В Библии есть множество отрывков, которые вызывают претензии со стороны тех, кто сомневается в её достоверности и точности. Среди таких отрывков одним из самых больших камней преткновения является Евангелие от Марка 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним?, где упоминается имя Авиафара.
Вопрос, который задают критики библейского текста, звучит так: «Почему в Мк. 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним? Иисус говорит об Авиафаре, если в 1 Цар. 21:1И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой? идёт речь об Ахимелехе?» Загадка действительно непростая. В этой статье мы рассмотрим различные предположения, связанные с обсуждением этих двух частей Слова, а в следующей статье будет изложен подробный ответ на этот вопрос.
История в Евангелии от Марка
В конце второй главы Евангелия от Марка повествуется о том, что Иисус проходил в субботу через засеянные поля и Его ученики начали по пути срывать колосья, а фарисеи сказали Ему: «Посмотри! Почему они в субботу делают то, что не разрешается?» Прочитаем ответ Иисуса в стихах 25 и 26:
25 И Он говорит им: Неужели вы никогда не читали, что́ сделал Давид, когда имел нужду и проголодался он сам и те, кто был с ним, —
26 Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним?
Упомянутый в Мк. 2:25-26И Он говорит им: Неужели вы никогда не читали, что́ сделал Давид, когда имел нужду и проголодался он сам и те, кто был с ним, — Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним? случай записан в Первой книге царств.
История в Первой книге царств
В 21-й главе Первой книги царств рассказано о том, как Давид, убегая от Саула, пришёл в город Нов к священнику по имени Ахимелех (ст. 1И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой?) и попросил у него хлеба (ст. 3Итак, что у тебя есть под рукой? Дай пять хлебов в мою руку или что найдётся.). У Ахимелеха не было обычного хлеба, и он дал Давиду хлеб Присутствия, который был святой пищей (ст. 4-6И священник отвечал Давиду и сказал: Нет у меня под рукой обыденного хлеба; однако есть святой хлеб, но только если юноши хранили себя от женщин. И Давид отвечал священнику и сказал ему: Конечно же женщины не были допущены к нам, как прежде, когда я выходил; и сосуды юношей были святы, даже если это было обыденное путешествие. Тем более сегодня будут святы их сосуды! И священник дал ему святое, ибо не было там хлеба, кроме хлеба Присутствия, который был взят от лица Иеговы, чтобы положить взамен горячий хлеб в то время, когда он был взят.). Также Ахимелех передал Давиду меч Голиафа (ст. 9И священник сказал: Вот меч Голиафа, филистимлянина, которого ты поразил в долине Эла, завёрнутый в полотно, позади эфода. Если хочешь взять его — возьми...).
В 22-й главе написано, что Саул умертвил Ахимелеха, узнав, что тот помог Давиду. Вместе с Ахимелехом были убиты восемьдесят пять священников (ст. 17-18Потом царь сказал гонцам, стоявшим вокруг него: Повернитесь и умертвите священников Иеговы, потому что и их рука с Давидом и потому что они знали, что он убегает, и не открыли это моим ушам. — Но слуги царя не хотели простереть свою руку, чтобы напасть на священников Иеговы. И царь сказал Доику: Ты повернись и напади на священников. — И Доик, эдомитянин, повернулся, и он напал на священников. И умертвил он в тот день восемьдесят пять человек, носивших льняной эфод.), а также все жители Нова, города священников (ст. 19И Нов, город священников, он поразил остриём меча: и мужчин, и женщин; и младенцев, и грудных детей; и волов, и ослов, и овец — остриём меча.). Но один сын Ахимелеха по имени Авиафар спасся и убежал к Давиду (ст. 20Но спасся один сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и он убежал вслед за Давидом.).
В 23-й главе этот Авиафар назван священником, у которого был эфод (ст. 6И так случилось, что, когда Авиафар, сын Ахимелеха, убежал к Давиду в Кеилу, он пришёл с эфодом в своей руке., 9Но Давид, узнав, что Саул замышляет против него зло, сказал Авиафару, священнику: Принеси эфод.).
Итак, согласно 1 Цар. 21—23 Давид пришёл за пищей к священнику Ахимелеху, который позже был убит по приказу Саула, а спасшийся сын Ахимелеха по имени Авиафар стал служить священником при Давиде.
Почему же в Мк. 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним? Иисус говорит об Авиафаре, если в 1 Цар. 21:1И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой? сказано, что Давид пришёл к Ахимелеху? Существует, по крайней мере, восемь предположений, объясняющих упоминание двух разных имён в этих частях Слова.
Восемь предположений
Первые три предположения высказывают те, кто допускает, что в библейском тексте возможны ошибки. Эти предположения звучат так: «Иисус перепутал имена священников», «Марк ошибся при цитировании слов Иисуса» или «фрагмент в Мк. 2:25-26И Он говорит им: Неужели вы никогда не читали, что́ сделал Давид, когда имел нужду и проголодался он сам и те, кто был с ним, — Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним? является поздней вставкой несведущего переписчика». Ответим кратко: в словах Иисуса, записанных Марком, нет ошибки. В этом можно убедиться, прочитав следующую статью.
ВОПРОС ОБ ОШИБКАХ
Обычно те, кто сомневается в достоверности Библии, говорят, что она редактировалась на протяжении столетий и уже невозможно узнать, каким был первоначальный текст. Пользуясь случаем, зададим вопрос: Если в Мк. 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним? содержится очевидная ошибка, то почему она не была исправлена при очередном редактировании, а снова и снова из рукописи в рукопись переписывались слова «при первосвященнике Авиафаре»?
Гипотезу о том, что «ошибку» просто не заметили, могут высказать только люди, не имеющие представления о том, насколько подробно библейский текст исследовался на протяжении столетий. Эту сложность не пытались устранить, её старались объяснить.
Четвёртое предположение заключается в том, что в 1 Цар. 21:1-6И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой? И Давид сказал Ахимелеху, священнику: Царь поручил мне одно дело и сказал мне: «Пусть никто ничего не знает о деле, по которому я послал тебя и которое я поручил тебе». А моим юношам я назначил встречу в таком-то месте. Итак, что у тебя есть под рукой? Дай пять хлебов в мою руку или что найдётся. И священник отвечал Давиду и сказал: Нет у меня под рукой обыденного хлеба; однако есть святой хлеб, но только если юноши хранили себя от женщин. И Давид отвечал священнику и сказал ему: Конечно же женщины не были допущены к нам, как прежде, когда я выходил; и сосуды юношей были святы, даже если это было обыденное путешествие. Тем более сегодня будут святы их сосуды! И священник дал ему святое, ибо не было там хлеба, кроме хлеба Присутствия, который был взят от лица Иеговы, чтобы положить взамен горячий хлеб в то время, когда он был взят. и Мк. 2:25-26И Он говорит им: Неужели вы никогда не читали, что́ сделал Давид, когда имел нужду и проголодался он сам и те, кто был с ним, — Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним? рассказывается о двух разных событиях, произошедших в разное время: в первом случае Давид пришёл к Ахимелеху, а во втором случае — к его сыну Авиафару. Это предположение не выдерживает никакой критики, поскольку этот Авиафар не мог служить священником в доме Божьем после того, как Саул убил его отца Ахимелеха, а сам Авиафар скрывался от Саула вместе с Давидом.
Некоторые внимательные читатели обращают внимание на то, что в Мк. 2:25-26И Он говорит им: Неужели вы никогда не читали, что́ сделал Давид, когда имел нужду и проголодался он сам и те, кто был с ним, — Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним? написано «при первосвященнике Авиафаре». На этом основано пятое предположение, согласно которому Давид пришёл к священнику Ахимелеху, как сказано в 1 Цар. 21:1И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой?, но это было в то время, когда его сын Авиафар был первосвященником, как сказано в Мк. 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним?. На первый взгляд это предположение выглядит верным, но оно не соответствует другим отрывкам Писаний, которые будут приведены далее. В то время, когда Ахимелех служил в скинии, его сын не был первосвященником.
Cледующее, шестое, предположение является вариацией пятого: Авиафар стал первосвященником после смерти своего отца Ахимелеха (согласно 1 Цар. 23:6И так случилось, что, когда Авиафар, сын Ахимелеха, убежал к Давиду в Кеилу, он пришёл с эфодом в своей руке. и 9Но Давид, узнав, что Саул замышляет против него зло, сказал Авиафару, священнику: Принеси эфод., у Авиафара был эфод), но и при жизни отца он был священником высокого ранга (поэтому в Мк. 2:26Как он вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы Присутствия, которые не разрешается есть никому, кроме священников, и дал также тем, кто был с ним? он назван первосвященником), следовательно, период, описываемый в 1 Цар. 21:1-6И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой? И Давид сказал Ахимелеху, священнику: Царь поручил мне одно дело и сказал мне: «Пусть никто ничего не знает о деле, по которому я послал тебя и которое я поручил тебе». А моим юношам я назначил встречу в таком-то месте. Итак, что у тебя есть под рукой? Дай пять хлебов в мою руку или что найдётся. И священник отвечал Давиду и сказал: Нет у меня под рукой обыденного хлеба; однако есть святой хлеб, но только если юноши хранили себя от женщин. И Давид отвечал священнику и сказал ему: Конечно же женщины не были допущены к нам, как прежде, когда я выходил; и сосуды юношей были святы, даже если это было обыденное путешествие. Тем более сегодня будут святы их сосуды! И священник дал ему святое, ибо не было там хлеба, кроме хлеба Присутствия, который был взят от лица Иеговы, чтобы положить взамен горячий хлеб в то время, когда он был взят., в широком смысле можно считать временами первосвященника Авиафара.
Этой версии придерживаются, в частности, исследователи Далласской богословской семинарии, говоря, что возможным объяснением несоответствия имён может служить обычай древних иудеев при упоминании того или иного события, происшедшего в давние времена, указывать на какой-нибудь выдающийся или известный большинству иудеев признак времени, в которое это событие произошло.
Седьмое предположение изложено в библейской энциклопедии Брокгауза в статье «Авиафар». Авторы энциклопедии считают, что в 1 Цар. 21:1И Давид пошёл в Нов, к Ахимелеху, священнику. И Ахимелех в трепете вышел навстречу Давиду и сказал ему: Почему ты один и никого нет с тобой? имя Авиафара могло быть заменено на имя более достойного кандидата — Ахимелеха, поскольку в конце жизни Давида Авиафар принял сторону Адонии, попытавшегося захватить царский престол (3 Цар. 1:1-7Когда же царь Давид был стар и в преклонных годах, его покрывали одеждой, но он не мог согреться. И его слуги сказали ему: Пусть поищут для моего господина царя молодую деву и пусть она постоянно находится при царе и ухаживает за ним; и пусть она лежит у тебя на груди, чтобы мой господин царь согревался. Тогда стали искать красивую молодую женщину во всех пределах Израиля, и нашли Ависагу, шунамитянку, и привели её к царю. И эта молодая женщина была очень красива, и она ухаживала за царём и прислуживала ему; но царь не познал её. Тогда Адония, сын Аггифы, стал возвышать себя, говоря: Я буду царём. — И он приготовил для себя колесницу и всадников и пятьдесят человек, чтобы бежали перед ним. А его отец никогда не огорчал его, говоря: «Почему ты сделал так-то?» И он также был очень красив, а его мать родила его после Авессалома. И у него был разговор с Иоавом, сыном Саруйи, и с Авиафаром, священником; и они, последовав за Адонией, помогали ему.).
Последние четыре предположения сталкиваются с неразрешимой проблемой, если рассмотреть и другие стихи, в которых упоминаются имена Ахимелеха и Авиафара. В 1 Цар. 22:20Но спасся один сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и он убежал вслед за Давидом. и 30:7И сказал Давид Авиафару, священнику, сыну Ахимелеха: Принеси мне эфод. — И Авиафар принёс Давиду эфод. говорится, что Авиафар был сыном Ахимелеха, но во 2 Цар. 8:17И Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, были священниками, а Серайя был писцом., 1 Пар. 18:16И Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, были священниками, а Шауша был писцом. и 24:6И Шемайя, сын Нафанаила, писец из левитов, записывал их в присутствии царя, и вождей, и Садока, священника, и Ахимелеха, сына Авиафара, и глав домов отцов священников и левитов: один дом отцов выбирался по жребию от Элеазара и один выбирался от Ифамара. написано, что Ахимелех был сыном Авиафара. Таким образом, появляется дополнительная сложность в истории Ахимелеха и Авиафара, которая может показаться очередным противоречием в Библии.
Восьмое предположение является попыткой решить эту сложность, и объяснение заключается в том, что Авиафар и Ахимелех имели по два имени, поэтому Авиафара часто называли Ахимелехом и наоборот. Об этом говорил один из отцов церкви Иоанн Златоуст (347—407), византийский богослов Феофилакт Болгарский (1078—1107) и швейцарский реформатор Теодор Беза (1519—1605). Да, в Библии упоминаются люди, у которых было больше одного имени, но версия, согласно которой и отец и сын носили по два одинаковых имени, звучит не очень убедительно.
Ещё несколько сложностей
Для полноты картины приведём ещё несколько фактов, записанных в ветхозаветной истории, которые усложняют и без того непростой вопрос.
Во 2 Цар. 8:17И Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, были священниками, а Серайя был писцом., 1 Пар. 18:16И Садок, сын Ахитува, и Ахимелех, сын Авиафара, были священниками, а Шауша был писцом. и 24:6И Шемайя, сын Нафанаила, писец из левитов, записывал их в присутствии царя, и вождей, и Садока, священника, и Ахимелеха, сына Авиафара, и глав домов отцов священников и левитов: один дом отцов выбирался по жребию от Элеазара и один выбирался от Ифамара. написано, что во время царствования Давида священниками были Садок и Ахимелех (в этих стихах он назван сыном Авиафара). Однако во 2 Цар. 15:35И разве не будут там с тобой Садок и Авиафар, священники? Итак, всё, что ты услышишь из царского дома, пересказывай Садоку и Авиафару, священникам., 20:25И Шеуа был писцом, а Садок и Авиафар — священниками. и 1 Пар. 15:11И Давид призвал Садока и Авиафара, священников, и левитов: Уриила, Асайю и Иоиля, Шемайю, и Элиила, и Аминадава; утверждается, что во время царствования Давида священниками были Садок и Авиафар.
Для объяснения этого «противоречия» некоторые могут использовать не очень убедительное восьмое предположение, состоящее в том, что отец и сын носили по два одинаковых имени. Но, как мы увидим в нашей следующей статье, разгадка заключается в чём-то другом.
Последняя сложность. Согласно 3 Цар. 1:19И он принёс в жертву волов, и откормленных животных, и овец во множестве и позвал всех сыновей царя, и Авиафара, священника, и Иоава, начальника войска, а Соломона, твоего слугу, не позвал., 25Ибо он пошёл сегодня, и принёс в жертву волов, и откормленных животных, и овец во множестве, и позвал всех сыновей царя, и начальников войска, и Авиафара, священника; и вот, они едят и пьют перед ним и говорят: «Да живёт царь Адония!» и 42И вот, когда он ещё говорил, пришёл Ионафан, сын Авиафара, священника. И Адония сказал: Войди; ибо ты человек достойный и несёшь хорошую весть., Авиафар был священником в конце правления Давида, а в 2:27И изгнал Соломон Авиафара, так что он больше не был священником Иегове, исполнив слово Иеговы, которое Он сказал о доме Илия в Силоме. сообщается, что Соломон изгнал его за сговор с Адонией, так что он больше не был священником, и его место занял Садок (ст. 35И царь поставил Ванею, сына Иодая, на его место над войском, а Садока, священника, царь поставил на место Авиафара.). Но далее, в 4:4И Ванея, сын Иодая, был над войском; и Садок и Авиафар были первосвященниками написано, что священниками во время царствования Соломона были Садок и (снова?) Авиафар.
Краткое заключение
Приведённые выше восемь предположений являются ошибочными и не соответствуют Писаниям, но при этом они демонстрируют тот факт, что заданный вопрос действительно является непростым. Правильный ответ, основанный на Библии, не труден для понимания, но для его доказательства потребуется глубже вникнуть в некоторые детали священнических родословий.
Мк. 2:26 — Авиафар или Ахимелех? Ответ на вопрос
Четыреста пятьдесят лет в Деян. 13:20
Авраам родил Исаака?
Кто такой Барт Эрман?