В одной из наших статей была кратко изложена истина о почве церкви (читать статью). В ней мы говорили о том, что, согласно образцу, показанному в Новом Завете, в одном городе может быть только одна церковь. В этой статье идёт речь об истории восстановления этой истины, а также о соответствующей ей практике единства.
Новозаветный образец
В том, что касается поместного аспекта почвы церкви, Новый Завет очень последователен: в Деян. 8:1 упоминается церковь в Иерусалиме, в Деян. 13:1 — церковь в Антиохии, в Рим. 16:1 — церковь в Кенхреях (Кенхреи — это город в Ахайе, недалеко от Коринфа), в 1 Кор. 1:2 — церковь в Коринфе, в 1 Фес. 1:1 — церковь фессалоникийцев, т. е. жителей города Фессалоника в Македонии.
Согласно Отк. 1:11, апостолу Иоанну было сказано: «То, что видишь, напиши в свиток и пошли его семи церквям: в Эфес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сарды, и в Филадельфию, и в Лаодикию».
В этом стихе мы видим семь церквей в семи конкретных городах.Нигде в Новом Завете не говорится о том, что в каком-то городе было больше одной церкви. Границами поместной церкви являются границы города, в котором эта церковь находится. Это не только факт, но и образец, показанный в Божьем слове.
Деградация церкви
К сожалению, ещё при жизни первых апостолов в церковь проникла деградация, и свидетельства этому можно найти в последних книгах Нового Завета (см. статью «Что такое Господне восстановление?»). Очевидно, что в последующих веках истории церкви верующие не видели истины о почве церкви, и это было одним из проявлений деградации.
С одной стороны, так называемая церковь в Риме распространилась далеко за границы города, в котором она была основана, став Римской католической церковью. С другой стороны, в пределах одного города могло быть несколько церквей с разными названиями. Истина о почве церкви была полностью утрачена, не говоря уже о том, что церквями стали называть культовые здания, храмы.
Откровение среди Братий в XIX веке
Насколько нам известно, первым в Новой истории учителем Библии, который получил начальное понимание истины о почве церкви, был Джордж Вигрэм (1805—1879) из общины закрытых Братий в XIX веке. Этот факт упоминается в книге «„Братья“ с 1870 года». Приведём отрывок из русского перевода этой книги (стр. 10-11):
Из-за значительного роста числа собраний велись поиски большего света в отношении принципов Писания в практическом управлении собранием. Отмечено, что Г. В. Виграм
первым начал придавать значение тому, что Писание всегда говорит о церкви (в единственном числе) в городе, независимо от числа мест собраний в нём, но о церквях (во множественном), когда речь идёт о провинции или сельской местности.Из этого был сделан вывод, что поместная церковь города состоит из всех истинных христиан этого города и должна рассматриваться как местное собрание в целях управления. Различные секты и системы сделали это невозможным, но те, кто собирался вне этих систем, должны быть послушны истинным принципам Писания и действовать так, как действовала бы вся поместная церковь, если бы не произошло падение.
Таким образом, было введено в практику, что все собрания в одном городе должны рассматриваться как единое целое в вопросах принятия в общение, дисциплины и других сторон управления.
Джордж Вигрэм действительно получил определённое откровение в отношении почвы церкви, показанной в Писаниях, и, судя по всему, закрытые Братия пытались практиковать единство в его поместном аспекте.
Упущенный шанс
Хотя Дронсфилд засвидетельствовал об откровении Вигрэма и попытках его применения, большинство Братий в то время так и не увидели истину о почве единства. А если и увидели, то отложили её в сторону, руководствуясь «практическими соображениями», о которых автор говорит далее:
Это, несомненно, базировалось на действительном прецеденте из Писания, но братья не учли громадную разницу между древними городами, городами Писания, и сегодняшними гигантскими городами с пригородами. Всё больше разворачивались дискуссии и умножались разномыслия по поводу практических проблем, относящихся к собраниям гигантского города Лондона.
В новозаветные времена города были настолько малы, что человек мог пройти из конца в конец за 10—15 минут, в то время как между городами практически не было средств сообщения, так что визит в соседний город превращался в продолжительное путешествие. Поэтому было вполне естественно, что христиане в одном городе вместе обсуждали все вопросы, независимо от того, что они могли собираться в различных домах для исследования учения апостолов и общения в хлебопреломлении и молитвах.
Так был упущен шанс восстановить практику церковной жизни согласно простому образцу, показанному в Новом Завете, — одна церковь в одном городе. Отсутствие надлежащей почвы церкви всегда было одним из главных препятствий для практического единства верующих и созидания Божьего строения. В итоге, в конце XIX века в Лондоне существовало более двадцати пяти независимых собраний Братий, которые не смогли стать одной церковью.
Примечательно, что у Джона Дарби тоже было понимание в отношении почвы единства. Вот что далее пишет об этом Дронсфилд:
Д. Н. Дарби, будучи тогда пожилым и весьма уважаемым человеком, очень хотел, чтобы церковь в Лондоне считала себя одним целым, хотя он отстаивал мнение, что собрания в отдалённых районах, таких как, Кройдон, которые не находились в географических пределах Лондона, должны считаться самостоятельными. Он сказал, что им была предоставлена возможность быть в «родительском теле», пока они были маленькими и новыми, но сейчас должны стать церквями в своих собственных правах. Он относился к любой критике концепции единой поместной церкви в Лондоне, как к защите независимости церквей. Непонятно, почему он так считал. Нельзя ли считать одной церковью церковь городского района?
«Непонятно, почему он так считал»… Как видно из этого отрывка, Дронсфилд и современные Братия, к сожалению, так и не увидели то откровение, которое было у Вигрэма и Дарби. В начале 30-х годов XIX века они начали практиковать церковную жизнь в Англии вне деноменационных традиций, но из-за того, что в то время у них не было видения в отношении почвы церкви и в отношении факторов, которые наносят урон единству, Братия разделились на множество независимых общин. И хотя позже у них появилось некоторое понимание в отношении почвы церкви, они так и не смогли реализовать его, поскольку большинство братьев не приняло это.
Восстановление в первой половине XX века
В XX веке в Китае Господь воздвиг ещё одного учителя Библии — Вочмана Ни, который в начале 30-х годов начал учить истине о почве местности. Он увидел из Писаний, что границы поместной церкви — это границы города, в котором находится церковь, и утверждал, что в одном городе не может быть более одной церкви. Это непроизвольно устраняет разделения. Поместные церкви в Китае приняли эту истину и впервые в Новой истории начали полноценно осуществлять её на практике.
Весной 1939 года, находясь в Англии, Вочман Ни опубликовал книгу под названием «О наших задачах», которая позже стала издаваться под названием «Нормальная христианская церковная жизнь».четвёртой и пятой главах Вочман Ни подробно говорит о поместных церквях, основанных апостолами, о почве церкви согласно новозаветному образцу, о факторах единства, границах местности и принципах принятия верующих, а также различных почвах, разделяющих церковь.
ВК октябрю 1949 года власть в Китае была захвачена коммунистической партией. Осознавая надвигающуюся угрозу, Вочман Ни весной того года послал своего ближайшего соработника Уитнесса Ли на Тайвань. В 1952 году брат В. Ни был арестован за свою веру и провёл в тюрьме оставшиеся двадцать лет своей жизни. Но его служение было продолжено братом У. Ли на Тайване и в последующие десятилетия распространилось на все континенты.
Развитие во второй половине XX века
В предисловии к вышеупомянутой книге «Нормальная христианская церковная жизнь» Вочман Ни, предвидя, что найдутся читатели, которым изложенное в его книге покажется чем-то «невозможным» или «неосуществимым на практике», написал: «На этих страницах изложена не просто теория или какое-то учение, а то, что мы опробовали, испытали на практике». Когда эта книга была опубликована служением «Живой поток» в США в 1980 году, в предисловии издателя было написано:
По сути происходившее тогда было чем-то бо́льшим, чем просто «испытание». Тогда было посеяно семя, семя восстановления практики нормальной, соответствующей Писанию церковной жизни. Это семя, посеянное несколькими верными братьями в Китае, проросло, развилось и расцвело. Спустя более сорока лет стал очевидным чудесный факт, что это семя произвело плод «во сто крат». Оно было посеяно на всех континентах и в условиях разных культур, и сегодня во всех частях света люди переживают церковную жизнь на практике. Теперь вместе с братом Ни мы можем также смело заявить: «Получится!»
Семя восстановления надлежащей, соответствующей Писанию церковной жизни действительно проросло, развилось и расцвело во многих странах. Во второй половине XX века на всех континентах были основаны и созидаются на уникальной почве единства тысячи поместных церквей. Когда верующих в этих церквях спрашивают: «Из какой вы церкви?», они отвечают: «Из церкви в Москве», «Из церкви в Лондоне», «Из церкви в Нью-Йорке», «Из церкви в Пекине», «Из церкви в Иерусалиме» и т. д. В этом ответе нет тех названий, которые разделяют христиан на многие деноминации, но есть осознание того, что верующие в каждом городе являются членами одного вселенского Тела Христова.
Какая удивительная простота и какое замечательное соответствие Писаниям! Мы ожидаем, что у всех, чьё сердце небезразлично к единству верующих, будет отклик на драгоценную истину о подлинной почве церкви. Чтобы глубже вникнуть в эту истину, рекомендуем вам прочитать нашу статью «Что такое почва церкви?» и приведённые в ней главы из книг Уитнесса Ли, благодаря которому учение о почве единства приобрело завершённость.
Примеры непонимания истины о почве церкви приведены в нашей следующей статье «Почва церкви: примеры непонимания».
Почва церкви: примеры непонимания
Что такое почва церкви?
Кто такой Джордж Вигрэм?
Кто такие Братия?
Книга «„Братья“ с 1870 года», Вильям Дронсфилд
Кто такой Вочман Ни?
Почва церкви в Тематическом указателе