Перекрёстные ссылки Восстановительного перевода

Надстрочные буквы перед словами в тексте Восстановительного перевода указывают на наличие перекрёстных ссылок, расположенных на полях страниц. Это ссылки на другие стихи Библии, в которых упоминаются те же слова, имена, названия или события, а также ссылки на слова или отрывки с тем же или близким по содержанию духовным откровением.

Перекрёстные ссылки

Восстановительный перевод Нового Завета обладает самой обширной и подробной системой перекрёстных ссылок из всех изданий Нового Завета на русском языке. На полях его страниц вы найдёте более 13 000 перекрёстных ссылок, которые могут оказать вам большую помощь при изучении Нового Завета или при необходимости разобраться в том или ином отрывке Слова.

Давайте рассмотрим некоторые примеры перекрёстных ссылок.

Ссылки на источник цитаты в Ветхом Завете

Очень часто в Новом Завете цитируется Ветхий Завет. Например, первая цитата из Ветхого Завета встречается в Мф. 1:23: «Вот, адева понесёт в чреве и родит 1сына, и назовут Его именем Эммануил» (что в переводе означает «вБог 3с нами»). Перекрёстная ссылка 23а указывает на источник цитаты в Ветхом Завете — Ис. 7:14. Перекрёстная ссылка 23б указывает на ещё два стиха — Ис. 8:8, в котором также упоминается имя «Иммануил», и Ис. 8:10, в котором упоминается выражение «Бог с нами».

Ссылки на имена в Ветхом Завете

На седьмой странице Восстановительного перевода Нового Завета упомянуто 17 имён из Ветхого Завета (см. фото ниже). Зачастую эти имена ни о чём не говорят русскоязычным читателям Библии. Но благодаря перекрёстным ссылкам простое перечисление имён в первой главе Евангелия от Матфея может стать для вас удивительной историей порождения Христа, включающей, например, историю язычницы Руфи, которая по своему происхождению и положению не имела никаких шансов не только стать предком Христа, но даже войти в число Божьего народа. В перекрёстных ссылках к Мф. 1:5 в Восстановительном переводе вы найдёте указание на четыре стиха и три отрывка из Книги Руфь в Ветхом Завете.

Перекрёстные ссылки

Ссылки на события в Ветхом Завете

В 1 Кор. 10:3-4 апостол Павел привёл пример из истории детей Израиля: «И все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питьё; ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними, и скала эта была Христос». В перекрёстной ссылке 3а приведены стихи из трёх глав в Ветхом Завете, в которых говорится о том, как дети Израиля ели манну в пустыне. В перекрёстной ссылке 4а приведены стихи из трёх глав в Ветхом Завете, в которых говорится о том, как дети Израиля пили воду из рассечённой скалы. В сочетании с примечаниями (см. прим. 31, 41 и 42 в 1 Кор. 10) перекрёстные ссылки помогают увидеть глубокое значение того, что писал Павел.

Ссылки на параллельные места в Евангелиях

Когда одно и то же событие описывается в нескольких Евангелиях, отрывки, в которых оно описывается, называют параллельными местами. Например, в Мф. 14:13-21 рассказано о чуде насыщения Господом Иисусом пяти тысяч человек в пустынном месте. Перекрёстная ссылка 13а указывает на отрывки из других трёх Евангелий: Мк. 6:32-44, Лк. 9:10-17 и Ин. 6:1-13. Отсюда видно, что о чуде насыщения пяти тысяч говорят все четыре Евангелия. Прочитав параллельные места в Евангелиях от Марка, Луки и Иоанна можно заметить некоторые интересные подробности, не упомянутые Матфеем. Попробуйте найти их самостоятельно.

В Мф. 26:6-13 рассказывается о женщине, которая разбила алебастровый сосуд и помазала Господа дорогим миром. В перекрёстной ссылке 6а перечислены три отрывка из Евангелий. В первых двух — Мк. 14:3-9 и Ин. 12:1-8 — говорится о том же событии, о той же женщине, а в третьем отрывке — Лк. 7:36-39 — говорится о похожем случае, но не о том, который был описан в Мф. 26:6-12. Евангелист Лука написал о другой женщине, которая также помазала Господу ноги. Поэтому третий отрывок указан так: «ср. Лк. 7:36-39». Читателю предлагается сравнить эти два разных, но похожих события, которые происходили в разных местах.

Ссылки на стихи, содержащие то же слово или выражение

Это самый распространённый вид перекрёстных ссылок в Восстановительном переводе. Например, в Отк. 1:2 написано, что Иоанн «азасвидетельствовал бслово Божье и свидетельство Иисуса Христа — всё, что он гувидел». Перекрёстные ссылки в этом стихе есть к четырём словам и выражениям. По ссылке 2г можно найти 29 стихов (!) из почти всех глав Откровения, в которых используется слово «увидел». Рассмотрев все эти стихи, можно понять, что именно увидел Иоанн. Стоит отметить, что в Синодальном переводе нет перекрёстных ссылок к Отк. 1:2.

Ещё один пример. В Флп. 3:14 Павел пишет: «Стремлюсь к 2цели за наградой, к которой Бог в Христе Иисусе призвал меня вверх». Перекрёстная ссылка 14в к слову «призвал» указывает на три стиха: Рим. 8:28, Евр. 3:1 и 2 Тим. 1:9. Все эти три стиха содержат слово «призвать» или «призвание». Разумеется, эти слова употребляются и во многих других стихах Нового Завета, но здесь отобраны три наиболее важных стиха, в которых они употреблены в том же смысле, что и в Флп. 3:14.

Ссылки на стихи, содержащие сходное духовное откровение

Это второй по распространённости вид ссылок в Восстановительном переводе. Используем в качестве примера тот же стих Флп. 3:14. Ссылка 14а к слову «стремлюсь» указывает на четыре стиха. Из них только первый — Флп. 3:12 — содержит то же слово «стремлюсь»; в остальных трёх — 1 Кор. 9:24, 26 и 2 Тим. 4:7 — нет этого слова, но они тоже говорят о христианской жизни как о состязании в беге, то есть содержат сходное духовное откровение.

Есть перекрёстные ссылки, соединяющие друг с другом отрывки Слова, которые невозможно было бы соединить, не имея духовного откровения. Например, в Ин. 1:51 Господь Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: увидите аоткрывшееся небо и ангелов Божьих, восходящих и сходящих по Сыну Человеческому». Смысл этих слов действительно сложно понять. Но перекрёстная ссылка 51а указывает на Быт. 28:11-22, где повествуется о том, как Иаков увидел сон, в котором на земле была установлена лестница, а её верх достигал неба, и по ней восходили и сходили ангелы Божьи. Проснувшись, Иаков назвал это место Вефилем, т. е. домом Божьим. Повествование о сне Иакова раскрывает самое важное в Божьем откровении — желание Бога обрести себе дом на земле и то, каким образом должно осуществиться это желание. То, что Господь сказал в Ин. 1:51, является исполнением сна Иакова в Быт. 28:11-22. Подробнее об этом можно прочитать в прим. 2 к Ин. 1:51 и прим. 1 к ст. 1 в той же главе.


Любой вопрос, касающийся перекрёстных ссылок Восстановительного перевода, вы можете отправить нам со страницы Задать вопрос.