Мк. 2:26 — Авиафар или Ахимелех? Обзор предположений

В Библии есть множество отрывков, которые вызывают претензии со стороны тех, кто сомневается в её достоверности и точности. Среди таких отрывков одним из самых больших камней преткновения является Евангелие от Марка 2:26, где упоминается имя Авиафара.

Вопрос, который задают критики библейского текста, звучит так: «Почему в Мк. 2:26 Иисус говорит об Авиафаре, если в 1 Цар. 21:1 идёт речь об Ахимелехе?» Загадка действительно непростая. В этой статье мы рассмотрим различные предположения, связанные с обсуждением этих двух частей Слова, а в следующей статье будет изложен подробный ответ на этот вопрос.

История в Евангелии от Марка

В конце второй главы Евангелия от Марка повествуется о том, что Иисус проходил в субботу через засеянные поля и Его ученики начали по пути срывать колосья, а фарисеи сказали Ему: «Посмотри! Почему они в субботу делают то, что не разрешается?» Прочитаем ответ Иисуса в стихах 25 и 26:

25 И Он говорит им: Неужели вы никогда не читали, что́ сделал Давид, когда имел нужду и проголодался он сам и те, кто был с ним, —
26 Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике  Авиафаре  и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним?

Упомянутый в Мк. 2:25-26 случай записан в Первой книге царств.

История в Первой книге царств

В 21-й главе Первой книги царств рассказано о том, как Давид, убегая от Саула, пришёл в город Нов к священнику по имени  Ахимелех  (ст. 1) и попросил у него хлеба (ст. 3). У Ахимелеха не было обычного хлеба, и он дал Давиду хлеб Присутствия, который был святой пищей (ст. 4-6). Также Ахимелех передал Давиду меч Голиафа (ст. 9).

В 22-й главе написано, что Саул умертвил Ахимелеха, узнав, что тот помог Давиду. Вместе с Ахимелехом были убиты восемьдесят пять священников (ст. 17-18), а также все жители Нова, города священников (ст. 19). Но один сын Ахимелеха по имени Авиафар спасся и убежал к Давиду (ст. 20).

В 23-й главе этот Авиафар назван священником, у которого был эфод (ст. 6, 9).

Итак, согласно 1 Цар. 21—23 Давид пришёл за пищей к священнику Ахимелеху, который позже был убит по приказу Саула, а спасшийся сын Ахимелеха по имени Авиафар стал служить священником при Давиде.

Почему же в Мк. 2:26 Иисус говорит об Авиафаре, если в 1 Цар. 21:1 сказано, что Давид пришёл к Ахимелеху? Существует, по крайней мере, восемь предположений, объясняющих упоминание двух разных имён в этих частях Слова.

Восемь предположений

Первые три предположения высказывают те, кто допускает, что в библейском тексте возможны ошибки. Эти предположения звучат так: «Иисус перепутал имена священников», «Марк ошибся при цитировании слов Иисуса» или «фрагмент в Мк. 2:25-26 является поздней вставкой несведущего переписчика». Ответим кратко: в словах Иисуса, записанных Марком, нет ошибки. В этом можно убедиться, прочитав следующую статью.

ВОПРОС ОБ ОШИБКАХ

Обычно те, кто сомневается в достоверности Библии, говорят, что она редактировалась на протяжении столетий и уже невозможно узнать, каким был первоначальный текст. Пользуясь случаем, зададим вопрос: Если в Мк. 2:26 содержится очевидная ошибка, то почему она не была исправлена при очередном редактировании, а снова и снова из рукописи в рукопись переписывались слова «при первосвященнике Авиафаре»?

Гипотезу о том, что «ошибку» просто не заметили, могут высказать только люди, не имеющие представления о том, насколько подробно библейский текст исследовался на протяжении столетий. Эту сложность не пытались устранить, её старались объяснить.


Четвёртое предположение заключается в том, что в 1 Цар. 21:1-6 и Мк. 2:25-26 рассказывается о двух разных событиях, произошедших в разное время: в первом случае Давид пришёл к Ахимелеху, а во втором случае — к его сыну Авиафару. Это предположение не выдерживает никакой критики, поскольку этот Авиафар не мог служить священником в доме Божьем после того, как Саул убил его отца Ахимелеха, а сам Авиафар скрывался от Саула вместе с Давидом.

Некоторые внимательные читатели обращают внимание на то, что в Мк. 2:25-26 написано «при первосвященнике Авиафаре». На этом основано пятое предположение, согласно которому Давид пришёл к священнику Ахимелеху, как сказано в 1 Цар. 21:1, но это было в то время, когда его сын Авиафар был первосвященником, как сказано в Мк. 2:26. На первый взгляд это предположение выглядит верным, но оно не соответствует другим отрывкам Писаний, которые будут приведены далее. В то время, когда Ахимелех служил в скинии, его сын не был первосвященником.

Cледующее, шестое, предположение является вариацией пятого: Авиафар стал первосвященником после смерти своего отца Ахимелеха (согласно 1 Цар. 23:6 и 9, у Авиафара был эфод), но и при жизни отца он был священником высокого ранга (поэтому в Мк. 2:26 он назван первосвященником), следовательно, период, описываемый в 1 Цар. 21:1-6, в широком смысле можно считать временами первосвященника Авиафара.

Этой версии придерживаются, в частности, исследователи Далласской богословской семинарии, говоря, что возможным объяснением несоответствия имён может служить обычай древних иудеев при упоминании того или иного события, происшедшего в давние времена, указывать на какой-нибудь выдающийся или известный большинству иудеев признак времени, в которое это событие произошло.

Седьмое предположение изложено в библейской энциклопедии Брокгауза в статье «Авиафар». Авторы энциклопедии считают, что в 1 Цар. 21:1 имя Авиафара могло быть заменено на имя более достойного кандидата — Ахимелеха, поскольку в конце жизни Давида Авиафар принял сторону Адонии, попытавшегося захватить царский престол (3 Цар. 1:1-7).

Последние четыре предположения сталкиваются с неразрешимой проблемой, если рассмотреть и другие стихи, в которых упоминаются имена Ахимелеха и Авиафара. В 1 Цар. 22:20 и 30:7 говорится, что Авиафар был сыном Ахимелеха, но во 2 Цар. 8:17, 1 Пар. 18:16 и 24:6 написано, что Ахимелех был сыном Авиафара. Таким образом, появляется дополнительная сложность в истории Ахимелеха и Авиафара, которая может показаться очередным противоречием в Библии.

Восьмое предположение является попыткой решить эту сложность, и объяснение заключается в том, что Авиафар и Ахимелех имели по два имени, поэтому Авиафара часто называли Ахимелехом и наоборот. Об этом говорил один из отцов церкви Иоанн Златоуст (347—407), византийский богослов Феофилакт Болгарский (1078—1107) и швейцарский реформатор Теодор Беза (1519—1605). Да, в Библии упоминаются люди, у которых было больше одного имени, но версия, согласно которой и отец и сын носили по два одинаковых имени, звучит не очень убедительно.

Ещё несколько сложностей

Для полноты картины приведём ещё несколько фактов, записанных в ветхозаветной истории, которые усложняют и без того непростой вопрос.

Во 2 Цар. 8:17, 1 Пар. 18:16 и 24:6 написано, что во время царствования Давида священниками были Садок и Ахимелех (в этих стихах он назван сыном Авиафара). Однако во 2 Цар. 15:35, 20:25 и 1 Пар. 15:11 утверждается, что во время царствования Давида священниками были Садок и Авиафар.

Для объяснения этого «противоречия» некоторые могут использовать не очень убедительное восьмое предположение, состоящее в том, что отец и сын носили по два одинаковых имени. Но, как мы увидим в нашей следующей статье, разгадка заключается в чём-то другом.

Последняя сложность. Согласно 3 Цар. 1:19, 25 и 42, Авиафар был священником в конце правления Давида, а в 2:27 сообщается, что Соломон изгнал его за сговор с Адонией, так что он больше не был священником, и его место занял Садок (ст. 35). Но далее, в 4:4 написано, что священниками во время царствования Соломона были Садок и (снова?) Авиафар.

Краткое заключение

Приведённые выше восемь предположений являются ошибочными и не соответствуют Писаниям, но при этом они демонстрируют тот факт, что заданный вопрос действительно является непростым. Правильный ответ, основанный на Библии, не труден для понимания, но для его доказательства потребуется глубже вникнуть в некоторые детали священнических родословий.

Мк. 2:26 — Авиафар или Ахимелех? Ответ на вопрос


Четыреста пятьдесят лет в Деян. 13:20
Авраам родил Исаака?
Кто такой Барт Эрман?