. 1:39И Садок, священник, взял рог с маслом из Шатра Иеговы и помазал Соломона; и они протрубили в трубу, и весь народ сказал: Да живёт царь Соломон!, 45И Садок, священник, и Нафан, пророк, помазали его царём у Гихона; и они поднялись оттуда, радуясь, и поэтому город взволнован. Это и есть тот звук, который вы слышали.).
После смерти Давида Соломон умертвил Адонию (3 Цар. 2:24-25Итак, теперь — жив Иегова, который утвердил меня и посадил меня на престол Давида, моего отца, и который сделал мне дом, как Он обещал! Непременно будет умерщвлён сегодня Адония. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодая, и тот поразил его, так что он умер.) и Иоава (ст. 28-34И эта весть дошла до Иоава, ибо Иоав последовал за Адонией, хотя за Авессаломом он не последовал. И Иоав убежал в Шатёр Иеговы и ухватился за рога жертвенника. И когда царя Соломона известили, что Иоав убежал в Шатёр Иеговы и что он находится у жертвенника, Соломон послал Ванею, сына Иодая, говоря: Пойди, порази его. И Ванея пришёл в Шатёр Иеговы и сказал ему: Так говорит царь: Выходи. — А он сказал: Нет, лучше я умру здесь. — Тогда Ванея опять принёс весть царю, говоря: Так сказал Иоав, и так он отвечал мне. И царь сказал ему: Сделай, как он сказал, и порази его, и похорони его, чтобы тебе удалить кровь, которую без причины пролил Иоав, с меня и с дома моего отца. И Иегова возвратит его кровь на его голову, потому что он поразил двух человек, более праведных и благих, чем он сам, и убил их мечом, хотя мой отец Давид не знал об этом, — Авенира, сына Нира, начальника войска Израиля, и Амасу, сына Иефера, начальника войска Иуды. Пусть же возвратится их кровь на голову Иоава и на голову его семени навеки, а Давиду, и его семени, и его дому, и его престолу пусть будет мир навеки от Иеговы. И Ванея, сын Иодая, пошёл, и поразил его, и умертвил его, и он был похоронен при своём доме в пустыне.). Но он оставил в живых старшего Авиафара, несмотря на то, что он тоже присоединился к бунту. Он был помилован, поскольку носил Ковчег Иеговы перед Давидом (ст. 26А Авиафару, священнику, царь сказал: Иди в Анафоф, на твои поля, ибо ты достоин смерти; но в это время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил Ковчег Господа Иеговы перед Давидом, моим отцом, и ты подвергался скорби во всём, в чём подвергался скорби мой отец.). В стихе 27 написано: «И изгнал Соломон Авиафара, так что он больше не был священником Иегове, исполнив слово Иеговы, которое Он сказал о доме Илия в Силоме». Это очень важный стих. Он говорит о том, что с изгнанием Авиафара исполнилось пророчество о доме Илия, записанное в 1 Цар. 2:27-36И пришёл к Илию человек Божий и сказал ему: Так говорит Иегова: Я открыл Себя дому твоего отца, когда они были в Египте рабами при доме фараона. И Я избрал его из всех колен Израиля, чтобы он был Моим священником, чтобы он всходил к Моему жертвеннику, курил курение и носил эфод передо Мной. И Я дал дому твоего отца все огненные приношения детей Израиля. Почему же вы пинаете Мою жертву и Моё приношение, которые Я заповедал в Моей обители, и почему ты почитаешь твоих сыновей больше, чем Меня, тем, что вы утучняете себя лучшим из всех приношений Израиля, Моего народа? Поэтому Иегова, Бог Израиля, возвещает: Поистине Я сказал, что твой дом и дом твоего отца будут ходить передо Мной вовеки; но теперь Иегова возвещает: Да не будет этого у Меня! Ибо почитающих Меня Я почту, а презирающие Меня будут в пренебрежении. Вот, наступают дни, когда Я отрублю твою мышцу и мышцу дома твоего отца, так что не будет старика в твоём доме. И ты будешь видеть бедствие Моей обители при всём том благе, которое Я делаю Израилю, и не будет старика в твоём доме вовеки. И тот человек у тебя, которого Я не отсеку от Моего жертвенника, будет оставлен, чтобы истощать твои глаза и огорчать твою душу, и всё умножение твоего дома будет умирать от меча людей. И вот тебе знамение, которое придёт на твоих двух сыновей, на Офни и Финееса: оба они умрут в один день. И Я воздвигну Себе верного священника, который будет поступать согласно тому, что в Моём сердце и в Моём разуме; и Я построю ему прочный дом; и он будет идти перед Моим помазанником постоянно. И всякий оставшийся из твоего дома придёт кланяться ему за слиток серебра и круг хлеба и скажет: «Причисли меня, пожалуйста, к одной из священнических должностей, чтобы мне есть кусок хлеба».. Это указывает на то, что Илий, как и старший Авиафар, был из потомков Ифамара.
В 3 Цар. 2:35И царь поставил Ванею, Сына Иодая, на его место над войском, а Садока, священника поставил на место Авиафара. написано, что на место старшего Авиафара царь Соломон поставил Садока. Это косвенно указывает на то, что старший Авиафар участвовал в служении вплоть до конца царствования Давида. Предположительно, в то время ему было более девяноста лет.
Два Авиафара
Итак, в ветхозаветной истории говорится о двух Авиафарах. Старший Авиафар, упомянутый в Мк. 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним?, был первосвященником во время царствования Саула. Судя по всему, во время царствования Давида в течение какого-то времени он был священником вместе с Садоком. Из-за участия в бунте Адонии (в конце правления Давида) он был отстранён Соломоном и его место занял Садок; так исполнилось пророчество о доме Илия и закончилось первосвященство по линии Ифамара.
Младший Авиафар, сын убитого Саулом Ахимелеха, из потомков Элеазара, сначала служил священником при Давиде во времена царствования Саула. Затем, в начале царствования Давида, его заменил Ахимелех (сын старшего Авиафара). Возможно, в последующем он тоже служил при Давиде. Когда на престол Израиля взошёл Соломон, он отстранил старшего Авиафара и назначил вторым священником младшего Авиафара: «И Ванея, сын Иодая, был над войском; и Садок и Авиафар были первосвященниками» (3 Цар. 4:4).
Краткое заключение
После прочтения этой статьи вдумчивый читатель должен осознать, что есть действительно сложные вопросы, связанные с Библией. Как правило, претензии к тем или иным отрывкам Слова звучат весьма поверхностно, но при глубоком изучении некоторые из них помогают ещё раз убедиться в удивительной точности библейского текста.
При всём объёме информации, которую можно найти на бескрайних просторах интернета, получение ответа на заданный в этой статье вопрос является нетривиальной задачей. Мы выражаем благодарность Антонию Алексеевичу Чумакову за подробное исследование этой темы, опубликованное Санкт-Петербургской духовной академией. Ознакомиться с его работой можно по этой ссылке.
P. S. Если вы хотите задать вопрос, что-то прокомментировать или дать ссылку на другие материалы по этой теме, пишите ниже.